14 января 2002 г.

Cryobot будет бурить лед на Европе

Китайцы встретили Новый год на рабочих местах, готовя к полету корабль Shenzhou

Жители американского штата Монтана наблюдали необычное явление

Роботы-покорители Марса к бою готовы

О разработке будущих железных покорителей космоса ученые из NASA сообщили еще в октябре прошлого года, однако тогда, до проведения серии испытаний, речь шла, в первую очередь, о земляных работах. Машины предполагалось использовать для изучения любопытных для науки участков суши, а также для подготовки подземных жилищ для экспедиций ученых перед их прибытием. Особый акцент делался на развитие способности роботов распределять между собой объем работы, чего ученым и удалось достичь: роботы работают в команде, каждый из них способен "мыслить" независимо от других, что позволяет реагировать на движения напарника, подстраиваться под него, и снижает риск падения груза.

Испытания роботов-марсиан прошли успешно, и ученые заявляют о готовности своих питомцев к завоеванию Марса. В ходе тестирования команде из двух мобильных роботов необходимо было независимо друг от друга достичь, поднять и перевезти 2,5-метровый контейнер на расстояние в 50 метров. Роботы видели и распознавали близлежащие объекты и для преодоления препятствий координировали между собой свои действия, периодически сообщая друг другу о ходе выполнения работы. Если работа не ладилась, они анализировали ошибку и корректировали свои действия.

Д-р Пол Шенкер (Paul Schenker) из калифорнийской лаборатории NASA по реактивному движению заявил: "Мобильные роботы должны делить между собой объем работы и мышление, обмениваться важными сенсорными сигналами и быстро подстраиваться под движения друг друга".

Mars Odyssey уже почти на заданной орбите

В прошедшую пятницу американский марсианский орбитальный зонд Mars Odyssey вплотную приблизился к своей заданной орбите. "Настройкой" своей орбиты он занимался с конца октября, как только прилетел с Земли. Первоначальная орбита зонда Odyssey была эллиптической и сильно вытянутой, а период его обращения вокруг Марса составлял около 18,5 часов. А конечная орбита должна была быть круговой высотой 400 км с периодом обращения 2 часа.

Все эти месяцы Odyssey использовал для коррекции орбиты метод аэроторможения в атмосфере Марса. Но эта фаза теперь закончена. 11 января Odyssey в очередной раз включил свои малые маневровые двигатели, изменил свою скорость на 20 м/сек и поднял свою орбиту на 85 км. Теперь он находится на эллиптической орбите с минимальным расстоянием от поверхности Марса 201 км и максимальным - 500 км. То есть он вышел за пределы атмосферы Марса и больше не будет тормозить об нее. В течение ближайших двух-трех недель по команде из ЦУПа зонд проведет еще несколько включений своих двигателей и уже займет окончательную орбиту.

Сегодня на МКС день выхода в открытый космос

Сегодня 14 января у экипажа Международной космической станции (МКС) очень важный день. Сегодня должен состояться первый выход в открытый космос в программе этой экспедиции. За борт пойдут командир экипажа Юрий Онуфриенко и бортинженер Карл Уолц. Предполагается, что в открытом космосе они проработают 6 часов, одеты они будут в новые российские скафандры "Орлан". Выход назначен на 21:56 по московскому времени.

Они должны установить на стыковочном модуле "Пирс" новую российскую кран-балку. Для этого они будут использовать другой уже установленный там кран. Кроме того, они смонтируют на модуле "Звезда" антенну для любительской радиосвязи.

Cryobot будет бурить лед на Европе

Объединенная команда специалистов NASA, Норвежского полярного института и Норвежского космического центра провела в Арктике, а точнее на Шпицбергене, испытания робота для бурения льда, который получил название Cryobot. Пока это только прототип, но предполагается, что аналогичный робот будет вести буровые работы на полярных шапках Марса и на покрытой многокилометровым слоем льда Европе (спутник Юпитера).

Правда, во время испытаний в Арктике ограничились дыркой во льду глубиной 23 м. Сверлили ее больше недели. Точнее, не сверлили, а плавили. Cryobot представляет собой цилиндр длиной 1 м и диаметром около 13 см. Нагретая вода на его нижнем конце плавит лед, и под действием силы тяжести Cryobot продвигается вниз. Снаряд связан с "наземным" оборудованием электрическим кабелем. Допускается возможность того, что после прохода робота отверстие над ним будет снова замерзать, но во время испытаний ему не давали закрыться, чтобы можно было беспрепятственно вытянуть робота на поверхность. Правда, робот должен уметь делать дырки во льду двумя способами: уже упомянутым (нагревая и расплавляя лед) и путем сверления.

Во время испытаний команда специалистов преодолела массу трудностей, среди которых были не только холод и сильный ветер, но и белые медведи, которые проявляли повышенный интерес к работающему аппарату. На Европе белых медведей нет, так что, роботу там, должно быть, будет полегче, за исключением того, что бурить придется не один километр. Там подо льдом на Европе должен быть соленый океан, в котором, может быть, есть какая-то жизнь.

Правда, конкретных планов отправки спускаемого аппарата на Европу пока нет. Запланирован только запуск орбитальной станции Europa Orbiter, которая должна прибыть на место в 2008 г.

Китайцы встретили Новый год на рабочих местах, готовя к полету корабль Shenzhou

В Китае сейчас идет подготовка к третьему испытательному беспилотному полету космического корабля Shenzhou. Как это принято в Китае, даже ориентировочной даты запуска официально не называется. Однако по множеству косвенных признаков наблюдатели уже давно сделали вывод о том, что этот старт должен состояться в начале этого года.

И вот новое свидетельство близящегося запуска. По сообщению китайской газеты People's Liberation Army (PLA) Daily, тысячи технических сотрудников и военных, работающих на космодроме Jiuquan в провинции Гансу на северо-западе Китая, добровольно решили отказаться от выходных дней в новогодние праздники, чтобы продолжить ударную работу. С большой вероятностью можно сказать, что речь идет о подготовке к запуску корабля Shenzhou-3, хотя явно об этом не сказано ни слова.

Тем не менее, начальство не могло оставить космических трудящихся совсем уж без праздников и, как сообщается, на указанный космодром к Новому году завезли массу продуктов питания, в том числе свежих овощей и фруктов.

Жители американского штата Монтана наблюдали необычное явление

В ночь на субботу в небе был виден огромный светящийся шар. Он стремительно приближался к земле. Его даже удалось запечатлеть на любительскую видеокамеру. Астрономы говорят, что - это "космический мусор", который сгорел в плотных слоях атмосферы.