22 января 2002 г.

Экипажу МКС предстоит новый выход в открытый космос

Сфотографировать Ио не удалось, но Galileo снова работает нормально

Росавиакосмос рассматривает кандидатуру третьего космического туриста для полёта на МКС

Поиски жизни на Марсе заставят заняться буровыми работами?

На мысе Канаверал "секьюрити" немного умерили свое рвение

В России подешевеет запуск спутников

В центре имени Хруничева вчера обсуждалась ситуация в российской космической отрасли

Экипажу МКС предстоит новый выход в открытый космос

Эта неделя у четвертого долговременного экипажа МКС будет очень напряженной: в пятницу астронавтам предстоит новый, второй по счету, выход в открытый космос, и к нему еще надо как следует подготовиться.

Подготовка началась издалека - еще на прошлой неделе бортинженер Карл Уолц (Carl Walz), консультируясь с компьютерными специалистами из ЦУПа, установил и запустил в работу новый твердотельный блок памяти для первого из трех основных бортовых компьютеров станции. Для этого пришлось сначала снять старое записывающее устройство на жестком диске, на что ушло два часа, и еще два часа заняла установка новой памяти. Раньше была проведена аналогичная модернизация второго основного компьютера, а на 1 февраля назначена такая же операция с третьим компьютером.

Ну а командир Юрий Онуфриенко и второй бортинженер Дэн Бурш (Dan Bursch) заняты непосредственной подготовкой к работам на внешней поверхности станции поскольку за борт пойдут именно они (в прошлый раз вместе с Онуфриенко в открытом космосе работал Карл Уолц). Выход назначен на пятницу 25 января. Предполагается, что он продлится 5,5 часов. За это время астронавты должны будут установить на внешней поверхности модуля "Звезда" 11 разных систем, в том числе 6 отражателей для маневровых двигателей и вторую антенну для любительской радиосвязи, и заменить образцы в эксперименте "Кромка" по исследованию воздействия внешнего космоса.

Сфотографировать Ио не удалось, но Galileo снова работает нормально

17 января зонд Galileo пролетел на высоте всего 100 км над поверхностью Ио - самого ближнего из крупных спутников Юпитера. Предполагалось, что Galileo проведет съемку многочисленных вулканов этого спутника, но ничего не вышло. Из-за мощного излучения Юпитера произошел сбой в работе бортового компьютера и зонд перешел в защищенный режим полета, когда отключаются все научные приборы, антенна разворачивается в сторону Земли в ожидании сигнала из ЦУПа.

Специалистам из означенного ЦУПа, который находится в Лаборатории реактивного движения космического агентства NASA, удалось довольно быстро (за один день) восстановить нормальную работу Galileo, но время уже было упущено. Так что теперь ничего не остается, как продолжить работу по программе.

У Galileo была еще запланирована съемка небольшого спутника Амальтея, к которому зонд должен приблизиться в ноябре этого года. Затем нужно было сделать последнее в этой миссии цветное фото обращенного к Юпитеру полушария Европы - его "ледяного" спутника. А потом инфракрасный спектрометр Galileo занялся цветной съемкой Юпитера для составления его карты.

А вообще, Galileo осталось жить до сентября 2003 года, когда он будет направлен в сторону Юпитера, где и закончит свою более чем 12-летнюю жизнь.

Желающие есть и даже больше, чем можно было ожидать с учётом стоимости такой прогулки, заявил ИТАР-ТАСС официальный представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов. Он говорит, что пока преждевременно называть имя третьего туриста, ещё не слетал южно-африканец Марк Шаттлворт, второй непрофессиональный космонавт.

Поиски жизни на Марсе заставят заняться буровыми работами?

В последнем номере журнала Nature была опубликована статья, в которой обсуждалось открытие одного микроба, который, как оказалось, живет на глубине 200 м под поверхностью земли. Откопали его в Айдахо. Он получил латинское название Archaea. Микроб этот никак не участвует в экосистеме Земли и пребывает в тех условиях, какие были на "молодой" Земле, а также, возможно, и на других планетах солнечной системы (например, на Марсе).

Колонию подземных микробов нашла группа специалистов с кафедры микробиологии университета штата Массачусетс. По их словам, найденный микроб не похож ни на один из ранее известных земных микробов, в том числе живущих в земле.

Всем остальным подземным микробам для жизни требуется какой-то органический материал, который могут занести на такие глубины подземные воды. А этот новый микроб "питается" метаном, который образуется в результате реакции водорода и углекислого газа, растворенных в подземной воде. Так что этому микробу для жизни не нужно ни органических соединений, ни солнечного света.

Ситуация, когда на Земле было много водорода и не было никакой органики, была в ее "молодости". Вполне вероятно, что условия, в которых может жить этот микроб, есть сейчас на Марсе. Поверхностной воды там не нашли, там она, скорее всего, находится где-то на глубине. Так что исследования микроба из глубин штата Айдахо могут подсказать новые методы поиска жизни на Марсе. Вот только вопрос, сможет ли небольшой спускаемый аппарат просверлить дырку в грунте глубиной 200 м.

На мысе Канаверал "секьюрити" немного умерили свое рвение

NASA и ВВС США, которые совместно эксплуатируют космодром на мысе Канаверал, решили несколько ослабить меры защиты, принятые после терактов 11 сентября. Напомним, что во время подготовки первого после терактов полета "шаттла" не стали даже объявлять даты его выката на стартовую площадку, а пока "шаттл" Endeavour стоял на стартовой площадке над ним все время летали военные самолеты. Ну а во время самого запуска был резко ограничен круг людей, имевших право наблюдать за ним с трибун.

В таком режиме "военного положения" космодром проработал 4 месяца. Но и теперь, как было официально объявлено, несмотря на некоторые послабления, меры безопасности остаются на более высоком уровне, чем тот, что был до 11 сентября. Как сообщает Florida Today, изменения практически не коснулись пропускного режима и для людей, и для техники, въезжающей на территорию космодрома - идентификация проводится очень строго.

В России подешевеет запуск спутников

Новый тип малых околоземных орбитальных аппаратов появится в ближайшее время у России. Автоматические устройства будут собирать на базе новой легкой космической платформы "Яхта".

Как сообщили "МК" на заводе имени Хруничева, платформу, являющуюся каркасом любого спутника, спроектировали, чтобы снизить стоимость запуска аппарата. По проверенной схеме выведения на орбиту Земли отечественных сателлитов устройства крепятся под головным обтекателем многоступенчатой ракеты. Когда спутник поднимается на заданную высоту, специальные пиропатроны отстрелят последнюю ступень, а дальше автомат начинает маневрировать уже собственными реактивными двигателями.

Практика показала, что изготовляемые еще с зари космонавтики спутниковые платформы непригодны для малых спутников — они очень тяжелы, для их запуска приходится тратить неоправданно много топлива и задействовать ракетами большой мощности. Конструкторам удалось снизить вес новинки до 350 килограммов, что, только по предварительным оценкам, в несколько раз уменьшит нынешнюю стоимость запуска подобного аппарата.

Испытание основных узлов и агрегатов платформы завершается как раз в эти дни. Первый спутник на ее базе, начиненный системами для мониторинга и дистанционного зондирования Земли, собираются запустить уже в середине этого года. А в следующем году с помощью платформы на орбите должны заработать две телекоммуникационные системы и спутник, пополняющий российскую космическую группировку. Стартовой площадкой аппаратам станет космодром Плесецк.

Ситуация в российской космической отрасли вчера стала предметом совещания с участием президента. Оно прошло прямо в цехах центра имени Хруничева, где создаются самые современные аппараты для полетов в безвоздушное пространство.

Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева по праву считается флагманом в области российской космонавтики. За свою 85-летнюю историю это предприятие выпускало и танки, и самолеты, причем как гражданские, так и военные, а началось все в 1916 году с автомобилей. Первые отечественные машины "Руссо-Балт" сошли в 1922 году с конвейера именно этого завода.

В 60 годы де завод переходит на выпуск ракетно-космической техники. 4 поколения стратегических ракет, легендарный космический носитель "Протон", орбитальная станция "МИР" - все это сделали специалисты центра имени Хруничева.

Президенту Путину сотрудники центра показали свои новейшие разработки - прежде всего последнее семейство ракет-носителей "Ангара" легкого, среднего и тяжелого класса. Эти ракеты превосходят по тактико-техническим характеристикам все западные аналоги. На космодроме в Плесецке уже началось строительство стартовых столов под новую "Ангару".

Первый пуск намечен на 2003 год. Если все пойдет по плану, то с российского космодрома можно будет запускать ракеты любого класса, а пока же все тяжелые ракеты уходят в космос с казахстанского Байконура.

Еще одна гордость "хруничевцев" - новые ракеты-носители "Рокот" и "Протон-М" также были продемонстрированы президенту. Глава государства, как предполагается, осмотрит и новый российский модуль международной космической станции. Планируется, что уже в конце этого году модуль ФГБ-2 будет доставлен на орбиту и пристыкован к МКС.

Осмотрев образцы космической техники, президент Путин сказал, что Россия не только не отстает от своих конкурентов по освоению космоса, но и по-прежнему занимает лидирующие позиции. В том числе благодаря и усилиям центра имени Хруничева.

Главе государства показали и новый российский модуль международной космической станции. Планируется, что уже в конце этого году модуль "ФГБ-2" будет доставлен на орбиту и пристыкован к МКС.