5 февраля 2002 г.

Японская ракета успешно взлетела, но спутник до места не довезла

Извержение вулкана в Конго, взгляд из космоса

Отказ компьютера вызвал сбой системы наведения МКС

Наша галактика, взгляд со стороны

Астрономам удалось получить изображение нашей галактики Млечный Путь, как если бы мы смогли увидеть ее со стороны в профиль. Для этого им пришлось проанализировать информацию почти о полумиллиарде звезд, характеристики которых были измерены в процессе работы по проекту 2MASS (Two Micron All Sky Survey).

Наша Земля находится внутри звездного диска Млечного Пути, а облака межзвездной пыли загораживают нам многие звезды собственной галактики, поэтому довольно трудно точно определить ее форму.

В работах по проекту 2MASS участвовали два инфракрасных телескопа, расположенных в северном и южном полушарии - в США и в Чили. В течение пяти лет они сканировали небо для создания базы данных объектов, излучающих в инфракрасном диапазоне длин волн. Именно в этом диапазоне можно наблюдать звезды, которые в оптический телескоп не видны из-за облаков межзвездной пыли. Таким образом была составлена трехмерная карта окружающего нас космического пространства.

Трудная дорога HESSI в космос

Сегодня с мыса Канаверал должен стартовать самолет L-1011, на борту которого будет ракета Pegasus XL. Эта система "воздушный старт" должна вывести на орбиту научный спутник HESSI (High Energy Solar Spectroscopic Imager), который займется исследованием солнечных вспышек. Отделение ракеты от самолета назначено на 15:26 по местному времени (23:26 мск).

Вообще-то старт этот должен был состояться еще в июле 2000 года, но он неоднократно откладывался по шести различным причинам. Сначала в марте 2000 г. во время предполетных испытаний на виброустойчивость из-за нештатной работы вибростенда спутник тряхнули так, что поломали в нем несколько деталей. Вообще-то, HESSI должны были потрясти с ускорением 2G, но нагрузка получилась в 10 раз больше, и такого обращения он не выдержал.

Спутник отправили в ремонт, а старт перенесли на ноябрь 2000 г. Но и в этот раз взлететь ему было не суждено, так как в NASA началась широкомасштабная инспекция, имеющая целью снизить до минимума риски при космических запусках. В итоге HESSI оставили на земле для проведения проверки всей бортовой электроники, а старт перенесли на 28 марта 2001 г.

Но случилась еще одна незадача. В октябре 2000 г. ракета Pegasus вывела на орбиту спутник HETE-2. Запуск прошел нормально, но во время его послеполетного анализа выяснилось, что цилиндрическая конструкция, соединяющая две ступени ракеты, не отделилась как положено. Несмотря на то, что этот инцидент никак не повлиял на вывод спутника HETE-2 на орбиту, было решено переделать конструкцию системы отделения. Соответственно, запуск HESSI перенесли на 7 июня 2001 г.

В конце мая прошлого года HESSI доставили к месту старта, установили на ракету Pegasus, а ее в свою очередь смонтировали на самолете L-1011. Казалось, что теперь HESSI уже ничто не помешает. Но не тут-то было. 2 июня во время испытательного полета экспериментального гиперзвукового аппарата X-43A, который разгоняла как раз ракета Pegasus, произошла авария - взрыв первой ступени ракеты. Началось расследование причин, и запуск HESSI опять отложили. В конце концов, он был назначен на 24 января 2002 г.

Но в декабре 2001 г. опять случилась авария. Во время очередных испытаний по программе ПРО нештатно сработала ракета, в первой ступени которой был установлен двигатель, аналогичный тому, который используется в ракете Pegasus. И старт HESSI перенесли снова, то есть уже в шестой раз.

Может быть, сегодня, он все-таки взлетит?

Японская ракета успешно взлетела, но спутник до места не довезла

Вчера 4 февраля в 5:45 по московскому времени с японского космодрома на острове Танегасима стартовала ракета H-2A. Ее запуск был днем ранее отложен из-за сильного ветра. Для новой ракеты H-2A это был второй запуск, а первый состоялся в августе прошлого года и прошел успешно.

На этот раз H-2A должна была вывести на орбиту два экспериментальных спутника.

Первый спутник называется MDS-1 (Mission Demonstration Satellite-1). На установлено коммерческое оборудование (микрочипы, батареи и солнечные панели), и его цель - проверить, как эти серийные устройства будут вести себя в условиях космоса. Эти испытания рассчитаны на год. Этот спутник, как ему было и положено, вышел на заданную орбиту через 47 минут после старта ракеты.

Второй спутник называется DASH (Demonstrator of Atmospheric Reentry System). Он предназначался для испытания новой системы входа в атмосферу и посадки. Предполагалось, что он проведет на орбите 3 дня, а потом от него отделится спускаемая капсула, которая совершит посадку на парашюте на территории Мавритании в пустыне Сахара.

Вот с этим спутником возникли проблемы. Наземный ЦУП так и не получил никакого подтверждения о выходе этого спутника на заданную эллиптическую геосинхронную орбиту. Выяснилось также, что неполадки возникли через 30 минут после запуска при отделении спутника DASH от ракеты, то есть он так и не смог отделиться от второй ступени, а контакт с ним был потерян.

Кроме того, на борту ракеты H-2A была еще модуль VEP-3, предназначенный для сбора информации о вибрациях и других воздействиях на спутники во время запуска ракеты в космос. Его данные необходимы для подтверждения того, что ракета H-2A может безопасно выводить в космос коммерческие спутники.

А вот с этим Японии, по всей видимости, придется подождать, так как запуск, программа которого не была выполнена в полном объеме, нельзя считать успешным. Если не сработала система отделения одного из спутников, то вряд ли найдутся клиенты, которые захотят доверить такой ракете вывод своего спутника на орбиту. Тем не менее, японское космическое агентство NASDA заявило о том, что в течение ближайших трех лет оно собирается провести 11 коммерческих запусков ракеты H-2A.

Извержение вулкана в Конго, взгляд из космоса

17 января началось бурное извержение вулкана Нирагонго в окрестностях полумиллионного города Гома в Конго. В результате этого извержения погибли более 100 человек, а нескольким сотням тысяч человек пришлось эвакуироваться из опасной зоны. Потоки вулканической лавы разрушили не меньше 12 тысяч домов.

Это извержение фотографировал спутник Landsat 7, и его снимки были на днях опубликованы.

Вулкан Нирагонго имеет высоту 3469 м. Это один из восьми вулканов, расположенных в районе Восточно-африканского разлома на границах Конго, Руанды и Уганды.

Спутник Landsat 7 находится на орбите с 1999 г. Он собирает информацию о земной поверхности и прибрежных зонах океана и занимается мониторингом лесов, ледников и сельскохозяйственных посевов.

Отказ компьютера вызвал сбой системы наведения МКС

5 февраля отказ бортового компьютера вызвал сбой в работе системы наведения Международной космической станции (МКС) и не позволил раскрыться солнечным батареям v сообщил представитель американского центра управления полетом Джеймс Хартфилд.

Представитель центра отметил, что благодаря слаженным действиям экипажа ситуация опасности не представляет. В качестве меры предосторожности два американских астронавта и российский космонавт развернули дублирующую систему.

Причина сбоя компьютера неизвестна. Российскому центру управления полетом его удалось быстро вновь запустить, сообщают специалисты NASA. Однако, по их мнению, потребуется несколько часов для того, чтобы он стал полностью работоспособным.Отказ компьютера вызвал сбой в системе наведения МКС, в результате чего космическая станция не могла сориентировать свои солнечные батареи и направить их точно в сторону Солнца, что необходимо для выработки электричества.