Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

7 февраля 2002 г.

Содержание

Космические маневры без топлива

SiMiCon разработала летающую беспилотную тарелку

Естественный отбор

Бывший американский астронавт затеял строительство космического отеля

Марсианскую историю начнут изучать во глубине антарктических льдов



Космические маневры без топлива

NASA сейчас занимается разработкой технологии маневрирования спутников в космосе без использования химического топлива. Уже создан прототип такой системы, позволяющий менять высоту орбиты спутника, используя при этом некое подобие буксира с проводящим и непроводящим ток фалом и плазменным контактором. Испытания проводились пока только на земле (в вакуумной камере), но они прошли успешно, и первый экспериментальный полет должен состояться этим летом.

Система космической буксировки называется ProSEDS (Propulsive Small Expendable Deployer System). В свой первый полет она отправится с мыса Канаверал на борту ракеты Delta 2. После выхода на околоземную орбиту система ProSEDS вытянет из второй ступени ракеты тонкий неизолированный провод длиной 5 км, который соединен с диэлектрическим фалом длиной 10 км. При взаимодействии проводящего провода с ионосферой Земли должен генерироваться ток, то есть появится энергия, необходимая для снижения высоты орбиты второй ступени ракеты.

Весь этот испытательный полет продлится порядка 3 недель, но уже в первый день должно быть ясно, будет ли все это работать.


SiMiCon разработала летающую беспилотную тарелку

Компания SiMiCon разработала новый дистанционно-управляемый разведывательный аппарат необычной дискообразной формы с вертикальными взлетом и посадкой, получивший название "летающий винт" (SiMiCon Rotor Craft - SRC).

Современные беспилотные аппараты, несмотря на свои очевидные преимущества при выполнении разведывательных и ударных задач, обладают рядом существенных недостатков: нуждаются во взлетных полосах, летают медленно, не могут зависать над одним местом.

Конструкторы SRC явно вдохновлялись видом фантастического аппарата USS Enterprise из фильма "Star Track", аппарат также имеет дискообразную форму, однако вместо двух двигателей, поднятых над корпусом, оснащен только одним реактивным двигателем, расположенным в задней части под корпусом, а также классическим хвостовым оперением. Диаметр "блюдца" будет составлять 4,5 метра, в настоящее время испытания в аэродинамической трубе прошли три прототипа диаметром 1,5 метра каждый.

Круглый корпус SPC, представляющий собой несущую поверхность ("крыло"), снабжен выдвижными лопастями, которые приводятся в действие с помощью небольшого реактивного двигателя и обеспечивают аппарату возможность вертикального взлета и посадки. После набора высоты включается маршевый двигатель, и вертолетные лопасти вдвигаются внутрь корпуса, однако могут быть выдвинуты вновь, если аппарату потребуется зависнуть в воздухе или осуществить посадку. Для компенсации углового вращательного момента используется либо тяга реактивного двигателя, либо небольшой хвостовой винт.

В последние годы в мире было разработано более 150 моделей беспилотных летательных аппаратов (unmanned aerial vehicles - UAV), однако лишь немногие из них сочетают в себе возможности вертикального взлета и посадки с высокой полетной скоростью.

На вооружении армии США стоит два беспилотных аппарата, один из которых - Predator - для взлета нуждается во взлетной полосе длиной 670 метров, в то время как другому - высотному разведчику Global Hawk - нужна полоса длиной более километра. SRC сможет подниматься в воздух с открытой платформы автомобильного трейлера.


Естественный отбор

Необычный эксперимент будет проходить в научном центре Magna (Ротерхэм, Великобритания) с участием двух типов автономных роботов - так называемых "жертв" и "хищников". Целью исследований станет изучение возможности создания самообучающихся машин, которые смогли бы заменить человека при изучении других планет и труднодоступных районов земного шара.

Оба типа роботов, и жертвы, и хищники, снабжены инфракрасными сенсорами: именно эти сенсоры позволяют устройствам свободно ориентироваться в пространстве, отличать своих "сородичей" от врагов и подыскивать подходящие места для укрытия.

Суть битвы заключается в следующем: жертвы снабжены солнечными батареями, позволяющими подзаряжать аккумуляторы и тем самым поддерживать "жизнь". Хищники не могут пользоваться энергией света, а поэтому им приходится охотиться на более слабых роботов и заряжаться от их аккумуляторов.

Нейронная сеть, принимающая сигналы от внешних датчиков, позволяет машинам с течением времени совершенствовать свои навыки, применять новые тактики защиты и нападения, распознавать приближающуюся опасность...

Если роботу удается выжить в течение определенного промежутка времени, то данные его нейросети передаются на центральный компьютер, где с целью образования "потомства" смешиваются с "электронными генами" другого выжившего участника эксперимента. Соревнования, в которых примут участие 15 хищников и 6 жертв, начнутся 27 марта, а понаблюдать за экспериментом помимо ученых, сможет любой желающий.


Бывший американский астронавт затеял строительство космического отеля

Баз Олдрин (Buzz Aldrin), второй из землян, прогулявшихся по Луне, организовал команду инженеров, которая займется проектированием космического корабля нового класса. В этой группе работают профессора и аспиранты нескольких высших учебных заведений США, в том числе Массачусетского технологического института, в котором Баз Олдрин в свое время получил докторскую степень.

Предполагается, что такой корабль будет использоваться в качестве космического отеля, непрерывно курсирующего между Землей и Марсом. На этом корабле можно будет перевозить людей и грузы между двумя планетами, что позволит коммерчески использовать и колонизировать Марс.

Баз Олдрин считает, что именно такой надежный многократно используемый транспортный корабль может стать основой для освоения космоса в 21 веке.

В качестве одной из деталей будущего корабля планируется использовать модифицированную версию внешнего топливного бака нынешних "шаттлов". Сейчас этот бак после старта отстреливается и сгорает в атмосфере. Теперь его предлагается модернизировать, добавив к нему два дополнительных пустых бака. Такой бак "шаттл" не будет отстреливать, а повезет до околоземной орбиты, где пустые баки отделят от основного и используют для сборки космического корабля. Самая первая модель такого корабля сможет вместить до 50 пассажиров.

Траектория у космического отеля будет такая, чтобы "попадающиеся на пути" планеты и их спутники своими гравитационными полями помогали ему двигаться с нужной скоростью и в нужном направлении. Вообще-то этот корабль будет спутником Солнца, совершая во время своего полета регулярные пролеты мимо Земли и Марса. Движение по такой траектории потребует совсем мало топлива. Правда, рассчитать такую траекторию будет довольно сложно, из-за сложных относительных орбитальных движений Земли и Марса. Тем не менее, Баз Олдрин считает своей проект очень эффективным.


Марсианскую историю начнут изучать во глубине антарктических льдов

Сейчас в Антарктиде в районе ледника Дарвина по заданию Центра космических и планетарных исследований находятся специалисты из университетов штатов Арканзас и Оклахома. Они проводят здесь дозиметрический эксперимент, цель которого - прояснить недавнюю историю Марса.

Конкретная задача ученых - измерить коэффициент поглощения высокоэнергетичных космических лучей во льду. Эти космические лучи, которые представляют собой протоны, летящие с очень высокими скоростями, пронизывают атмосферы Земли и Марса. Твердые породы и камни задерживают эти космические лучи, так как протоны, сталкиваясь с атомами твердых веществ, выделяют энергию, часть которой выделяется в виде люминесцентного излучения. Измеряя интенсивность этого люминесцентного излучения можно определить возраст объекта.

Такой метод широко используется в археологии. Теперь его планируется применить к полярным ледовым шапкам на Марсе, а сначала испытать его в глубине антарктического льда.



Нас считают