15 февраля 2002 г.

Индейцам вернули кусочек их метеорита

Защитимся от астероидов ракетами космического базирования

Бомбардировщик для кометы

Марсианские подарки ко дню святого Валентина

По случаю дня святого Валентина на снимках поверхности Марса, сделанных орбитальным зондом Mars Global Surveyor, обнаружились занятные фигуры. Например, вот это сердце (снимок слева) находится в южной приполярной зоне Марса. Его размер - около 250 м в поперечнике. Оно представляет собой возвышенность, которая образовалась в результате эрозии окружающих пород.

А это сердце представляет собой впадину. Оно находится вблизи вулкана Alba Patera на равнине Tharsis в северном полушарии Марса. По мнению специалистов, такая структура образовалась в результате обрушения стенок канала, по которому когда-то, возможно, текла вода. В самой широкой своей части это сердце имеет размер около 2,3 км.

Первые звездочки

Астрономы обнаружили космические объекты, появившиеся вскоре после Большого взрыва.

Ричард Эллис (Richard Ellis) и его коллеги из Калифорнийского Технологического Института занимаются поиском самых первых звезд, образовавшихся после Большого взрыва. Проблема в том, что эти светила удалены от Земли более чем на 10 миллиардов световых лет, и их необычайно трудно различить даже с помощью очень мощного телескопа.

Однако астрономы пользуются другими крупными космическими объектами - например, галактиками или их скоплениями (кластерами) как увеличительными линзами. Большая масса кластеров позволяет им влиять на излучение древних светил - искривлять, перенаправлять и усиливать его. Направив космический телескоп Хаббл и наземный Keck на группу галактик, ученые "разглядели" туманность, удаленное от земли на 13,4 миллиарда световых лет.

Облако содержит около миллиона звезд (в обычной галактике - их сотни миллиардов). Если учесть распространенное мнение, что Вселенной около 14 миллиардов лет, то крохотная галактика должна было образоваться примерно через миллиард лет после Большого взрыва.

Исследователи предполагают, что туманность состоит из древнейших звезд. Подтверить или опровергнуть их гипотезу поможет новый космический телескоп - Next Generation Space Telescope, запуск которого намечен на 2009 год. Он сможет проводить наблюдения за древнейшими космическими объектами без помощи гравитационных линз.

Первый коммерческий корабль полетит к Луне с Байконура

Как стало известно 14 февраля, запуск 1-го коммерческого космического аппарата на Луну без человека на борту намечен на июнь 2002 г. Старт произойдет с космодрома Байконур в Казахстане.

Об этих планах рассказала в интервью британским журналистам президент калифорнийской компании "ТрансОрбитал" Денис Лурье, которая является организатором проекта. Она сообщила, что аппарат весом 520 кг "готов уже на 80 процентов". Его планируется вывести на околоземную орбиту российской ракетой-носителем "Днепр".

После доставки на околоземную орбиту аппарат "ТрейлБлейзер", оснащенный двигательной системой, должен самостоятельно добраться до Луны. Организаторы проекта рассчитывают использовать "ТрейлБлейзер" для получения и продажи видео- и фотоматериалов, на которых будут запечатлены оба этапа космического путешествия, восход Земли над горизонтом Луны и другие уникальные кадры. Не исключено, что аппарат также будет использоваться для коммерческих захоронений на поверхности Луны.

Соперник "ТрансОрбитал" компания "Селестис" из Техаса пока не обладает собственными мощностями для создания своего "трейлблейзера", поэтому предполагает стать партнером "ТрансОрбитал" и отослать через 4 месяца на Луну останки 100 человек, сообщает ИТАР-ТАСС.

Индейцам вернули кусочек их метеорита

Некий Дэвид Уилер (David Wheeler) купил на Internet-аукционе кусочек метеорита Willamette, чтобы подарить его потом индейскому племени Clackamas из Орегона, которое всегда считало этот метеорит священным камнем. Размер этого кусочка около 2 см, мистер Уилер заплатил за него 3375 дол.

Метеорит Willamette - самый крупный метеорит из найденных на территории США. Его вес - около 15,5 тонн. Около 12,5 тыс. лет назад ледник занес его на территорию нынешнего штата Орегон. Индейцы поклонялись этому камню и называли его Tomanowos, что на их языке означало "гость с Луны". Они считали, что этот камень скрепляет союз между небом, землей и водой. Дождевую воду, которая скапливалась в его углублениях, индейцы использовали для освящения охотничьих стрел и исцеления от болезней.

Но белые люди согнали индейцев с их земли. В 1902 году метеорит нашел шахтер из Уэльса Эллис Хьюз (Ellis Hughes). Он несколько месяцев потратил на то, чтобы перевезти этот камень в свою усадьбу, а потом брал с любопытствующих по 25 центов за осмотр метеорита.

Потом компания Oregon Iron and Steel Co., которой принадлежала земля, где Хьюз нашел метеорит, подала на него в суд и вернула камень себе. После чего компания продала камень за 20,6 тыс. дол. одной богатой даме из Нью-Йорка, которая в 1906 году передала его в нью-йоркский Американский музей естественной истории, где он сейчас и находится.

В течение многих лет хранители музея откалывали от метеорита кусочки и обменивали их на другие камни интересные для исследования. Например, один из фрагментов метеорита Willamette весом менее 30 г. в результате такой операции оказался в Музее естественной истории Лондона, а нью-йоркский музей получил взамен образец лунного грунта.

Но целиком возвращать метеорит индейцам никто не собирается.

Защитимся от астероидов ракетами космического базирования

Астроном из Центра Астродинамики из Турина (Италия) Клаудио Макконе (Claudio Maccone), считает, что защитить свою планету от столкновения с астероидом мы можем с помощью ракет космического базирования.

Он уже провел все рассчеты, и у него получилось, что запуск ракеты-перехватчика с орбиты будет более эффективным, чем с земли, поскольку в первом случае траекторию движения астероида изменить будет проще.

Математики с ним согласны. Согласно их расчетам, существуют такие околоземные орбиты, с которых можно запускать ракеты с гарантией попадания в цель под углом 90o по отношению к направлению ее движения. В этом случае даже небольшой удар может отклонить астероид с его опасного курса. Если же стрелять с Земли, то сбить с курса астероид, летящий практически точно навстречу ракете, будет существенно сложнее.

В общем, итальянский астроном считает, что ракеты космического базирования нужно отправить на боевое дежурство в точку, где гравитационные силы Земли и Луны уравновешивают друг друга, так как здесь для запуска ракеты понадобится существенно меньше топлива.

Бомбардировщик для кометы

Космическое агентство NASA сейчас занимается проектом Deep Impact и разработкой аппарата, который отправится исследовать комету Tempel One. Запуск его должен состояться в 2004 году.

Примечателен этот проект тем, что на борту космического корабля к комете полетит снаряд весом 350 кг. На последнем этапе полета этим снарядом попросту выстрелят в ядро кометы, в результате чего в ней должен образоваться большой кратер размером около 100 м, а в стороны разлетится масса осколков. На этом снаряде будет установлен фотоаппарат, который будет вести съемку до последних мгновений перед столкновением.

Таким образом планируется определить какие различия в химическом составе и структуре существуют между поверхностью кометы и ее внутренностью. Кроме того, может статься, что таким способом удастся получить какую-нибудь информацию о тех временах, когда наша Вселенная была еще очень молода.