Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

19 февраля 2002 г.

Содержание

"Шаттл" Columbia вновь готовится к старту после капремонта

Светлячки в Токио, или Скоро Hubble сможет увидеть чужие планеты

Японский человеческий фактор оказался не на высоте

Не хотите ли кусочек Луны по сходной цене?

Установлено магическое число для экипажей звездолетов



"Шаттл" Columbia вновь готовится к старту после капремонта

Первый американский "шаттл" отправился на околоземную орбиту 12 апреля 1981 года (специально ли NASA подгадало запуск к нашему дню космонавтики или это получилось случайно, история умалчивает). И этим первым "шаттлом" был "шаттл" Columbia. За прошедшие годы он совершил 26 полетов. Последней его экспедицией был полет, который состоялся в июле 1999 года. Основной задачей этой экспедиции был вывод на орбиту мощного рентгеновского телескопа Chandra. Этот полет был примечателен еще и тем, что впервые командиром экипажа "шаттла" была женщина - Эйлин Коллинз.

После этой экспедиции Columbia был отправлен в капитальный ремонт, который продолжался почти два года. Во время ремонта была проведена и модернизация "шаттла": увеличена вместимость грузового отсека, установлено новое оборудование в кабине пилотов - теперь там стоит 11 цветных ЖК-дисплеев (снимке внизу показано, как теперь выглядит приборная панель), увеличена прочность самой этой кабины, усилена защита системы охлаждения от мелкого космического мусора, в общей сложности сделано 133 замены и модернизации.

Первый полет Columbia после долгого перерыва тоже будет посвящен космическому телескопу. "Шаттл" отправится к телескопу Hubble для проведения его модернизации. Экипаж из 7 человек возглавляет Скотт Олтман (Scott Altman), пилотом будет Дуэйн Кэри (Duane Carey), остальные члены экипажа - специалисты Джон Грансфелд (John Grunsfeld), Нэнси Карри (Nancy Currie), Ричард Линнехан (Richard Linnehan), Джеймс Ньюмен (James Newman) и Майкл Массимино (Michael Massimino). Грансфелд, Линнехан, Ньюмен и Массимино попарно совершат в общей сложности 5 выходов в открытый космос, а Нэнси Карри во время этих работ будет управлять рукой робота манипулятора.

Пока старт назначен на 28 февраля в 6:48 утра по местному времени мыса Канаверал.


Светлячки в Токио, или Скоро Hubble сможет увидеть чужие планеты

Космический телескоп Hubble был выведен на околоземную орбиту в 1990 г. За прошедшие годы с его помощью астрономы смогли увидеть самые разные объекты во Вселенной. Но астрономическая техника не стоит на месте, и нынешние возможности этого телескопа уже не удовлетворяют астрономов.

28 февраля на орбиту к телескопу Hubble должен отправиться "шаттл" Columbia, экипаж которого проведет модернизацию телескопа. План этой миссии предусматривает 5 выходов в открытый космос. И основным пунктом программы будет установка вместо старой фотокамеры Faint Object Camera новой камеры ACS (Advanced Camera for Surveys), которая улучшит "зрение" телескопа в 10 раз.

Разработка этой камеры велась 5 лет. Возглавлял ее профессор астрономии университета Джонса Хопкинса Холланд Форд (Holland Ford). Вот как он описал будущие возможности телескопа Hubble, когда на нем смонтируют камеру ACS: если установить этот телескоп в Вашингтоне, то он сможет различить двух светлячков, находящихся в Токио на расстоянии 180 см друг от друга.

Камера ACS весит около 400 кг, а размером она с телефонную будку. Внутри нее находится три электронных камеры разного разрешения и большой набор фильтров, поляризаторов и прочих астрономических инструментов. Камера сможет увидеть излучение с длинами волн от ультрафиолета до ближнего ИК диапазона.

Астрономы полагают, что мощности обновленного телескопа хватит для того, чтобы непосредственно "собственными глазами" увидеть планеты у не очень далеких звезд. Напомним, что все планеты, найденные к настоящему моменту у других звезд, были обнаружены не прямым наблюдением (разрешения современных телескопов для этого явно недостаточно), а косвенными методами, например, по изменениям траекторий движения звезд под действием гравитационного поля их планет, по изменениям спектра их излучения и т.д.

Конечно, провести такие наблюдения будет нелегко, но создатели камеры ACS все же постараются.


Японский человеческий фактор оказался не на высоте

Запуск японской ракеты H-2A состоялся 4 февраля этого года. Она должна была вывести на орбиту два экспериментальных спутника MDS-1 и DASH. С первым никаких проблем не было, а второй так и не смог отделиться от второй ступени ракеты, и контакт с ним был потерян.

В минувшие выходные японская газета Daily Yomiuri опубликовала результаты расследования этого инцидента. Главный вывод экспертов - в аварии виновата ошибка конструкторов этого спутника. Точнее, ошибка была обнаружена в схеме электрической разводки: был неправильно подключен один из кабелей, который должен был передать сигнал на отделение спутника от ракеты. Как выяснилось, виноваты сотрудники компании NEC, строившей этот спутник. Ошибка была допущена во время копирования чертежей. Сборочный чертеж был начерчен на основе чертежей отдельных компонентов, на одном из которых упомянутый кабель был нарисован неправильно.

Во время предполетных испытаний эту ошибку не нашли, потому что испытательный стенд был построен на основе ошибочного чертежа, и проверка команды отделения выполнялась без посылки сигнала по "неправильному" кабелю.


Не хотите ли кусочек Луны по сходной цене?

В 1996 году некий Дэннис Хоуп (Dennis Hope) организовал в США "Лунное посольство" (Lunar Embassy) и заявил, что он нашел дыру в Конвенции о внешнем космосе (Outer Space Treaty), принятой ООН в 1967 г., благодаря которой он на вполне законных основаниях может продавать участки на Луне. Именно этим он с тех пор и занимается. Как ни странно, желающих прикупить себе кусочек Луны, находится немало, хотя реально они получают в руки только кусочек бумаги с картой Луны, на которой указано местоположение "проданного" им участка.

Особенной бойко идет торговля накануне дня святого Валентина. Получить в подарок участок на Луне - это очень романтично, и довольно необременительно для кошелька: участок площадью 177 акров (71 гектар) стоит 49 дол. На Земле он обойдется существенно дороже. Некоторые даже справляются, кто будет их "соседями" на Луне, им хочется получить участок рядом с какой-нибудь знаменитостью.


Установлено магическое число для экипажей звездолетов

Магическое число, определяющее минимальную численность экипажа звездолета, способную воспроизводить себя на протяжении смены многих поколений и обеспечивать решение поставленных задач, удалось определить американским исследователям. Оно оказалось равным 160 - примерная численность населения маленькой деревни. Использование некоторых методик социальной инженерии позволит снизить его до 80.

Исследование, проведенное антропологом Джоном Муром (John Moore) из университета Флориды совместно со специалистами по космическим полетам, позволило выработать методики космических путешествий продолжительностью в сотни лет. Если прежде в подобных случаях рассматривались криогенные методики, создание банков спермы и полувоенная организация экипажа, то теперь г-н Мур предложил организовать экипаж в качестве семьи - института, обеспечивающего воспроизводство населения на протяжении миллионов лет.

В ходе исследования, в котором изучались небольшие мигрирующие группы и использовалось специально разработанное программное обеспечение для моделирования социально-этнических процессов, удалось установить, что для космического путешествия продолжительностью 200 лет, или от 8 до 10 поколений, необходим экипаж численностью 160 человек. Это позволит для каждого члена экипажа обеспечить выбор из примерно 10 партнеров для создания семьи.

Рассматриваются две стратегии первоначальной комплектации экипажа - во-первых, он должен состоять на момент старта из молодых бездетных пар, и, во-вторых, откладывать появление потомства до 35-40 лет, что позволит снизить численность экипажа до 80 человек, однако может повысить степень медицинских рисков.

Риск генетических нарушений вследствие близкородственных браков, по мнению специалистов, невелик для 200-летнего путешествия. Значительно большую опасность может представлять наличие потенциально опасных генотипов у членов экипажа, так что, возможно, потребуется генетическая селекция (genetic screening).

Еще одну опасность для длительных полетов может представлять рост социальной напряженности, которая часто отмечается в небольших изолированных коллективах - на антарктических станциях, и даже при семейном путешествии на автомобиле, которые, как всем известно, могут чрезвычайно быстро достигать опасного накала



Нас считают