22 февраля 2002 г.

Сатурн временно спрятался за Луной

Дугообразная ударная волна в раскаленном галактическом скоплении

Очередным космическим туристом может стать поп-звезда

Новая ракета Atlas 3B отработала так хорошо, что забросила спутник на более высокую орбиту

Недавно открытая комета в ближайшие недели украсит звездное небо Земли

Польский космический турист приступил к тренировкам

Сатурн временно спрятался за Луной

Любители астрономии могут наблюдать, как Сатурн прячется за Луной на звездном небе по несколько раз в год. Однако в эти моменты бывает, что луна светит слишком ярко или происходит все это в дневное время. Но на этой неделе условия наблюдения этого явления были очень благоприятными - сам Сатурн был почти максимально ярким, а Луна наоборот была неяркой - он нее была видна примерно четверть диска. Поэтому желающие увидели в бинокли и любительские телескопы очень эффектное зрелище. За Луной Сатурн прятался немногим более часа, а потом вновь появился на небе.

Правда, наблюдать, как окольцованная планета скрывается за лунным диском и появляется опять, можно было только на территории США и Атлантического океана. Для Европы в это время Луна и Сатурн уже скрылись за горизонтом.

Завтра в субботу Луна проделает аналогичный трюк, но уже с другим партнером - с Юпитером. Это в предрассветные часы смогут увидеть жители Европы.

Дугообразная ударная волна в раскаленном галактическом скоплении

Космический рентгеновский телескоп Chandra сфотографировал процессы, происходящие в раскаленном галактическом скоплении, имеющем в каталогах наименование 1E0657-56. На этом снимке показана дугообразная ударная волна, распространяющаяся из центра в правую сторону скопления. По мнению астрономов, эта ударная волна - результат столкновения и слияния 1E0657-56 с меньшей по размеру группой галактик. Таким образом, астрономы получили редкую возможность увидеть, как происходит рост галактических скоплений.

Эта ударная волна сформировалась в меньшем по размеру галактическом скоплении как облако газа с температурой 70 млн градусов С, "продирающееся" сквозь основное звездное скопление 1E0657-56 со скоростью около 9,5 млн км/час, где находится газ с температурой 100 млн градусов. Через центр скопления 1E0657-56 эта ударная волна прошла около 150 млн лет назад.

Вообще, скопление 1E0657-56 интересно для астрономов потому, что оно является одним из самых горячих из известных галактических скоплений.

Очередным космическим туристом может стать поп-звезда

Космический туризм, похоже, набирает обороты. Во всяком, случае, от желающих нет отбоя. На этой неделе сначала появилось сообщение о том, что третьим космическим туристом будет женщина, потом выяснилось, что к тренировкам в Звездном городке приступил польский гражданин Лешек Чарнецкий. Значит, поляки уже зарабатывают по 20 млн дол., чтобы в космос слетать. А что же наши олигархи отстают?

Ну а теперь стало известно имя еще одного горячо желающего побывать на МКС. Это лидер американской поп-группы NSync 22-летний Ланс Басс (Lance Bass). О его кандидатуре объявила компания MirCorp. Сам мистер Басс заявил, что слетать в космос - это мечта всей его жизни. Правда, его кандидатуру должен еще одобрить не только Росавиакосмос, но и все остальные участники проекта МКС. Но он уже готов отправиться на 5 или 6 месяцев в Звездный городок для подготовки к полету. Оплачивать путешествие он собирается не из своего кармана. Его спонсором собирается стать телевизионная компания Destiny Productions из Лос-Анджелеса. Само собой предполагается, что в ходе этой экспедиции будет снят фильм, который потом покажут по телевидению. Уже и название придумано: Celebrity Mission: Lance Bass ("Путешествие звезды: Ланс Басс").

Что в отсутствие своего лидера будет делать группа NSync, пока непонятно. Но 3 марта она должна начать свое очередное турне Celebrity 2002.

Вчера 21 февраля в 7:43 по местному времени (15:43 мск) на космодроме на мысе Канаверал состоялся первый запуск ракеты Atlas 3B с разгонным блоком Centaur. Примечательная она тем, что на ней установлен российский двигатель РД-180.

Ракета Atlas 3B успешно вывела на орбиту телекоммуникационный спутник EchoStar 7, который будет работать в системе прямого спутникового телевизионного вещания. Как оказалось, ракета отработала так хорошо, что забросила спутник на более высокую орбиту, чем требовалось. Расчетная геосинхронная переходная орбита имела параметры 196.2 на 40292 км и наклонение 23,1 градус к экватору, а спутник оказался на орбите с параметрами 186.4 на 57372 км и наклонением 22,88 градусов. То есть на 17 тысяч км выше, чем нужно.

В принципе это не страшно, так как в любом случае спутнику нужно выйти на круговую геостационарную орбиту. Для этого ему придется совершить целую серию маневров, включая свой собственный двигатель. Потом начнется тестирование оборудования, после чего в середине апреля должна начаться коммерческая эксплуатация спутника EchoStar 7.

Недавно открытая комета в ближайшие недели украсит звездное небо Земли

Комета, недавно обнаруженная независимо друг от друга астрономами Каору Икея из Японии и Дэйкин Чанг из Китая, представляет собой тускло светящееся пятнышко на небосводе безо всяких признаков хвоста, однако уже в ближайшие недели может превратиться в яркое небесное светило, любоваться которым смогут невооруженным глазом даже горожане.

Комета, получившая наименование Икея-Чанг, была открыта 1 февраля этого года в созвездии Кита. 18 марта она должна приблизиться к Солнцу на кратчайшее расстояние (75,8 млн. км), после чего продолжит движение в направлении Земли и 28 апреля пройдет на расстоянии 60,5 млн. км от нее.

В ближайшие недели наилучшие условия для наблюдения движения кометы по небосводу будут в Северном полушарии. На протяжении марта и в первые дни апреля комета будет видна над горизонтом в северо, северо-западной части неба примерно на протяжении часа после захода Солнца. В течение последней недели марта наблюдениям может помешать яркая Луна.

В первую неделю апреля комета будет видна на утреннем небе, постепенно восходя все раньше и подымаясь все выше над горизонтом в северо-восточной части неба.

Первоначально предполагалось, что комета в максимуме достигнет по яркости примерно четвертой звездной величины и будет видна невооруженным глазом как тусклое пятнышко, однако есть основания полагать, что она окажется более яркой.

Отмечено, что параметры орбиты кометы Икея-Чанг похожи на орбиты ярких комет, наблюдавшихся в 1532 и 1661 года. Период обращения открытой кометы составляет около 400-500 лет, так что вполне возможно, что мы видим повторное возвращение кометы 1532 года.

В настоящее время комета быстро увеличивает свою яркость - быстрее, чем предполагалось. За последнюю неделю ее яркость возросла вдвое, и 15 февраля составляла 6,8 звездной величины. Яркость кометы в максимуме может составлять, по различным оценкам, от 3 до 3,5 звездной величины; ожидается, что ее хвост протянется по звездному небу на 15o (это примерно 30 диаметров Луны; для сравнения, сжатый кулак вытянутой руки имеет угловой размер около 10o). Комету можно будет наблюдать невооруженным взглядом, с помощью бинокля или небольшого телескопа.

Польский космический турист приступил к тренировкам

21 февраля в Москве было названо имя третьего космического туриста, который в октябре 2002 г. отправится в составе российской экспедиции на Международную космическую станцию. Им стал польский гражданин ученый и предприниматель Лешек Чарнецкий.

Он уже приступил к ознакомительным тренировкам в Центре подготовки космонавтов. Ранее сообщалось, что Росавиакосмос ведет переговоры с 3 претендентами, одна из которых - женщина. Теперь кандидатуру Лешека Чарнецкого должны одобрить иностранные партнеры России по МКС.