26 февраля 2002 г.

В Интернете опубликованы уникальные фотографии всей поверхности Марса

Росавиакосмос: Никакая поп-звезда в космос не летит

Россия не откажется от Байконура

"Шаттл" Columbia почти готов навестить космический телескоп

25 февраля на космодроме на мысе Канаверал в 10 утра по местному времени (18:00 мск) был начат обратный отсчет времени перед очередным запуском "шаттла" Columbia. Как всегда отсчет начался с отметки -43 часа.

"Шаттл" Columbia должен стартовать 28 февраля в 6:48 утра и отправиться к космическому телескопу Hubble для модернизации его оборудования. В программе экспедиции - 5 выходов в открытый космос, во время которых на Hubble установят новую камеру, которая позволит существенно увеличить его разрешающую способность, а также новые солнечные панели, гироскоп, новую систему управления питанием, систему охлаждения для инфракрасной камеры и спектрометр. Во время проведения всех этих работ телескоп Hubble будет крепко держать рука робота-манипулятора "шаттла".

Это будет четвертая экспедиция к телескопу с момента его вывода на орбиту в 1990 году. В составе экипажа 7 человек: командир Скотт Олтман (Scott D. Altman), пилот Дуэйн Кэри (Duane G. Carey) и специалисты Нэнси Карри (Nancy J. Currie), Джон Грансфелд (John M. Grunsfeld), Джеймс Ньюмен (James H. Newman), Ричард Линнехан (Richard M. Linnehan) и Майкл Массимино (Michael J. Massimino). Последние четверо будут попарно по очереди выходить на рабочие смены в открытый космос.

Ракета Ariane с опозданием, но стартовала

Запуск ракеты Ariane 4 с космодрома Куру во Французской Гвиане должен был состояться 20 февраля, но за 12 часов до назначенного времени было объявлено о его переносе по техническим причинам. Причины были, наверное, достаточно серьезными, если сразу было сказано, что старт откладывается на 3 дня. Причем неполадки были не с самой ракетой, а со спутником Intelsat-904.

Но 23 февраля в назначенное время все прошло без проблем. Ракета Ariane 44L взлетела в 3:59 по местному времени и через 21 минуту успешно вывела на заданную орбиту упомянутый спутник связи Intelsat-904. Вес спутника 4,7 тонны. Он будет обеспечивать работу вещательных сетей, Internet, корпоративных сетевых служб и телефонной связи на территории Европы, Африки, Центральной Азии, Дальнего Востока и Австралии. На своей геостационарной орбите он должен проработать 13 лет.

Военный спутник запустили с двухчасовым опозданием

В понедельник 25 февраля в 20:25 по московскому времени c космодрома "Плесецк" стартовала ракеты-носитель "Союз-У" со спутником серии "Космос".

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Космических войск России, это первый в нынешнем году запуск спутника, осуществляемый с российского космодрома в рамках военной и мирной космических программ.

В пресс-службе уточнили, что старт был задержан на 2 часа 15 минут по техническим причинам.

За стартом ракеты наблюдали прибывшие на космодром министр обороны России Сергей Иванов, командующий Космическими войсками Анатолий Перминов, гендиректор Росавиакосмоса Юрий Коптев и глава РКК "Энергия" Юрий Семенов.

"Союз-У" - трехступенчатая ракета среднего класса, предназначенная для выведения аппаратов на низкие орбиты высотой 200-400 километров, а при наличии разгонного блока - на высокоэллиптические орбиты.

Теплее?

Готов к запуску спутник, который обеспечит наиболее точные сведения о процессе глобального потепления. Европейское космическое агентство (ЕКА) закончило десятилетнюю работу по его разработке и созданию, а запуск назначен на следующую неделю. Спутник предназначен для сбора информации об изменении климата, таяние ледников и подъеме уровня морей. Проект Envisat обошелся в 1,4 миллиона фунтов, а достигнутая точность аппаратуры, позволит обнаружить, например, просадку городских улиц на один миллиметр в год. Запуск спутника массой в 8,2 тонны на полярную орбиту назначен на 1 марта с космодрома во Французской Гвиане, его полет рассчитан на пять лет. ЕКА открыла сайт envisat.esa.int через который будет доступна информация о деятельности спутника.

NASA создала самую подробную карту Земли

Ученые NASA получили самое подробное на настоящий момент цветное изображение земной поверхности. Составные фотографии поверхности планеты полученные со спутников делались и раньше, но последнее изображение, полученное исследователями из NASA, побило все рекорды по точности и детальности.

В течение года тысячи снимков и измерительных данных поступало со спутников и накапливалось в базе данных, пока не был исследован каждый квадратный километр земного шара.

На карте хорошо просматриваются климатические регионы: тропические леса и долины. Видны даже огни крупных городов.

При обработке карты специалисты поставили перед собой задачу максимально точно передать настоящие цвета и оттенки Земли.

Хотя данные поступали с различных спутников, большая часть информации была получена с помощью специального прибора - спектрорадиометра Modis (Moderate Resolution Imaging Spectoradiometer), установленного на спутнике Terra, который вращается вокруг земли на высоте 700 км.

Ученые рассказали, что Modis представляет собой многоцелевой датчик, способный обследовать любые земные, водные и атмосферные области Земли.

Для территории суши данные собирались в период с июня по сентябрь 2001, затем они были подвергнуты обработки для удаления облаков. Полярные регионы были обследованы с помощью прибора Modis и еще одного датчика AVHRR (Advanced Very High Resolution Radiometer), установленного на борту спутника Национальной администрация по океану и атмосфере (NOAA). Изображение городских огней было получено с помощью системы OLS (Operational Linescan System), предоставленной метеорологической службой министерства обороны США.

Спроектированная с целью определения облаков в лунном свете, система OLS используется также для обнаружения постоянных источников света на поверхности земли.

Результаты показывают, что наиболее яркие области на поверхности Земли являются наиболее урбанизированными, но не обязательно наиболее населенными.

Даже без наложения дополнительных картографических слоев, можно увидеть крупные искусственные объекты на поверхности земли (железнодорожную систему США можно разглядеть в виде тонкой сетки). На территории России видна тонкая нить Транссибирской железной дороги, протянувшаяся из Москвы через центр Азии до Владивостока. Хорошо различим Нил от Асванской платины до Средиземного моря. Территория Антарктиды полностью темная. Практически темными оказались Африка и Южная Америка, но в некоторых местах видны огни.

Специалистам NASA потребовалось немало усилий, чтобы очистить изображение от облаков, однако они все же решили оставить часть из них, чтобы получить более правдоподобное представление о нашей планете. Для этого ученые в течение двух дней отбирали изображения крупных скоплений облаков, а также использовали термальные инфракрасные изображения в районе полюсов.

Поляк не полетит на МКС из-за "длинного языка" Росавиакосмоса

На прошлой неделе 41-летний польский бизнесмен Лешек Чарнецкий был объявлен представителем Росавиакосмоса кандидатом в космические туристы. Было сказано, что он полетит на МКС в октябре этого года.

Как оказалось, польские журналисты очень быстро вычислили своего соотечественника, у которого завалялись 20 млн дол. на полет в космос. А сам господин Чарнецкий заявил, что теперь он, скорее всего, никуда не полетит, поскольку представитель Росавиакосмоса разгласил его имя и планы, то есть, нарушил договоренность о соблюдении конфиденциальности.

В Интернете опубликованы уникальные фотографии всей поверхности Марса

На сайте компании Malin Space Science Systems (MSSS) появились уникальные фотографии поверхности Марса, полученных при помощи спутников "Mariner 9" и Viking с использованием программного обеспечения MSSS. Еще в 1999 г. в рамках проекта Mars Orbiter Camera (MOC) была реализована возможность получения высококачественных снимков с любой точки поверхности Марса, качество изображения которых составляло 230 м на 1 пиксел. Один градус долготы "Красной планеты", таким образом, отображен на снимках в 256 пикселах. Всего Марс запечатлен в 30 фотографиях, что позволяет одновременно увидеть каждую точку поверхности планеты, что придает изображению эффект многомерности, при этом любая из фотографий может быть доступна на сайте в оригинальном разрешении. Как сообщают представители MSSS, в течение этого года на сайте будет представлено еще несколько вариантов фотографий поверхности Марса.

Росавиакосмос: Никакая поп-звезда в космос не летит

Представитель "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов опроверг сведения о том, что участник популярной американской "мальчиковой группы" 'NSYNC 22-летний Лэнс Басс (Lance Bass) отправляется в октябре на МКС в качестве космического туриста, заплатив 25 миллионов долларов.

"Это как если бы я заявил, что купил Австралию", - сказал Горбунов агентству Reuters.

По словам Горбунова, голландская фирма Mircorp, созданная некогда, чтобы попытаться "утилизировать" в коммерческих целях российскую станцию "Мир", с которой вели переговоры менеджеры 'NSYNC, не имеет никакого отношения к "Росавиакосмосу" и не имеет полномочий распоряжаться "туристическими местами" на кораблях "Союз".

И вообще, подчеркнул Горбунов, само выражение "продать полет" здесь совершенно неуместно: "Росавиакосмос"- не турагентство, которое продает путевки, с каждым из потенциальных кандидатов ведется серьезная подготовительная работа.

Кроме того, в случае с Боссом речь идет не о космическом туризме как таковом, а скорее об мощнейшей рекламной акции: кумир подростков должен был сниматься в космосе и даже спеть оттуда.

Россия не откажется от Байконура

25 февраля министр обороны России Сергей Иванов заявил, что наша страна не намерена отказываться от использования космодрома "Байконур" для запуска космических аппаратов.

Это заявление Сергей Иванов сделал, выступая перед представителями прессы на космодроме "Плесецк" в Архангельской области. "Мы твердо встали на путь того, что Плесецк является основным российским космодромом", - сказал глава российского оборонного ведомства.

По словам министра, "несомненно, что подавляющее количество запусков будет впредь осуществляться с северного космодрома". Однако пилотируемые пуски, отметил он, "мы в обозримом будущем будем осуществлять в Байконуре".

"Другое дело, что все больше пусков в интересах Минобороны РФ будет происходит в Плесецке - это факт", - сказал Сергей Иванов. Министр констатировал, что в перспективе космические запуски будут осуществляться в интересах военных и гражданских ведомств. "По этому пути уже давно идет весь мир", - подчеркнул Сергей Иванов.