1 марта 2002 г.

Горячие пятна на Юпитере не влезают ни в одну теорию

Потеплело и "шаттл" Columbia полетел к телескопу Hubble

Связь с МКС обрывалась, но не надолго

Следующий канадец попадет на МКС в 2003 г.

США создали прототип новой ракеты-перехватчика

Ракета Ariane 5 доставила тяжелый спутник Envisat на заданную орбиту

Космодром "Плесецк" заполонят туристы

NASA вновь попробует связаться с зондом Pioneer 10

Горячие пятна на Юпитере не влезают ни в одну теорию

С помощью космического рентгеновского телескопа Chandra астрономы обнаружили в верхних слоях атмосферы Юпитера над приполярными областями пульсирующие горячие пятна. Их существование и поведение не может объяснить ни одна из существующих теорий.

Судя по характеристикам этого свечения, источник ионов, которые испускают рентгеновское излучение в этих пятнах, должен находиться намного дальше от Юпитера, чем это предполагалось ранее.

Телескоп Chandra наблюдал Юпитер в течение 10 часов 18 декабря 2000 г., когда зонд Cassini огибал эту планету на своем пути к Сатурну. Эти наблюдения показали, что большая часть рентгеновского полярного сияния Юпитера исходит из пульсирующего горячего пятна, которое располагается в фиксированном месте вблизи от северного магнитного поля этой планеты. Период этих пульсаций составляет 45 минут.

Раньше в районе этих пятен наблюдалось также яркое инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Видели там и рентгеновское излучение. Оно было зафиксировано несколькими научными зондами, но тогда его точное местоположение зафиксировать не удалось и была выдвинута теория о том, что рентгеновские лучи испускают ионы кислорода и серы, которые вылетают со спутника Юпитера Ио и возбуждаются при столкновении с атомами водорода и гелия в атмосфере Юпитера.

Однако телескоп Chandra точно определил положение пятен и выяснилось, что вышеупомянутая теория не работает, так как ионы, вылетев из Ио, не могут достичь высоких широт Юпитера, а именно там и наблюдается рентгеновское излучение. Согласно расчетам, получается, что источник этих ионов находится на расстоянии как минимум 30 радиусов Юпитера, но там, как показывают измерения, проведенные аппаратурой зонда Cassini, нет достаточного количества ионов кислорода и серы. Возможно, магнитное поле Юпитера захватывает ионы из солнечного ветра, ускоряет их и направляет к магнитному полюсу. Причем эти ионы могут двигаться в магнитном поле Юпитера от одного полюса к другому, и этим могут объясняться пульсации рентгеновских пятен.

Потеплело и "шаттл" Columbia полетел к телескопу Hubble

Сегодня 1 марта в 6:22 утра по местному времени (14:22 мск) с космодрома на мысе Канаверал стартовал "шаттл" Columbia, который отправился на модернизацию космического телескопа Hubble. Этот запуск должен был состояться вчера утром, но из-за слишком холодной погоды он был отложен.

Это первый полет "шаттла" Columbia после июля 1999 г. - два года он был на капитальном ремонте после экспедиции по выводу на орбиту рентгеновского телескопа Chandra. Теперь на нем к телескопу Hubble направляются командир Скотт Олтман и (Scott Altman), пилот Дуэйн Кэри (Duane Carey) и специалисты Нэнси Карри (Nancy Currie), Джон Грансфелд (John Grunsfeld), Джеймс Ньюмен (James Newman), Ричард Линнехан (Richard Linnehan) и Майкл Массимино (Michael Massimino).

Встреча с телескопом на орбите должна состояться утром в воскресенье 3 марта. Нэнси Карри, которая будет управлять роботом-манипулятором "шаттла", должна захватить Hubble рукой этого робота и поместить на вращающуюся платформу в задней части грузового отсека "шаттла".

Затем у телескопа отключат систему электропитания и установят на нем новые солнечные панели, блок управления питанием и гироскоп системы наведения. Это будет сделано во время первых двух выходов в открытый космос. В понедельник на внешней поверхности телескопа будут работать Грансфелд и Линнехан, а во вторник - Ньюмен и Массимино.

Кроме того, в программе модернизации - установка камеры сверхвысокого разрешения, но это будет сделано уже после того как вся "электрическая" часть будет выполнена и питание телескопа будет включено.

Связь с МКС обрывалась, но не надолго

Американское агентство NASA признало, что на этой неделе связь с экипажем Международной космической станции (МКС) прерывалась. Как сообщается, виноват в этом сбой в работе одного из бортовых компьютеров станции. О продолжительности сбоя ничего точно не говорится. В заявлении NASA сказано только, что связь была "вскоре" восстановлена, и экипаж (Юрий Онуфриенко, Карл Уолц и Дэн Бурш) продолжил свою повседневную работу.

Следующий канадец попадет на МКС в 2003 г.

26 февраля представители Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) сообщили, что следующим канадским астронавтом, который отправится на Международную космическую станцию (МКС), будет Стив Маклин.

Предполагается, что 48-летний Маклин, для которого запланированный полет будет уже вторым, войдет в состав космической экспедиции, отправляющейся на МКС на американском "шаттле" в апреле следующего года. Маклин и три другие члена экипажа совершат четыре выхода в открытый космос для продолжения работ по строительству станции.

Как отмечают в Канаде, финансовые проблемы, которые испытывает NASA, в будущем могут значительно уменьшить шансы канадцев на участие в экспедициях на борту МКС. В настоящее время на 2003 г. запланировано 6 полетов американских "шаттлов".

США создали прототип новой ракеты-перехватчика

США создали прототип принципиально новой ракеты-перехватчика, способной поражать вражеские баллистические ракеты большой дальности. Как полагают специалисты Пентагона, новые ракеты войдут в состав американских систем ПРО в течение двух лет, сообщает Associated Press.

Военное ведомство США планирует построить несколько пусковых установок для новых ракет в Форте Грили (Fort Greely), на Аляске. Заместитель министра обороны США Пол Вульфовиц (Paul Wolfowitz) утверждает в докладе, адресованном сенатской подкомиссии по ассигнованиям, что четыре ракеты будут поставлены на дежурство уже в 2004 году.

Новые ракеты-перехватчики должны будут уничтожать баллистические ракеты противников еще в космосе в самых удаленных от поверхности точках, таким образом предполагается избежать радиоактивного заражения почвы, происходящего при разрушении боеголовок на малой высоте.

Стоимость программы по предварительным подсчетам составит порядка 64 миллиардов долларов. Эти средства планируется израсходовать до 2015 года.

Ракета Ariane 5 доставила тяжелый спутник Envisat на заданную орбиту

Сегодня 1 марта в 3 часа 8 минут по московскому времени (на месте старта было еще вчера 28 февраля 21:08) на космодроме Куру во Французской Гвиане состоялся запуск ракеты Ariane 5, на борту которой находится спутник Envisat, принадлежащий Европейскому космическому агентству.

Этот спутник предназначается для мониторинга окружающей среды. Это самый сложный спутник из когда-либо строившихся в Европе. Его вес 8111 кг. На нем установлено 10 приборов, которые будут фиксировать процессы, происходящие в атмосфере и в океанах, на полярных шапках Земли, состояние лесов и сельскохозяйственных посевов. Он будет отслеживать малейшие изменения климата, состояния озонового слоя в атмосфере и прочие параметры.

Через 27 минут после старта разгонный блок ракеты вывел Envisat на полярную солнечно-синхронную орбиту, и ЦУП, расположенный в Дармштадте (Германия), получил об этом сигнал и принял на себя управление спутником. В течение ближайших нескольких недель будет идти тестирование оборудования спутника и систем связи с ним. Потом начнется этап подготовки к эксплуатации, который продлится полгода, ну а потом уже спутник начнет поставлять информацию.

Стоимость всего этого проекта составляет 2.3 млрд евро (около 2 млрд дол.), причем в эту цену входит разработка и постройка спутника, его запуск на орбиту и эксплуатация в течение 5 лет.

Космодром "Плесецк" заполонят туристы

Пуски ракет-носителей с космодрома "Плесецк" в Архангельской области теперь смогут увидеть все желающие, сообщает "Интерфакс".

По словам главы пресс-службы администрации области Дмитрия Исупова, договоренность о том, что российские и иностранные туристы могут посещать космодром, была достигнута на недавней встрече губернатора области Анатолия Ефремова с министром обороны России Сергеем Ивановым.

Напомним, что это далеко не первый шаг в сторону коммерциализации космической отрасли России. Так, в среду стало известно, что на экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева в подмосковном Жуковском создается первый в мире многоразовый космический корабль для туристов.

Организаторы не сомневаются в успехе проекта, учитывая, что полет в космос на этом космическом корабле обойдется туристам гораздо дешевле, чем полеты на Международную космическую станцию.

NASA вновь попробует связаться с зондом Pioneer 10

Завтра 2 марта специалисты NASA вновь попробуют установить контакт с зондом Pioneer 10, хотя, уверенности в том, что это удастся, не очень много, но надежда есть. Напомним, что зонд этот был запущен в сторону внешней части солнечной системы ровно 30 лет назад 2 марта 1972 г. Сейчас расстояние до него составляет около 12 млрд км.

Сигнал на зонд будет послан с помощью радиотелескопа, установленного в комплексе дальней космической связи вблизи Мадрида (Испания). В этом сигнале будет передана команда о посылке ответного сигнала с передатчика зонда. В прошлом году 27 апреля был послан точно такой же сигнал, и спустя 22 часа (столько времени радиоволны путешествовали туда и обратно) был получен ответ. После этого специалисты Лаборатории реактивного движения NASA, которые занимаются всеми дальними американскими зондами, воодушевившись успехом, повторили тот же номер 9 июля 2001 г.

Pioneer 10 имеет славную историю. Он стал первым космическим кораблем, пролетевшим через пояс астероидов, и первым, выполнившим съемку Юпитера с близкого расстояния. Pioneer 10 также составил карту радиационных поясов Юпитера, определил конфигурацию его магнитного поля и подтвердил тот факт, что Юпитер по своей структуре - это главным образом жидкая планета. В 1983 году он стал первым зондом, покинувшим солнечную систему, так как он пересек орбиту самой дальней планеты солнечной системы - Плутона. Он продолжат присылать информацию вплоть до 31 марта 1997 г., когда его миссия была официально закончена, но и с тех пор его сигналы время от времени ловились огромной антеннами сети дальней связи.

Сейчас Pioneer 10 продолжает лететь в направлении созвездия Тельца, и самую ближнюю звезду из этого созвездия он пролетит приблизительно через 2 млн лет. Подробную информацию об этом проекте можно найти на Web-сайте NASA.