5 марта 2002 г.

У телескопа Hubble появилось новое золотистое солнечное крыло

Pioneer 10 ответил по уставу

Около Юпитера обнаружены вулканические газы

Первые снимки ночного Марса с космического аппарата "Одиссей"

NASA не знает, как "приземлить" тяжелый орбитальный спутник

У телескопа Hubble появилось новое золотистое солнечное крыло

Вчера 4 марта астронавты экипажа "шаттла" Columbia Джон Грансфелд (John Grunsfeld) и Рик Линнехан (Rick Linnehan) совершили первый выход в открытый космос для модернизации космического телескопа Hubble. Они работали в течение 7 часов. За это время они сняли старые солнечные панели, уложили их в грузовой отсек "шаттла" и установили одно крыло новых панелей.

Площадь новых панелей на треть меньше, чем у старых, но они смогут вырабатывать на 20% больше мощности. Предыдущие солнечные панели были установлены на Hubble в 1993 г. во время первой экспедиции к этому телескопу. Они были довольно непрочными и вызывали вибрацию всего телескопа.

Сегодня на внешней поверхности телескопа будет работать другая пара астронавтов - Джеймс Ньюмен и Майкл Массимино, они поменяют второе крыло солнечных панелей.

Pioneer 10 ответил по уставу

В минувшую субботу 2 марта космическое агентство NASA решило отметить 30-летнюю годовщину запуска космического зонда Pioneer 10 тем, что попыталось вновь с ним связаться. За прошедшие годы Pioneer 10 проделал немалый путь. В 1983 г. он пролетел орбиту Плутона - самой дальней планеты солнечной системы, и теперь летит дальше в сторону звезды Альдебаран в созвездии Тельца со скоростью 44 тыс. км/час. Сейчас расстояние до него составляет около 12 млрд км, поэтому общаться с ним довольно затруднительно - только в один конец сигнал идет 11 часов.

Так все и произошло. 2 марта с радиотелескопа, установленного в пустыне к востоку от Лос-Анджелеса, в сторону Pioneer 10 был послан сигнал с командой ответить на вызов. Через 22 часа и 6 минут радиотелескоп дальней космической связи, установленный в Испании, получил ответ. По словам менеджера проекта Ларри Лэшера (Larry Lasher), сигнал зонда был громким и четким. Так что, несмотря на возраст, Pioneer 10 по прежнему бодр и весел. Поэтому решено вновь повторить сеанс связи ровно через год.

Кстати сказать, изначально миссия зонда Pioneer 10 была рассчитана на 21 месяц. Вот какие надежные вещи когда-то умели делать.

Около Юпитера обнаружены вулканические газы

Исследовательский зонд Cassini направляется сейчас к Сатурну. Но в конце декабря 2000 года он совершал маневр в гравитационном поле Юпитера, чтобы скорректировать свою траекторию и получить дополнительный импульс для полета к Сатурну. Тогда Cassini пролетел на расстоянии 10 млн км от Юпитера и в течение нескольких месяцев до и после этой встречи его аппаратура исследовала Юпитер. Это можно назвать репетицией перед предстоящим исследованием Сатурна и его спутника Титана.

Недавно в журнале Nature были опубликованы данные, записанные масс-спектрометром Cassini во время полета в окрестностях Юпитера. Оказалось, что в окрестностях Юпитера имеется огромное облако газа вулканического происхождения. Оно протянулось от Ио, самого ближнего из четырех крупных спутников Юпитера, в сторону внешнего космоса на расстояние порядка 150 млн км. Это плоды извержений многочисленных вулканов, которые есть на Ио. В этом облаке обнаружены ионизованные и неионизованные атомы серы и кислорода, а также двуокись серы.

По мнению ученых, это облако является результатом нескольких разных процессов, происходящих в окрестностях Юпитера. В ходе этих процессов часть атомов из вулканического газа сначала ионизируются, а потом обратно превращаются в нейтральные атомы, и в некоторых случаях эти нейтральные атомы вновь ионизируются. Выброшенные из вулканов нейтральные атомы серы и кислорода ионизируются и ускоряются в магнитосфере Юпитера. Их скорость увеличивается до такой степени, что они уже могут улететь от Юпитера во внешний космос, но они имеют электрический заряд, и поэтому удерживаются магнитным полем Юпитера. Однако такие атомы, обладающие высокой энергией, отбирают электроны у других атомов и молекул и опять становятся нейтральными. На нейтральные атомы магнитное поле Юпитера не действует, и они улетают в межпланетное пространство. В космосе эти нейтральные атомы бомбардируются частицами солнечного ветра и вновь превращаются в ионы, и их снова начинает удерживать магнитное поле Юпитера. Так и образуется это облако, растянувшееся на 150 млн км.

Первые снимки ночного Марса с космического аппарата "Одиссей"

Космический аппарат NASA "Одиссей", помимо подтверждения наличия на Марсе воды в форме льда, передал на Землю первые в мире снимки ночного Марса, сделанные инфракрасной камерой THEMIS (Thermal Emission Imaging System). Камера позволяет также получать изображение в видимых лучах, однако именно инфракрасные снимки особенно поразили ученых.

Из-за того, что пыль ночью остывает быстрее, чем каменистые породы, инфракрасные изображения позволяют выделить, к примеру, даже скрытые слоем пыли каменистые структуры, в то время как съемка поверхности в видимых лучах позволяет увидеть лишь покрытую слоем пыли поверхность, лишенную свидетельствующих о строении грунта деталей.

Все обнародованные снимки были сделаны в течение первых шести дней выполнения основной научной программы. Ученым NASA удалось получить также цветные инфракрасные снимки поверхности планеты высокого разрешения. Они помогут специалистам определить различия в строении отдельных областей Марса, и даже определить наличие минералов, образование которых могло произойти в водной среде, а тем самым выделить регионы, в которых с наибольшей вероятностью можно обнаружить жизнь.

Научная программа аппарата "Одиссей", рассчитанная минимум на три года, предусматривает картографирование поверхности планеты в инфракрасных и видимых лучах с высоким разрешением.

NASA не знает, как "приземлить" тяжелый орбитальный спутник

Американское агентство NASA начало размышлять над тем, что же делать со спутником для исследования верхних слоев атмосферы UARS (Upper Atmosphere Research Satellite), который был выведен на орбиту в сентябре 1991 года.

Период функционирования этого почти 6-тонного спутника на орбите сравнительно короток, но при этом аппарат не оснащен системой управляемого спуска, позволяющей осуществить его вход в атмосферу над наименее заселенными районами - в 80-е года, когда создавался спутник, вопросу безопасного уничтожения тяжелых орбитальных спутников еще не уделялось столько внимания, сколько теперь.

Такой массивный аппарат полностью сгореть в атмосфере не сможет, и вполне вероятно, что отдельные его фрагменты упадут на поверхность Земли. NASA изучает возможность спуска UARS в грузовом отсеке "Шаттла", однако это весьма дорогое удовольствие. В противном же случае место падения аппарата сложно даже предугадать.

В настоящее время спутник, расчетное время функционирования которого составляло 18 месяцев, продолжает передавать на Землю научную информацию с восьми из десяти установленных на нем приборов. По последним расчетам, вплоть до конца десятилетия беспокоиться не стоит. Научную программу полета спутник будет выполнять вплоть до конца сентября этого года.

Пока NASA разбирается с UARS, неожиданно выяснилось, что еще один спутник не удовлетворяет текущим требованиям NASA по безопасности. Спутник Aura, запуск которого должен состояться в июне-июле 2003 года в рамках программы NASA по наблюдению за поверхностью Земли (Earth Observing System, EOS), создается компанией TRW на платформе EOS Common Spacecraft и идентичен аппарату Aqua, который уже доставлен на авиабазу Ванденберг и должен быть запущен этой весной.

Однако неожиданно выяснилось, что Aura при входе в атмосферу не развалится на множество небольших кусков; существует вероятность того, что несколько фрагментов спутника массой свыше двух с половиной тонн вполне могут долететь до Земли, представляя тем самым немалую опасность.

Результаты компьютерного моделирования показывают, что в этом случае "хвост" из обломков может растянуться по поверхности почти на 300 км. Это связано с широким применением в конструкции аппарата элементов из титана, стали и бериллия, температура плавления которых довольно высока.