7 марта 2002 г.

Спутник TDRS-I обеспечит связь с "шаттлами", МКС и другими спутниками

Космический телескоп COROT будет искать твердые планеты у недалеких звезд

Третий выход в открытый космос для починки телескопа Hubble не обошелся без приключений

Канадский фермер четыре года хранил метеорит, думая, что это просто камень

Что общего у Китая и Бразилии? - спутники

Спутник TDRS-I обеспечит связь с "шаттлами", МКС и другими спутниками

Завтра 8 марта в 17:39 по местному времени на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск ракеты Atlas 2A, на борту которой находится спутник TDRS-I (Tracking and Data Relay Satellites). Он будет выведен на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км.

Это второй спутник в серии из трех аналогичных спутников TDRS нового поколения, которые должны обеспечивать практически непрерывную высокоскоростную передачу информации между наземными ЦУПами и "шаттлами", МКС, космическим телескопом Hubble и другими спутниками, находящимися на околоземных орбитах.

На спутнике TDRS-I установлены две антенны с управляемой диаграммой направленности диаметром 5 м каждая. Они будут обеспечивать связь с Землей спутников с небольшими антеннами. Они также будут получать телеметрическую информацию с космических кораблей во время их запусков. Эти же антенны будут обеспечивать видеосвязь с "шаттлами" в режиме телевидения высокой четкости.

Космический телескоп COROT будет искать твердые планеты у недалеких звезд

Европейское космическое агентство сейчас работает над перспективным проектом создания космического телескопа, который будет искать обитаемые, похожие на Землю, планеты у не очень далеких звезд. Его запуск должен состояться в 2005 г. российской ракетой.

Этот телескоп будет называться COROT (COnvection ROtation and planetary Transits). Диаметр его апертуры - 30 см. Метод, которым он будет искать планеты, можно уже назвать традиционным. Он будет улавливать изменения в излучении звезды, когда по ее диску будет проходить вращающаяся вокруг нее планета. С помощью наземных телескопов таким способом можно обнаружить только планеты, относящиеся к разряду газовых гигантов, диаметр которых как минимум в 10 раз превышает диаметр Земли. Но газовые гиганты нельзя причислить к обитаемым планетам.

Телескоп COROT с околоземной орбиты должен будет увидеть планеты, размеры которых будут составлять около половины диаметра Земли. Следует напомнить, что Земля - самая большая "твердая" планета в солнечной системе. В его поле зрения будет более 500 тысяч звезд.

Кроме того, COROT будет наблюдать за изменениями свечения звезд, вызванные "звездотрясениями". На основе этих данных можно провести точный расчет массы звезды, ее возраста и химического состава. Таким астросейсмологическим методом COROT сможет исследовать около 50 тыс. звезд.

Вчера 6 марта астронавты "шаттла" Columbia Джон Грансфелд (John Grunsfeld) и Ричард Линнехан (Richard Linnehan), работая в открытом космосе, заменили систему управления питанием космического телескопа Hubble. Эта операция потребовала отключения питания всего телескопа, что произошло в первый раз за 12 лет его существования. Время на замену было довольно ограниченным, так как неизвестно было, как отреагирует оборудование телескопа на длительное пребывание в "холодном" состоянии в условиях открытого космоса. Во всяком случае, во время предыдущих работ на телескопе некоторые его части были закрыты теплозащитными кожухами.

Без приключений на это раз не обошлось. Когда астронавты уже находились в переходном шлюзе, обнаружилась утечка воды из системы охлаждения скафандра Джона Грансфелда. Это не представляло опасности для его жизни, поскольку он находился еще внутри "шаттла", но скафандр пришлось менять (их на "шаттле" в запасе есть 4 штуки", а воду, плавающую по переходному отсеку, ловить полотенцами.

Все это задержало начало работ на 2 часа. Но дальше все пошло в хорошем темпе. Питание телескопа было отключено в 9:37 по Гринвичу, а к 8:20 Грансфелд и Линнехан успели отсоединить старый блок питания с 36 разъемами, установить новый и подключить все эти разъемы. Следует отметить, что при конструировании телескопа возможность замены этого блока в космосе вообще не предусматривалась, поэтому для откручивания болтов, которыми крепился блок питания, пришлось разрабатывать специальные инструменты. В общем, в 9:02 новая система управления питанием была включена, и все остальные системы телескопа заработали.

Сегодня на телескопе Hubble должен состояться еще один выход в открытый космос: Джим Ньюмен (Jim Newman) и Майк Массимино (Mike Massimino) установят на телескоп новую камеру сверхвысокого разрешения, которая позволит телескопу непосредственно увидеть планеты у не очень далеких звезд.

Канадский фермер четыре года хранил метеорит, думая, что это просто камень

Канадский фермер нашел метеорит-рекордсмен, думая, что это просто необычный камень. Фермер молчал об этом четыре года и хранил камень в гараже. Только прошлым летом он принес его в минералогическую лабораторию.

Том Вуд (Tom Wood), житель канадской провинции Манитоба (Manitoba), обнаружил камень, когда занимался дорожными работами. Он просто наткнулся на лежащий булыжник, который привлек его своим необычным, как ему показалось, видом. К тому же предмет был намного тяжелее обычного камня такого же размера.

Находка весила 8,2 килограмма. Это второй по размеру и весу метеорит из когда-либо найденных в Канаде.

Ученые предполагают, что это осколок большего метеорита, упавшего на Землю около 10 тысяч лет назад. Он довольно хорошо сохранился - на камне видны сколы, образовавшиеся во время разрушения основного камня.

Что общего у Китая и Бразилии? - спутники

В китайских СМИ появились официальные сообщения о том, что Китай и Бразилия в этом году запустят в космос свой второй совместный спутник, который будет заниматься мониторингом лесов, сельскохозяйственных угодий, природных катастроф и прочей окружающей среды. Правда, американские военные заявляют, что этот спутник имеет двойное назначение и на самом деле будет выполнять еще какие-то военные функции.

Спутник называется CBERS-02. Он построен в Бразилии и доставлен в Китай для подготовки к запуску на китайской ракете. Однако точных сроков запуска Китай как всегда не называет. Тем не менее, и Китай и Бразилия считают свое космическое сотрудничество успешным и собираются разработать еще два совместных спутника.

Напомним, что первый спутник этой серии CBERS-01 был запущен в 1999 г. За два года работы на орбите он сделал около 230 тыс. фотографий земной поверхности.