12 марта 2002 г.

Комета возвращается через 341 год

Солнце отключает мобильные телефоны

Европейское космическое агентство тоже взялось за коммерциализацию космоса

Млечный Путь поедает Стрельца

Наша галактика Млечный Путь сейчас потихоньку поедает соседнюю карликовую галактику Стрельца. В принципе процесс это идет довольно давно, и гало нашей галактики отчасти сформировалось за счет съеденных фрагментов галактики Стрельца.

Галактика Стрельца (Sagittarius) - наша ближайшая соседка. Несмотря на свою близость, она была обнаружена только в 1994 г. Просто ее загораживали внешние звезды и межзвездная пыль Млечного Пути. Галактика Стрельца находится на расстоянии 75 тыс. световых лет от Солнца и на расстоянии 50 тыс. световых лет от центра нашей галактики. Только плоскость галактики Стрельца располагается почти перпендикулярно плоскости Млечного Пути.

Пока точно не известно, как образовалась галактика Стрельца, и почему она оказалась в такой близости от нашей галактики. Но есть гипотеза, что Стрелец является осколком, выброшенным из галактики Большое Магелланово Облако после столкновения с другой галактикой, а этой другой галактикой были либо наш Млечный Путь, либо Малое Магелланово Облако. Но такая гипотеза порождает самые разные вопросы? Во-первых, не ясно, когда все это произошло. И почему плоскость Стрельца оказалась почти перпендикулярной Большому Магелланову облаку? И куда при этом делся межзвездный газ?

На югославскую деревню совершила налет эскадрилья летающих тарелок

Сотни жителей черногорской деревни Годижево (Godijevo) заявили, что они видели гигантские НЛО.

По словам крестьян, они услышали серию громких взрывов и выбежав на улицу, увидели двадцать огромных освещенных объектов, круглой формы, зависших над селом.

НЛО буквально залили ночное небо ярким светом. При этом село находится в удалении от городов или промышленных объектов, которые могли настолько ярко осветить небо.

Как сообщает Ananova со ссылкой на местную газету Vijesti, тарелки внезапно "изменили форму и улетели". Жители не смогли установить, насколько высоко они находились до этого.

Югославские официальные лица заявили только, что власти исследуют показания жителей и отказались давать комментарии.

Телескоп "Хаббл" возвращается к работе

Астронавты, находящиеся на борту космического челнока "Колумбия", завершили пятидневные сервисные работы в открытом космосе и отправили отремонтированный телескоп "Хаббл" назад на его орбиту. После установки современных солнечных батарей, нового энергоблока и инфракрасной камеры телескоп готов возобновить исследование секретов вселенной.

Астронавт Нэнси Карри (Nancy Currie), управляющая бортовым краном, освободила "Хаббл" в субботу, когда корабль находился на высоте 580 км над Атлантикой. На протяжении пяти предыдущих дней члены экипажа выполняли ремонтные и сервисные работы, проведя в открытом космосе в общей сложности 35 часов и 55 минут.

Все компоненты, установленные на телескоп, прошли необходимое тестирование, но специалисты NASA еще в течение месяца будут следить за тем, сможет ли новая охладительная система успешно восстановить работу инфракрасной камеры. В 1999 году система, состоящая из камеры ближнего инфракрасного спектра и многоцелевого спектрометра, прекратила функционирование из-за внезапной утечки охладителя. Инфракрасная камера использовалась для изучения звездных скоплений, взрывов звезд и атмосферы планет.

Отработав на орбите уже больше половины запланированного 20-летнего срока, телескоп "Хаббл" передал на Землю множество поразительных изображений далеких космических объектов и позволил астрономам значительно уточнить оценки возраста вселенной.

Еще одним современным инструментом, установленным на телескоп, стала усовершенствованная обзорная камера. Она сменила камеру для наблюдения за тусклыми объектами и должна существенно улучшить возможности обсерватории для получения качественных снимков высокого разрешения.

После замены оборудования "Хаббл" продолжит свою миссию, которая продлится до 2010 года. Экипаж "Колумбии" должен вернуться на Землю 12 марта.

EC о Galileo: американцам не следует вмешиваться в дела европейцев

Европейский Союз на прошлой неделе опубликовал резкий ответ на появившееся в четверг заявление госдепартамента США, в котором американское правительство утверждало, что в будущей европейской системе спутниковой навигации Galileo нет никакой необходимости, поскольку для этого достаточно и американской военной системы Global Position System (GPS). В ответ ведущий пресс-секретарь Европейской Комиссии Джонатан Фолл (Jonathan Faull) заметил, что американцам не следует вмешиваться в дела европейцев, и что "в Европе, как известно, монополии не приветствуются".

Г-н Фолл заявил на брифинге также о том, что в интересах не только Европы, но и всего мира иметь еще одну систему, подобную GPS.

Аналитики связывают заявления госдепартамента США с недавним сообщением о принятом правительством Германии решении по поводу финансирования проекта Galileo, благодаря которому проект сдвинулся с мертвой точки. Это решение может подтолкнуть к аналогичным шагам правительства Великобритании и Нидерландов, которые ранее отказывались от финансирования проекта.

Отрицательная реакция США на развитие проекта Galileo связана еще и с давлением американских военных, которые в декабре прошлого года обратились в правительство с опасениями по поводу возможного использования в будущем гражданской навигационной системы для войны со странами Запада.

В конце марта вопрос о дальнейшем развитии системы Galileo будет рассмотрен на заседании министров ЕС по транспорту.

Астрономы получат изображения планет в других звездных системах

Группа британских астрономов надеется получить изображения планет в удаленных звездных системах (а не обнаружить их присутствие по косвенным признакам), сосредоточив внимание на белых карликах - тусклых звездах, находящихся в конце эволюционного цикла.

К настоящему времени известно уже более 80 планет в других звездных системах, однако все они были обнаружены непрямым образом - например, по их гравитационному влиянию на движение центральной звезды. Прямые наблюдения планет затруднены вследствие того, что они теряются в лучах центральной звезды. Наблюдать планеты проще, если центральная звезда обладает меньшей яркостью, а сама планета располагается дальше от нее.

По мнению астронома Фрейзера Кларка (Fraser Clarke) из Кембриджского университета, для этой цели лучше всего подходят те системы, в которых центральная звезда относится к классу белых карликов. Их светимость примерно в 10.000 раз меньше светимости Солнца. Правда, перед тем как стать белым карликом, звезда проходит стадию красного гиганта, при которой ее размеры значительно увеличиваются, так что ее раздувшаяся оболочка может поглотить планеты, обращающиеся вокруг звезды.

Правда, если звезда при этом сбросит в окружающее пространство более половины своей массы, уменьшившаяся сила гравитации позволит планетам перейти на новые, более удаленные от центрального светила орбиты, что позволит им пережить эту фазу развития звезды. "Есть основания полагать, что планеты, находящиеся от звезды в пять раз дальше, чем Земля от Солнца, могут сохраниться и при эволюции звезды в белый карлик", - заявил г-н Кларк.

Для наблюдения таких планет английская исследовательская группа получила время для наблюдений с помощью восьмиметровых телескопов-близнецов Gemini, расположенных в Чили и на Гавайях. В ближнем инфракрасном диапазоне уже изучены более 50 белых карликов, находящихся неподалеку от Солнца. "В этом диапазоне яркость планеты с массой, составляющей от трех до пяти масс Юпитера, будет только в 1.000 раз меньшей, чем яркость центральной звезды", - сказал г-н Кларк.

Необходимо отметить, что 8 января текущего года прошло сообщение о том, что на гавайском телескопе Gemini удалось получить изображение похожего на планету объекта, обращающегося вокруг звезды 15 Sge. Возможная планета находится на расстоянии в 14 раз дальше от звезды, чем Земля от Солнца, что соответствует примерно орбите Сатурна. На снимке ее изображение становится ясно различимым при подавлении света центральной звезды.

Комета возвращается через 341 год

1 февраля этого года два астронома-любителя, один из Китая, другой из Японии, открыли новую комету, которая получила название Ikeya-Zhang (по фамилиям открывателей). Правда, скорее всего, эта комета не такая уж и новая. По подсчетам астрономов, в прошлый раз земляне могли ее видеть в 1661 году. То есть период ее обращения вокруг Солнца составляет 341 год. Это самая "долго гуляющая" комета из всех известных, например, период обращения кометы Галлея составляет около 76 лет.

Сейчас комета Ikeya-Zhang быстро приближается к Земле и ее можно увидеть в западном полушарии неба немного правее и ниже Марса. Вверху показан снимок этой кометы, сделанный одним астрономом из Вены 3 марта.

Сейчас ее уже можно увидеть невооруженным глазом, но только если небо ясное и не мешают огни города. А в бинокль она видна как яркое пятнышко, окруженное небольшим полупрозрачным облаком. По сообщению астрономов, в ядре этой кометы содержится больше замороженного газа, чем пыли, поэтому и хвост у нее не очень яркий. Ближе всего к Солнцу комета Ikeya-Zhang подлетит 18 марта, когда расстояние между ними будет около 75.5 млн км, а ближе всего к Земле она будет 30 апреля, тогда до нее будет прямо рукой подать - 61 млн км. Все это время комета будет хорошо видна на небе в северном полушарии. В конце апреля она будет видна на небе всю ночь.

Солнце отключает мобильные телефоны

По данным исследования, проведенного компанией Bell Labs, на работу сотовых телефонов могут влиять и такие факторы как вспышки на Солнце. Испущенное этими вспышками излучение содержит и волны того диапазона, который используется в сотовой связи. Поэтому несколько раз в год в период штормов на Солнце телефоны могут сбоить именно из-за Солнца. В общей сложности перебои в сотовой связи по этой причине могут длиться от 10 до 20 дней в году.

Правда, теперь операторы сотовой связи получили отличного козла отпущения для собственных грехов, на вспышки на Солнце можно списать что угодно.

Европейское космическое агентство тоже взялось за коммерциализацию космоса

Европейское космическое агентство сейчас занято поиском спонсора для своей части экспедиции на МКС в апреле этого года, когда на станцию для замены старого корабля "Союз" отправится новый, а на нем Юрий Гидзенко, астронавт Европейского космического агентства итальянец Роберто Виттори и второй космический турист Марк Шаттлворт из ЮАР.

На борту "Союза" на МКС отправится научное оборудование и материалы для экспериментов, которые будут проводиться в интересах в том числе и Европейского космического агентства.

Денег как всегда не хватает, поэтому агентство сейчас ищет спонсора, который смог бы хотя бы частично оплатить это мероприятие. Тем не менее, агентство не согласилось на то, чтобы логотип спонсора был нарисован на борту корабля или на костюмах космонавтов. Со спонсором "расплатятся" тем, что ученые, получившие какие-то результаты экспериментов, которые пройдут на борту МКС, при их публикации укажут, что работа была проведена при поддержке такой-то компании.