13 марта 2002 г.

Ночная посадка "шаттла" Columbia

Первая ракета Atlas 5 приехала на стартовую площадку и скоро поедет обратно

Китай нацелился на Луну

Ты еще видна, моя старушка?

Астроном-любитель открыл новую комету

Британская космическая отрасль на подъеме

Ночная посадка "шаттла" Columbia

Вчера 12 марта "шаттл" Columbia, который летал в экспедицию по модернизации космического телескопа Hubble, вернулся на землю. Посадка состоялась, как и планировалось, в 4:32 утра по местному времени мыса Канаверал, то есть практически ночью.

Так завершилась 11 дневная экспедиция, во время которой было выполнено 5 выходов в открытый космос общей продолжительностью почти 36 часов, побив таким образом старый рекорд, который был установлен 9 лет назад первой экспедицией, также проводившей работы на телескопе Hubble. За указанное время на телескопе были установлены новые солнечные панели, новая система управления электропитанием, новый гироскопный модуль, новая камера, с помощью которой планируется напрямую увидеть планеты у не очень далеких звезд, а также новый криогенный холодильник и радиатор, которые позволят реанимировать инфракрасную камеру телескопа (для ее работы нужна очень низкая температура - около -200oС). Правда, пройдет еще около месяца, прежде чем новая холодильная система сможет охладить ИК-камеру до нужной температуры.

Очередная экспедиция по обслуживанию телескопа Hubble должна состояться в 2004 году, а вообще пока предполагается, что телескоп будет работать до 2010 года, а потом за ним слетает "шаттл", заберет его в свой грузовой отсек и вернет обратно на Землю.

Первая ракета Atlas 5 приехала на стартовую площадку и скоро поедет обратно

На этой неделе на космодроме на мысе Канаверал состоялась установка на стартовой площадке самой первой ракеты Atlas 5, разработчиком и производителем которой является компания Lockheed Martin. Ракета Atlas 5 должна выводить на геостационарную орбиту груз весом 4900 кг. Ее первая ступень оснащена российским двигателем РД-180. На ракету также устанавливается разгонный блок Centaur.

Из корпуса вертикальной сборки эта ракета, высота которой составляет 58 м, на специальном транспортере проехала около 600 м до стартовой площадки Complex 41. Здесь ей предстоит выдержать испытания с заправкой топливом и репетицией подготовки к запуску с обратным отсчетом.

Вместо спутника на нее сейчас установлен его макет, который закрыт настоящим обтекателем, так что со стороны создается полное впечатление, что ракета готова к запуску. Если все испытания пройдут нормально, то на этой же неделе ракета отправится обратно в сборочный корпус. А вообще таких репетиций до первого запуска должно быть проведено три.

Первоначально предполагалось, что первый запуск Atlas 5 состоится 9 мая, но из-за неготовности спутника Hot Bird-6 старт перенесен на июнь, но точной даты пока не названо.

Китай нацелился на Луну

Официальные власти Китая подтвердили сообщения о скором запуске третьего беспилотного корабля Shenzhou. Как было объявлено на очередной сессии Национального народного собрания Китая, ракета Long March-2F с кораблем Shenzhou-3 сейчас стоит на стартовой площадке космодрома Jiuquan.

Даже ориентировочной даты ближайшего запуска никто все равно не называет. Известно только, что в пекинском аэрокосмическом командном и контрольном центре и в спутниковом центре управления в провинции Шанкси сейчас идут непрерывные испытания оборудования с компьютерным моделированием запуска и последующего полета корабля. Народ работает без выходных, и, как сообщается, все наземные системы работают нормально и все приготовления к старту уже завершены. Осталось только взлететь.

Сообщается также, до конца этого года должен состояться еще один испытательный запуск беспилотного корабля Shenzhou. Если учесть, что первые два состоялись в ноябре 1999 г. и в январе 2001 г., то налицо явная активизация работ. Кроме того, было сказано, что в зависимости от результатов этих запусков, первый пилотируемый полет китайского космического корабля может состояться уже в 2003 году.

Китайские космонавты готовятся к этому полету уже несколько лет. Как было сказано, в первом полете космонавты будут не только "рулить" кораблем, но и проведут множество экспериментов с использованием микрогравитации и высокого космического вакуума.

Ну а после успешного полета китайского космонавта Китай намерен очень активно заняться космосом. В плане стоит строительство орбитальной солнечной электростанции и посадка на Луну, сначала автоматического, а потом и пилотируемого корабля.

Ты еще видна, моя старушка?

Астрономы обнаружили одну из первых галактик, возникших после Большого взрыва.

Согласно принятой ныне теории, через 500 миллионов лет после Большого взрыва заполнявшая космос плазма превратилась в атомы нейтральных газов - водорода и гелия. Затем из охлажденного газа сформировались первые галактики. Опыт показал, что, отслеживая спектральную линию Лаймана атомов водорода, можно разглядеть некоторые из этих древних звездных скоплений.

Задавшись целью их обнаружить, международная группа исследователей, возглавляемая астрономами из Гавайского университета, установила на 10-метровом телескопе Keck соответствующие спектральные фильтры и воспользовавшись гравитационной линзой - "весомой" галактикой Abell 370. За ней удалось заметить другую галактику, возраст которой достигает 15,5 миллиарда лет.

Дополнительное исследование с помощью 8.3-метрового телескопа Subaru позволило рассчитать скорость формирования звезд, входящих в состав старейшей галактики. Как оказалось, ежегодно звезды возникали из участков материи, в 40 раз превышающих массу Солнца.

Астроном-любитель открыл новую комету

13 марта Национальная обсерватория Японии объявила об открытии новой кометы. Ее обнаружил астроном-любитель из западной префектуры Ниигата.

40-летний Сигэки Мураками заметил небесное тело в экваториальном созвездии Орла с крупнейшей звездой Альтаир. По словам звездочета, это довольно яркая комета с различимыми "головой" и "хвостом", движущаяся в северо-восточном направлении. По словам Мураками, он охотился за кометой с 1996 г.

На Байконуре началась подготовка к запуску космического аппарата "Марс Экспресс", который запланирован на лето 2003 года.

Первый европейский автоматический зонд "Марс Экспресс", состоящий из орбитальной части и спускаемого аппарата "Бигль-2", будет запущен при помощи ракеты носителя "Союз-У" с разгонным блоком "Фрегат".

На орбитальном аппарате будет установлена научная аппаратура, предназначенная для дистанционного зондирования атмосферы Марса и его поверхности. Предполагается, что "Марс Экспресс" будет искать на Марсе воду и признаки жизни. Для спускаемого аппарата "Бигль-2" поиск доказательств существования жизни на Марсе будет основной задачей.

"Марс Экспресс" должен прибыть к Красной планете в декабре 2003 года. От него отделится спускаемый зонд, а орбитальный аппарат перейдет на почти полярную орбиту, с которой будет наблюдать за поверхностью планеты в течение марсианского года (687 земных дней).

"Бигль-2" в это время будет исследовать равнину Изиды, которая находится немного севернее марсианского экватора. Его миссия рассчитана на полгода.

Британская космическая отрасль на подъеме

Чего только не бывает на свете! Великобритания - страна, которая не запускает никаких ракет, оказывается, имеет процветающую космическую промышленность, доход которой в прошлом году составил 2,9 млрд фунтов стерлингов, что на 17% больше чем было два года назад. А количество рабочих мест в этой отрасли за те же два года увеличилось на 14% и сейчас составляет 17 тысяч 701 человек. 80% доходов им приносят телекоммуникационные и телевещательные компании.

Руководство английских космических компаний объясняет такие успехи ростом рынка спутниковых услуг. То есть британские компании заняты предоставление услуг спутниковой связи, поставкой оборудования для них, а также страхованием всякой космической деятельности. Вот вам и некосмическая держава!