14 марта 2002 г.

По Марсу текли потоки углекислоты?

Умирающие звезды вырабатывают солнцезащитное средство

Не успел сесть один "шаттл", а второй уже выкатывается на стартовую площадку

US Airways организует бесплатные экскурсии в космос

Марсоходы снимут фильм, который потом покажут в кинотеатрах

По Марсу текли потоки углекислоты?

В журнале Geophysical Research Letters, который издает Американский геофизический союз, в мартовском номере опубликована статья, авторы которой доказывают, что обнаруженные на Марсе следы каких-то потоков, которые протекали по поверхности миллионы лет назад, были не водными реками, а потоками жидкой углекислоты. И именно эти потоки оставили после себя высохшие каналы, овраги, и долины.

На основе данных лазерного высотомера, установленного на орбитальном зонде Mars Global Surveyor (MGS), авторы построили трехмерные модели впадины Hellas basin, ширина которой составляет около 2000 км, а глубина - 9 км. Получилось, что области Malea и Hesperia Plana вулканического происхождения, которые располагаются вдоль края впадины, на самом деле на несколько сотен метров ниже соседних участков.

Кроме того, выяснилось, что в этих, в общем-то, гористых областях нет резких треугольных каменных пиков, которые есть на прилегающих территориях. Однако пики тут все же есть, но они засыпаны сверху вулканическими камнями. Но вся местность располагается слишком низко, если эти камни из вулканов сыпались недавно. Поэтому и возникло предположение, что эта местность сформировалась в результате эрозии. Причем эрозия эта сначала имела вулканическое происхождение, то есть трещины в марсианской коре возникали при поверхностных извержениях. Из этих трещин вытекала магма, которая, поднимаясь на поверхность, резко нагревала жидкость, имеющуюся в коре. От нагрева жидкость расширялась и вырывалась на поверхность со взрывом верхнего слоя породы.

Авторы считают, что эта жидкость была углекислотой, а не водой, поскольку рельеф указывает на то, что эта жидкость текла очень быстро, гораздо быстрее, чем водный поток. Углекислота более летучее вещество по сравнению с водой, а в условиях низких температур на поверхности Марса такая сильная эрозия потребовала бы намного больших объемов воды, чем углекислоты.

Правда сами авторы, а это специалисты из геологического общества США и из университета Мельбурна, считают, что все это только гипотеза, которая требует для своего подтверждения дальнейших исследований.

Умирающие звезды вырабатывают солнцезащитное средство

Загадка стареющих "красных гигантов" - звезд, периодически значительно меняющих свою светимость, не одно столетие мучившая ученых, разрешилась. Компьютерное моделирование показало, что в атмосфере таких звезд периодически вырабатывается оксид титана - белое вещество, используемое в солнцезащитных средствах.

Долгопериодические переменные звезды типа Mira (Омикрон) Кита могут периодически изменять свою яркость на три порядка.

"Это соответствует разнице в освещенности стадиона, например, при включенных осветительных прожекторах и только лишь светом ночного неба", - пояснил Марк Рейд (Mark Reid) из Гарвард-Смитсониановского астрофизического центра в Кембридже, США.

Температура в расширяющейся внешней атмосфере звезды меняется в диапазоне от 2.000 до 2.800 градусов. Когда температура близка к максимальному значению, атомы титана и кислорода полностью диссоциируются. Однако в минимуме они могут объединяться, образуя молекулы оксида титана, поглощающего свет из внутренних, более горячих областей звезды, заставляя ее "тускнеть".

Механизм поглощения света оксидом титана связан с захватом фотонов видимой области спектра электронами внешних оболочек и последующим их переизлучением с энергиями много меньшими, практически полностью лежащими в пределах инфракрасной области спектра.

Жанет Мэтью (Janet Mattei) из Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд в Кембридже, штат Массачусетс, подчеркивает, что исследование звезд типа Mira крайне важно потому, что через эту стадию в своем развитии проходит большинство звезд.

Таким образом можно узнать будущее, ожидающее нашу звезду, а также то, каким образом такие звезды обогащают межзвездное пространство веществом, из которого впоследствии формируются новые звезды.

Не успел сесть один "шаттл", а второй уже выкатывается на стартовую площадку

Через 4 часа после того, как из экспедиции к космическому телескопу Hubble вернулся "шаттл" Columbia, двинулся к месту старта другой "шаттл" - Atlantis. На специальной транспортной платформе на гусеничном ходу он выехал из корпуса вертикальной сборки и отправился к стартовой площадке 39B. Длина этого пути 6,7 км, а платформа едет со скоростью около 1,5 км/час.

Atlantis должен отправиться на Международную космическую станцию (МКС) для проведения очередных строительно-монтажных работ. Старт пока назначен на 4 апреля. Atlantis доставит на МКС ферму S0 весом 13 тонн, которая станет центральной частью каркаса станции. Для монтажа этой фермы и всего ее оборудования будет проведено 4 выхода в открытый космос.

US Airways организует бесплатные экскурсии в космос

Американская авиакомпания US Airways предложит своим постоянным клиентам необычный приз. Тех, кто налетает на самолетах компании 16 миллионов километров, бесплатно отправят в космос на полчаса.

US Airways заключила контракт об организации суборбитальных полетов с компанией Space Adventures, которая занимается организацией развлекательных высотных полетов (в том числе и на российских сверхзвуковых истребителях).

Эта компания занималась организацией коммерческого полета в космос миллионера Дэнниса Тито (Dennis Tito) в 2001 году, а в данный момент готовит второго "орбитального туриста" - южноафриканца Марка Шаттлворта (Mark Shuttleworth).

Как отмечает Reuters, до 2004 года полеты пока не планируются, но авиакомпания в понедельник уже официально объявила о будущих бесплатных экскурсиях на высоту 105 километров над Землей.

Стоимость подобных путешествий для коммерческих клиентов Space Adventures составит 98 тысяч долларов.

В настоящее время в России создается суборбитальный космический корабль. Его разрабатывает ОКБ имени Мясищева. Уже готова его модель в натуральную величину. Ее планируется показать журналистам в середине марта.

Между тем, как заявляет Space Adventures, компания пока не определилась, какой именно самолет будет обслуживать суборбитальные полеты. "В настоящее время в мире разрабатываются несколько подобных проектов. Мы, скорее всего, будем использовать их всех", - говорится в обращении к посетителям сайта компании.

Марсоходы снимут фильм, который потом покажут в кинотеатрах

Режиссер Джордж Батлер (George Butler) собирается снять документальный фильм об экспедиции на Марс, который будет показан в кинотеатрах. Причем снимать его будут американские марсоходы, которые NASA собирается отправить на Марс в 2003 году. В январе 2004 году они совершат посадку на Марс и начнут его исследовать, проезжая до 100 метров в день по его поверхности, и так в течение как минимум трех месяцев. Изображение, записанное их видеокамерами в формате Imax, будут исследовать не только ученые из NASA.

Доступ к этим записям получит и упомянутый Джордж Батлер, об этом уже составлено соответствующее соглашение. Правда, фильм будет состоять не только из марсианских кадров. В качестве "дублера" Марса в части сцен фильма будет играть Антарктида.

Следует отметить еще и формат Imax, в котором будет снят фильм. Он обеспечивает очень реалистичное изображение. Правда, для реалистичности нужно еще и соответствующее оборудование в кинотеатре, а на домашнем видео эффект будет не тот.