Журналистам показали макет многоразового космического корабля для туристов
В четверг генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева Валерий Новиков продемонстрировал журналистам макет первого в мире российского корабля для космического туризма.
По словам Новикова, полет корабля С-ХХI состоится в 2004-2005 годах. "Корабль С-ХХI , по-сути, является копией известного российского космического корабля-шаттла "Буран", только он уменьшен в масштабах в несколько раз. Наш коллектив в свое время разрабатывал конструкцию "Бурана", поэтому многие его компоненты мы перенесли на корабль "туристического варианта", - отметил он.
Корабль С-ХХI рассчитан на полет трех человек - пилота и двух туристов. За 30 минут на высоту в 17 километров корабль поднимет самолет-носитель "Геофизика". Отделившись от самолета и отойдя от него на безопасное расстояние, корабль включит ракетный двигатель и поднимется по траектории на высоту до 50 километров, а после выключения тяги он по инерции выйдет на высоту в 101 километр - нижний слой космоса.
"Туристы в полете испытают все, что испытывают космонавты. При подъеме они почувствуют перегрузку в 3,5 единицы. Выйдя на максимальную высоту, в невесомости, которая продлится 3 минуты, они увидят абсолютно черное небо с немигающими, яркими звездами, а внизу - в голубом ореоле нашу планету. Затем при спуске - при вхождении в плотные слои атмосферы на высоте 50-20 километров - они пронесутся в клубке плазменного огня с перегрузкой до 4 единиц и совершат посадку в режиме самолетного приземления", - рассказал гендиректор завода.
Проект стоит 70 миллионов долларов. Предполагается, что цена билета на суборбитальный космический полет составит 100 тысяч долларов - в 200 раз дешевле нынешних полетов туристов на МКС. "Уже более 100 человек не только записались на такой полет, но и внесли уже за него деньги. Мы надеемся, что нам удастся в ближайшие пять лет построить пять-семь подобных космических кораблей, каждый из которых должен окупиться за полтора года", - отметил Новиков.
По словам главного конструктора, в работе над кораблем задействованы ЦАГИ и ЛИИ имени Громова в Жуковском, ЦНИИМАШ из подмосковного города Королева, московский Институт авиационных материалов и НПО "Молния", ряд институтов, разрабатывающих электронные системы, а также Институт медико-биологических проблем, где кандидаты на полет будут проходить предварительное медицинское обследование".
"Со всеми этими и другими предприятиями у нас давние, прочные связи еще по ранее проведенной разработке российского космического корабля-шаттла "Буран", поэтому мы надеемся, что всю работу завершим быстро. В частности, КБ "Звезда" нам разработает скафандры для туристов и запасную систему аварийного их спасения, что положено при разработке новой космической техники", - отметил Новиков.
Он также сообщил, что на корабле С-ХХI будут применены защитные покрытия, которые использовались ранее для "Бурана". Корабль будет способен совершать посадки на аэродромы второй категории с посадочной полосой не более 1,8 километра. По предварительным данным, полеты на корабле можно будет организовывать три раза в неделю.
На зонде Mars Odyssey вновь заработала система связи с измерителем марсианского излучения
На американском зонде Mars Odyssey, который с октября прошлого года находится на околомарсианской орбите, на днях удалось восстановить работоспособность системы связи с одним из установленных на нем приборов. Этот прибор измеряет излучение Марса. Связь с ним прекратилась с августа прошлого года, то есть, когда Odyssey еще не долетел до Марса.
Правда, решением этой проблемы американский ЦУП в Лаборатории реактивного движения (JPL) занялся только в конце февраля. В ходе этих работ выяснилось, что проблема связана с ошибкой памяти в бортовом ПО этого прибора. Эта ошибка была исправлена после того, как на бортовой компьютер была отправлена соответствующая программная заплатка, и связь была восстановлена.
Так что теперь все системы зонда работают нормально, а его камера продолжает активную съемку поверхности Марса для определения ее характеристик, и особое внимание уделяется тем участкам, на которых, возможно, совершат посадку два спускаемых аппарата, которые должны прилететь на Марс в январе 2004 г.
Загадочное темное пятно вблизи полюса Юпитера
Зонд Cassini, который, направляясь к Сатурну, в конце 2000 года пролетел мимо Юпитера, и в течение месяца вел съемку этой планеты в разных диапазонах длин волн. Эти данные он потом постепенно передавал на Землю, и вот теперь выяснилось, что на Юпитере происходят довольно загадочные вещи, которым пока нет четкого объяснения.
Вот, например, при съемке северной приполярной области Юпитера в ультрафиолетовых лучах было обнаружено непонятное темное пятно. Cassini снимал его с 1 октября по 15 декабря 2000 г., и в итоге получился целый фильм, где пятно немного перемещается, но не выходит из приполярной зоны. Пятно это похоже на земную озоновую дыру в том смысле, что оно так же не является дырой в общепринятом смысле этого слова. Это, скорее всего, некая химическая неоднородность или вихрь.
Пятно пространственно совпадает с центром рентгеновского полярного сияния Юпитера. Поэтому специалисты полагают, что в этом пятне могут находиться молекулы углеводородных соединений, образованных при взаимодействии газов атмосферы Юпитера и заряженных частиц, результатом которого и является полярное сияние. По размерам это пятно больше нашей Земли. Недалеко от него на снимке виден еще какой-то темноватый овал, возможно, это тоже какой-то вихрь, но сказать точно специалисты пока не берутся.
Спутники-близнецы GRACE завтра отправятся исследовать гравитационное поле Земли
Завтра 16 марта с космодрома Плесецк в 12:23 по московскому времени должна стартовать ракета "Рокот". На ее борту находятся два одинаковых спутника GRACE, совместно разработанные NASA и космическим агентством Германии.
GRACE - это сокращение от Gravity Recovery And Climate Experiment, то есть спутники будут заниматься исследованием гравитационного поля Земли и климата на нашей планете. Они должны будут измерить гравитационное поле практически в любой точке земного шара, причем, с такой высокой точностью, какая сейчас невозможна с помощью любого другого наземного оборудования.
Эти два одинаковых спутника будут находиться на полярной орбите высотой 500 км на расстоянии около 220 км друг от друга. На них установлена система, позволяющая измерять расстояние между спутниками с точностью до 10 мкм и расстояние до поверхности Земли. Причем за сутки спутник будет делать 16 витков вокруг Земли. На основе полученных данных будет строиться карта распределения гравитационного поля Земли в динамике, то есть на ней будут отражены все перемещения воды в мировом океане, которые происходят из-за сдвигов вещества в толще Земли.
Кроме того, на спутниках установлены приборы для измерения искажений сигналов спутниковой навигационной системы GPS в атмосфере Земли. Эти данные будут использованы для повышения точности наблюдения процессов в атмосфере, что в свою очередь повлияет на точность метеопрогнозов.
Китай полетит на Луну на новой ракете
Китай, который вот-вот должен запустить третий испытательный беспилотный корабль (да все как-то никак не запустит), оказывается, вынашивает очень агрессивные космические планы. Например, китайская газета Daily China со ссылкой на слова президента китайской аэрокосмической компании China Aerospace Science and Technology Corp (CASC) Джанг Кингвея (Zhang Qingwei) сообщает, что Китай готовится активизировать работу по подготовке своих космические миссий, что предполагает разработку нового семейства мощных тяжелых ракет.
Ракеты этого семейства смогут выводить на околоземную орбиту полезный груз весом в 20 тонн. Столько как раз будет весить та постоянная пилотируемая космическая станция, которую Китай собирается вывести на орбиту. Правда, китайский космический руководитель уклонился от ответа, когда именно это будет сделано. Но сначала планируется наладить кратковременные пилотируемые полеты в космос, а также построить космическую научную лабораторию.
Кроме того, Китай намерен расширить свою долю на мировом рынке запусков спутников. И для этого также пригодится новое поколение ракет, работающих на нетоксичном топливе (жидкий водород, жидкий кислород и керосин высокой очистки) и не загрязняющих окружающую среду, но при этом это будут очень эффективные и недорогие ракеты. Это будут ракеты модульной конструкции, собираемые на базе трех ступеней диаметром 5, 3.35 и 2.25 м. В зависимости от конфигурации, такая ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту груз весом от 0,5 до 25 тонн, а на геостационарную переходную орбиту груз весом от 4 до 13 тонн. В помощью этих же ракет Китай собирается выводить в космос астрономические телескопы и зонды для исследования Луны и Марса.
Также было сказано, что в ходе разработки этих ракет уже наступил этап конструирования и производства опытных моделей.
Автоматические станции пролили свет на одну из наиболее интригующих загадок Юпитера
Астрономы, изучающие мощные полярные сияния в северной приполярной области Юпитера, обнаружили таинственный источник рентгеновского излучения, вспыхивающий наподобие маяка каждый 45 мин.
По мнению ученых, пройдут годы, прежде чем удастся найти объяснение этому феномену. Возможно, он имеет отношение к всплескам радиоизлучения, испускаемого планетой-гигантом с подобными интервалами.
"Это стало совершенно неожиданным сюрпризом, но ради этого ученые и живут", - сказал Кристофер Рассел (Christopher Russell) из калифорнийского университета. - "Иногда бывает, что самое неожиданное является наиболее важным".
Открытие источника рентгеновского излучения стало возможным благодаря уникальной ситуации - в прошлом году Юпитер и его гигантская магнитосфера исследовались одновременно двумя автоматическими станциями. Размеры магнитосферы Юпитера таковы, что если бы она была видна с Земли, ее угловой размер был бы больше углового размера Луны.
В начале января 2001 года на орбите вокруг Юпитера находилась исследовательская станция "Галилео", исследовавшая его с 1995 года. В это же время на пути к Сатурну мимо Юпитера сквозь его магнитосферу прошел зонд "Кассини". Данные, полученные в это же время с помощью орбитального телескопа "Хаббл", а также орбитальной рентгеновской лаборатории "Чандра", дополнили картину.
Рэнди Глэдстоун (Randy Gladstone), один из соавторов работы, посвященной области аномального рентгеновского излучения, сказал, что его группа находится лишь на начальном этапе решения этой проблемы. Как правило, рентгеновское излучение, связанное с северными полярными сияниями, возникает вследствие возмущений. Ранее предполагалось, что рентгеновское излучение вызывается ионами серы и кислорода, выбрасываемыми в космическое пространство вулканами Ио и движущимися в магнитном поле Юпитера. Теперь эта гипотеза поставлена под сомнение.
Существуют данные, утверждает г-н Глэдстоун, указывающие на то, что источник излучения находится гораздо дальше от самой планеты, в пограничной области между магнитосферой и потоком солнечного ветра. "Существует нечто, что вызывает излучение в диапазоне от рентгеновских лучей до ультрафиолета, и далее вплоть до радиоволн",- сказал г-н Глэдстоун.
В другой работе, авторами которой являются профессор астрономии из Бостонского университета Джон Кларк (John Clarke) и его коллеги, сообщается об открытии таинственных следов, оставляемых ближайшим к Юпитеру крупным спутником, Ио, в ионосфере планеты - в области, расположенной над атмосферой, в которой и образуются полярные сияния. Удалось также обнаружить, что два других галилеевских спутника - Ганимед и Европа - также оставляют подобные "магнитные следы" овальной формы, хотя и меньшие по интенсивности.
О том, что Ио, знаменитый своей исключительной вулканической активностью, оставляет подобные следы, ученым было известно и ранее. Удивительным оказалось то, что такие же следы оставляют и два других спутника, на которых вулканической деятельности не зафиксировано.
Вопрос о том, "чертит" ли в магнитосфере Юпитера и свой след последний из крупных спутников планеты - Каллисто - останется, по всей видимости, загадкой еще на многие годы. Новых программ исследования Юпитера с помощью автоматических станций не планируется, а зонд "Галилео" уже в следующем году завершит свою исследовательскую миссию, "нырнув" в атмосферу планеты.
Зонд для исследования Плутона, вопрос о целесообразности отправки которого изучается в настоящее время, должен пролететь по пути к цели назначения мимо Юпитера и тем самым дать шанс продолжить изучение планеты. Однако финансирование этой интереснейшей исследовательской программы все еще остается под вопросом.
|