19 марта 2002 г.

Назван состав очередного долговременного экипажа МКС

Новая ракета Atlas 5 порепетировала обратный отсчет перед стартом и вернулась обратно в ангар

NASA серьезно опасается космических террористов

Славу открытия кометы поделили пополам

Экс-заместитель главы NASA собралась в космос

Европейский союз хочет быть независимым от США и России в космосе

У слепых появится поводырь стоимостью 2 млрд. фунтов стерлингов

"Том" и "Джерри": гонки на орбите

Назван состав очередного долговременного экипажа МКС

Объявлен состав девятого долговременного экипажа МКС, который сейчас начинает подготовку к своему полету. А сам полет состоится приблизительно через полтора года. В составе этого экипажа: командир - российский ветеран космоса Геннадий Падалка и два бортинженера - американец Майкл Финк (Michael Fincke) и российский космонавт Олег Кононенко.

Из этого списка видно, что правило назначения командира экипажа здесь будет нарушено: до сих пор, если в составе экипажа было двое наших и один американец, то командиром был американец и наоборот российский космонавт был командиром экипажа, в котором было еще два американца. Однако американец Майкл Финк, включенный в состав девятого экипажа, летит в космос первый раз, а Геннадий Падалка был командиром 26-й экспедиции на станцию "Мир", поэтому было бы странно, если бы новичок командовал таким опытным специалистом. Их дублерами будут Алексанрд Полещук, Роман Романенко и Дэниэл Тани (Daniel M. Tani).

Кроме того, произошла амена в составе дублирующего экипажа 7-й долговременной экспедиции на МКС. Ранее записанный в этот экипаж Пол Ричардс уволился из NASA, и вместо него в состав экипажа включен Джон Филлипс (John L. Phillips), который в свою очередь был дублером восьмого экипажа. А его место в 8-м экипаже занял Чарльз Камарда (Charles J. Camarda). Вместе с ним в восьмой экспедиции на МКС примут участие Лерой Чиао (Leroy Chiao) и Михаил Корниенко.

На прошлой неделе новая ракета Atlas 5 с российским двигателем РД-180 провела свою первую репетицию с обратным отчетом времени, как перед стартом. Таких тестов перед первым запуском она должна пройти еще два, они состоятся в течение ближайших двух месяцев.

Для репетиции ракету привезли на стартовую площадку из корпуса вертикальной сборки. Это путешествие длиной в 600 м заняло около 20 минут. Предполагается, что подготовка ракеты к запуску на стартовой площадке должна занимать 11 часов, но первая репетиция продолжалась гораздо дольше. В первый день пришлось решать технические проблемы с наземным оборудованием. Потом ракету по-настоящему заправили топливом - керосином, жидким водородом и жидким кислородом. И только на третий день пребывания на стартовой площадке был начат обратный отсчет, который продолжался до отметки -4 минуты. После этого испытания были завершены, топлово слито, а ракета поехала обратно в ангар.

Остальные два теста должны пройти в течение двух месяцев, а певый старт должен состояться в июне, и тогда ракета должна будет вывести на орбиту спусник связи Horburd 6.

NASA серьезно опасается космических террористов

Руководство NASA отказывается сообщить точное время запуска очередного космического корабля многоразового использования с мыса Канаверал. Известно лишь, что старт состоится в ближайшие две недели. Причиной введения столь высокой степени секретности являются опасения, связанные с возможностью нападения террористов на космодром.

К таким мерам в аэрокосмическом агентстве США прибегли впервые за последнее десятилетие. "NASA проявляет крайнюю осторожность", - заявил в понедельник пресс-секретарь космического центра имени Кеннеди Брюс Бакингем (Bruce Buckingham). Согласно новым правилам, утвержденным NASA на прошлой неделе, время старта корабля теперь будет указываться в четырехчасовом интервале. И лишь за сутки до старта широкая общественность сможет узнать точные данные о моменте запуска космического корабля.

Следующий старт корабля "Атлантис" запланирован на 4 апреля между 14:00 и 16:00 по местному времени. В состав экипажа войдут семь астронавтов. Из соображений безопасности их прибытие на космодром для подготовки к полету не разглашалось. Время последних запусков с мыса Канаверал в декабре и марте было известно задолго до 11 сентября прошлого года и потому скрывать его не имело смысла. Однако во время обоих стартов были предприняты беспрецедентные меры безопасности.

Еще более засекреченным было время запуска спутников министерства обороны в 1985-1990 годах. Тогда момент старта сообщали лишь за 9 минут, передает Associated Press.

Славу открытия кометы поделили пополам

На прошлой неделе астроном-любитель из Аризоны Дуг Снайдер (Doug Snyder), у которого есть весьма внушительный телескоп с зеркалом диаметром 50 см, обнаружил на небе небольшое серое пятнышко, которого там раньше не было. Он поискал информацию об этом объекте в атласе звездного неба и в нескольких базах данных, но никаких данных о нем там не было.

Он отправил сообщение в Центральное бюро астрономических телеграмм, специалисты которого подтвердили, что Снайдер первым увидел новую комету, которая летит из созвездия Орла в сторону центра Летнего Млечного Пути (это одна из частей нашей галактики Млечный Путь). Еще немного позднее выяснилось, что через два или три часа после Снайдера эту же комету увидел японский астроном-любитель Сигеки Мураками (Shigeki Murakami), которого решили не лишать лавр первооткрывателя. Поэтому открытая ими комета будет называться Снайдера-Мураками. Это уже третья комета, открытая визуальными методами за последний год.

Экс-заместитель главы NASA собралась в космос

Как стало известно 18 марта, бывшая заместитель директора NASA Лори Гарвер может стать первой космической туристкой.

В российском медико-биологических проблем не подтвердили, но и не опровергли информацию, что госпожа Гарвер проходила там медицинское освидетельствование. "У нас проходили и проходят медобследование многие кандидаты, в том числе и женщины, однако по условиям договора мы не имеем права разглашать никакие подробности", - сообщил представитель.

Лори Гарвер работает в американской консалтинговой компании, спонсорская поддержка которой поможет ей рассчитаться за полет. Первый космический турист, американец Деннис Тито, заплатил за свой вояж около $20 млн, и, как отмечают российские неофициальные источники, "эта сумма в ближайшее время ни для кого не уменьшится".

Европейский союз хочет быть независимым от США и России в космосе

Лидеры стран Европейского союза одобрили проект создания космического навигационной системы "Галилео" стоимостью около 3,2 миллиарда евро. Запуск новой системы даст Евросоюзу возможность занять одно из ведущих мест на рынке космических технологий.

"Галилео" позволит следить за передвижениями грузовых автомобилей на дорогах, обеспечивать навигационными данными самолеты и даже поможет слепым ориентироваться на городских улицах. Однако планы по созданию "Галилео" вызвали ряд противоречий. Ученые и политики из США настаивают на том, что Европа должна создавать аппараты, работающие в американской системе GPS.

Однако европейцы намерены создать собственную навигационную систему, чтобы не оказаться в зависимости от Америки в случае отключения GPS во время войны или политического конфликта. Разработка европейской навигационной системы должна завершиться к 2008 году, сообщает газета The Guardian.

Сейчас в мире существуют две космические навигационные системы: американская GPS и российская ГЛОНАСС. Работу обеих систем обеспечивают военные спутники, сигналы с которых позволяют определить координаты объекта на земле с точностью до нескольких десятков метров. Приемники сигналов GPS устанавливаются на многих технических средствах. Однако и российская и американская системы имеют провалы в покрытии и кроме того, их создатели не несут финансовой ответственности за ущерб, причиненный пользователям вследствие появления этих провалов.

Европейский союз намерен вывести на околоземную орбиту около 30 спутников, которые позволят определять координаты объектов с точностью до метра. Ученые из Европы полагают, что введение новой системы сможет снизить продолжительность автомобильных рейсов на 25 процентов и, таким образом, поспособствует снижению загрязнения окружающей среды.

У слепых появится поводырь стоимостью 2 млрд. фунтов стерлингов

Одобрен проект революционной спутниковой навигационной системы, которая будет следить за передвижением грузового транспорта, помогать слепым передвигаться по улицам, руководить полетами самолетов.

Как пишет The Guardian, на встрече в Барселоне лидеры Европейского Союза утвердили проект "Галилей" с бюджетом 2 млрд. фунтов стерлингов. Он сделает Европу лидером в области космических технологий, трансформирует всю нашу повседневную жизнь.

Однако проект вызвал много споров. Американские инженеры и политики уже выступали резко против "Галилея", утверждая, что Европа обязана продолжать пользоваться существующей американской системой глобального позиционирования спутников ("US Global Positioning Satellites"). Между тем одной из причин разработки "Галилея" стало то, что Европа боялась, что ей придется действовать в одиночку, в частности если американцы отключат свои спутники во время войны или политических конфликтов.

Предполагается, что система вступит в строй в 2008 г.

Сейчас в мире существуют две космические навигационные системы: американская GPS и российская "Глонасс" (Глобальная навигационная спутниковая система). Обе состоят из военных спутников, которые излучают сигналы, так что любой человек, обладающий устройством для приема этих сигналов, может определить собственные координаты с точностью до нескольких десятков сантиметров.

Приемники GPS – стандартная принадлежность яхтсменов, альпинистов, команд спасателей на кораблях и вертолетах и многих других. Некоторые автобусные компании, например Лейсестерская, использует их для того, чтобы следить за своими автобусами. Автобусы оснащены навигационными системами, которые руководят действиями шоферов.

Однако у обеих систем есть недостатки. Например, они не гарантируют покрытие сигнала, не берут на себя финансовой ответственности за сбои, отмечает газета, в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru.

В результате ЕС и Европейское космическое агентство планирует создать систему, которая будет работать гораздо точнее, с погрешностью до одного метра. 30 спутников будут выведены на орбиту в 15 000 миль от Земли.

"Галилей" позволит управлять самолетами в любом месте, а не только в основных коридорах, и непосредственно на взлетно-посадочных полосах, - сказал британский космический эксперт Пол Мердин. – Можно пользоваться ею для того, чтобы следить за передвижением сотрудников в здании (хотя вряд ли это будет применяться), обеспечивать дополнительную помощь слепым на улицах".

Существующие приемники GPS могут работать с высокой точностью, но для этого необходимо использовать дополнительные компьютеры.

Ученые говорят, что проект "Галилей" гораздо сложнее. Эта простая в обращении система, отмечают они, позволит, в частности, проводить из космоса невероятно точные исследования мельчайших тектонических сдвигов в зонах повышенной сейсмической активности или анализировать повышение уровня воды в реках и озерах во время штормов.

Огромные преимущества получит также промышленность. Производство приемников GPS – монополия американских военных. Теперь на этот рынок смогут выйти европейские производители.

Европейские космические инженеры уверены в том, что "Галилей" произведет революцию в автомобильном транспорте, сократит время переездов на 25%, снизит уровень загрязнения окружающей среды.

"Том" и "Джерри": гонки на орбите

Ракета-носитель легкого класса "Рокот" с двумя 500-килограмовыми спутниками стартовала 17 марта в 12:21 по московскому времени с космодрома "Плесецк" в Архангельской области. Старт был первоначально назначен на 16 марта, но из-за неблагоприятных погодных условий его пришлось отложить. Как сообщили журналистам РБК в пресс-службе космических войск России, этот старт был для "Рокота" первым - до сих пор ракета проходила только предполетные испытания.

Конверсионная ракета "Рокот" был создана в ГКНПЦ имени Хруничева на базе межконтинентальной боевой ракеты SS-20 ("Стилет") и предназначена для выведения малогабаритных космических аппаратов связи. Пуск ее был произведен из транспортно-пускового контейнера с наземной пусковой установки N1, которая ранее использовалась для пусков ракет "Космос-3М". Это был первый запуск спутника NASA, осуществленный не с территории США.

Оба спутника, построенные немецкой компанией Astrium, были успешно выведены на круговую околополярную орбиту высотой 500 км (300 миль). "Том" и "Джерри" будут огибать Землю по 16 раз в день, находясь на расстоянии 200 км (120 миль) друг от друга. Ежемесячные карты земного тяготения поля будут примерно от 100 до 1000 раз точнее ныне используемых.

Запуск двух сопровождающих друг друга спутников, которые должны составить самые точные карты гравитационного поля Земли, обошелся в $127 млн. Сила поля тяготения отличается на разных участках поверхности планеты, что объясняется различной плотностью и химическим составом земной поверхности.

5-летняя космическая программа, разработанная совместно Американским аэрокосмическим агентством (NASA) и Германским центром аэрокосмических полетов (DLR), создаст также карту движения крупных водных масс на планете. Такое движение водных масс является результатом измеримых, хоть и незначительных, различий в гравитационном поле Земли. Именно эти минимальные отклонения и будут фиксировать спутники. Участки земной поверхности, где сила земного тяготения окажется немного сильнее, будут сначала влиять на ведущий спутник, как бы слегка отталкивая его от спутника-близнеца. Ученые будут измерять постоянно изменяющееся расстояние между двумя аппаратами с помощью высокочастотной радиосвязи, делая таким образом мгновенный замер гравитационного поля.