28 марта 2002 г.

NASA начинает ежедневные фоторепортажи с Марса

NASA решило засекретить давно уже всем известное время запуска "шаттла" Atlantis

Экипаж МКС разгружает вещи и загружает ПО

Хочешь в космос? - Удаляй желчный пузырь и зуб мудрости

Ariane 4 готовится к старту

NASA начинает ежедневные фоторепортажи с Марса

В среду представители американского космического агентства NASA представили первые снимки Марса, сделанные с борта космического аппарата Mars Odyssey, сообщает Associated Press.

На новых черно-белых фотографиях, сделанных инфракрасной камерой, отображен участок поверхности "красной планеты" радиусом около шести километров, на котором виден фрагмент сети "каналов", покрывающих часть южного полушария Марса.

Ученые ранее показывали некоторые другие фотографии с Odyssey, но новые снимки - первые в серии изображений, которые должны будут регулярно отправляться на Землю в ходе 917-дневной научной миссии космического аппарата, начавшейся 17 февраля. На фото, полученном в среду, изображен район Марса размером 22,5 на 59,5 километров.

Фотокамера THEMIS (Thermal Emission Imaging System), созданная в университете штата Аризона, позволяет делать изображения как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Так как минералы, находящиеся на поверхности планеты, отражают тепло по-разному, инфракрасная камера позволит ученым определить их тип и состав. Исследователей интересует в первую очередь карбонаты, которые формируются во влажной окружающей среде. Их обнаружение позволило бы вычислить места, когда-то бывшие теплыми и влажными, создавая условия для жизни организмов.

Инфракрасная камера также исследует ночную сторону Марса в поисках источников тепла, свидетельствующих о геотермальной активности, в условиях которой тоже может существовать микробная жизнь. Полученная информация позволит ученым выбрать места для посадок будущих экспедиций, которые займутся изучением поверхности Марса.

Аппарат Odyssey, стоимостью 300 миллионов долларов, стартовал к "красной планете" в апреле прошлого года и прибыл на орбиту Марса в октябре. Помимо прочего, он послужит спутником связи для работающих на поверхности аппаратов, которые будут отправляться на Марс с 2003 года.

4 апреля на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Atlantis, который отправится к МКС для монтажа очередной фермы будущего каркаса станции.

Еще в январе этого года во всех открытых источниках, в том числе в информационных бюллетенях самого космического агентства NASA указывалась не только дата, но и точное время запуска Atlantis'а. А когда до старта осталось буквально две недели NASA решило поиграть в секретность и объявило, что впервые точное время запуска гражданского корабля сообщаться публике не будет. По всей видимости, до PR-отдела NASA дошел какой-то запоздалый циркуляр, который несколько месяцев блуждал по коридорам бюрократического аппарата, и его теперь бросились выполнять, не считаясь со здравым смыслом. Зато галочка поставлена: потенциальные террористы "не знают" времени запуска "шаттла", вернее, знают, что он должен произойти где-то с 14 до 18 часов.

Однако господа террористы, если таковые действительно существуют, наверняка готовили свою диверсию заранее, и они уже давно знают, что старт должен состояться в 17:13, плюс минус несколько минут в зависимости от точного положения МКС на орбите, которое будет вычислено за полтора часа перед запуском.

Кроме того, время запуска при наличии компьютера и доступа в Интернет несложно вычислить самостоятельно. NASA уже неоднократно сообщало, что запуски "шаттлов" к МКС производятся в пределах плюс-минус пяти минут от того момента, как в результате вращения Земли стартовая площадка окажется в плоскости орбиты станции. Причем чаще всего старт производился как раз в момент пересечения этой плоскости орбиты. В мартовском номере издаваемого в США журнала Air & Space дано подробное объяснение того, почему все делается именно так. Определить точное местонахождение МКС в любой момент времени также несложно: на одном из сайтов NASA (и на целом ряде других Интернет-сайтов) об этом есть исчерпывающая информация.

В общем, исходя из этих данных, старт должен состояться 4 апреля в 17:16, что вполне соответствует ранее опубликованной информации.

Экипаж МКС разгружает вещи и загружает ПО

В минувшее воскресенье к МКС причалил очередной грузовой корабль "Прогресс", который доставил на станцию топливо, продукты питания, одежду для экипажа, расходные материалы и оборудование. Поэтому на этой неделе экипаж в составе Юрия Онуфриенко, Карла Уолца и Дэна Бурша большую часть своего рабочего времени занимаются перетаскиванием доставленных грузов на станцию. Но при этом они не забывают о научных экспериментах и технических проблемах. В частности они загрузили на бортовой компьютер присланное из ЦУПа ПО для решения проблемы с системой мониторинга излучения, которому подвергаются и сами астронавты и приборы станции.

На этой неделе экипажа также предстоит провести подготовительные работы к приему экипажа "шаттла" Atlantis, который должен прилететь на МКС на следующей неделе. Он доставит на станцию 13-метровую ферму S0 Truss, которая станет элементом каркаса станции.

В ближайшие дни экипаж займется установкой на компьютеры станции ПО, разработанного специалистами Канадского космического агентства для исправления ситуации с работой канадского робота-манипулятора Canadarm2. Это ПО, конечно же, не заставит его работать полностью как положено (некоторые его детали все равно придется менять), но несколько скрасит его неполадки. В следующий понедельник экипаж как раз проведет испытания этого вновь установленного ПО.

Хочешь в космос? - Удаляй желчный пузырь и зуб мудрости

Как известно, на недельный полет на МКС на борту российского корабля "Союз" осенью этого года претендуют сейчас как минимум двое: поп-звезда группы N-Sync Ланс Басс (Lance Bass) и бывшая заместительница администратора NASA Лори Гарвер (Lori Garver).

Последняя уже прошла медкомиссию в Институте медико-биологических проблем в Москве. И по поводу ее результатов имеется следующая информация. Врачи сказали миссис Гарвер, что если она хочет полететь в космос, то перед этим ей надо удалить желчный пузырь. Правда, вероятность того, что из-за этого желчного пузыря во время полета возникнут проблемы, очень мала, но, как известно, береженого бог бережет. Кроме того, ей настоятельно посоветовали удалить один из зубов мудрости.

Госпожа Гарвер с пониманием отнеслась к данной проблеме и сказала, что, если это нужно, то она и операцию сделает, и зуб удалит.

Ariane 4 готовится к старту

Сегодня ночью в 1:29 по Гринвичу (4:29 мск) на космодроме Куру во Французской Гвиане должен состояться запуск ракеты Ariane 44L. На ее борту находятся два телекоммуникационных спутника JCSAT-8 и Astra-3A.

Оба они построены компанией Boeing, первый принадлежит японской компании JSAT, а второй - европейской SES ASTRA, зарегистрированной в Люксембурге.

Спутник JCSAT-8, вес которого составляет 2600 кг, установлен на ракете сверху, поэтому от отделится первым. Ракета должна вывести его на переходную геосинхронную орбиту, с которой он уже собственными силами доберется до геостационарной круговой орбиты высотой 36 тыс. км и зависнет над Папуа Новой Гвинеей. Здесь в течение 11 лет 32 его ретранслятора будут работать, чтобы обеспечивать связью Японию, часть континентальной Азии, Австралию и Гавайские острова.

Полуторатонный спутник Astra-3A отделится от ракеты последним. Он займет геостационарную орбиту над Конго, откуда он в течение 10 лет будет обеспечивать работу служб кабельного и прямого спутникового телевидения на территории немецкоязычной Европы.

Оба спутника прибыли на космодром 6 марта, а 7 марта состоялся выкат ракеты на стартовую площадку. Спутники с заполненными топливными баками установили на ракету в прошедшую субботу, а в понедельник состоялась репетиция запуска. Осталось только повторить все в прямом эфире.