29 марта 2002 г.

Ракета-носитель Ariane вывела на околоземную орбиту два спутника

Космические танцы

Победа астрономов Чехии: уникальный закон об уличном освещении

В седьмой космический полет

4 апреля к Международной космической станции должен отправиться "шаттл" Atlantis. В составе его экипажа будет Джерри Росс (Jerry Ross), которого в отряде астронавтов зовут "Дед" ("Grandpa"). Скорее всего, он получил эту кличку по двум причинам. Ну, во-первых, ему уже 54 года и у него есть внуки, а во-вторых, он уже 6 раз побывал в космосе, а на следующей неделе полетит в седьмой раз. Столько еще не удавалось никому из землян.

В предстоящей экспедиции Джерри Россу предстоит два раза выходить в отрытый космос. Это будут его восьмая и девятая рабочие смены в открытом космосе. Он и так уже установил рекорд США по продолжительности нахождения в космическом вакууме - 44 часа, и теперь ему предстоит побить свой собственный рекорд.

Первый раз в отрытый космос он выходил в 1985 г. и тоже с борта "шаттла" Atlantis, а сейчас ему вместе с Ли Морином (Lee Morin) предстоит установить на МКС 13-метровую ферму и проложить на ней железную дорогу для робота-манипулятора. Ли Морин летит в космос первый раз, хотя ему уже 49 лет, и он тоже уже дед.

Правда, в июне этого года Джерри Росс перестанет быть единоличным рекордсменом по числу космических полетов. В экипаже следующего "шаттла" Endeavour будет Фрэнклин Чанг-Диаз (Franklin Chang-Diaz), который тоже уже 6 раз побывал в космосе.

Китайский корабль Shenzhou 3, полет нормальный

На этой неделе в понедельник 25 марта в Китае состоялся запуск третьего непилотируемого возвращаемого космического корабля Shenzhou 3. Спустя 3 дня китайское информационное агентство Xinhua официально сообщило о том, что полет корабля проходит нормально. К тому времени он совершил 30 витков вокруг Земли, и согласно данным телеметрии, все системы корабля работают в штатном режиме. Параметры орбиты Shenzhou 3: 331.3 на 336.8 км, наклонение 42,4 градуса, период обращения вокруг Земли - 91,2 минуты.

На субботу, то есть на завтра, назначена посадка корабля на Землю. Скорее всего это произойдет в степи Внутренней Монголии. Однако китайская пресса привела слова неназванного источника из космического ведомства Китая, который сказал, что если все будет нормально, то, скорее всего, миссию Shenzhou 3 продлят еще на 5 дней.

Как бы там ни было, но внимание прессы к посадке корабля будет очень пристальным. Ведь после второго полета корабля Shenzhou ходили упорные слухи, что он разбился при посадке, но официальные власти Китая их проигнорировали.

Агентство Xinhua также опубликовала фотографии, сделанные с борта корабля, где показаны интерьер Shenzhou 3 и виды Земли через иллюминатор. Как сообщается, на борту корабля поддерживаются такие же условия, какие будут во время пилотируемого полета. Проверяется и работа системы аудио и видеосвязи с экипажем, поэтому в ЦУПе уже раздавались записанные женским голосом предупреждения бортовой системы безопасности для космонавтов о необходимости надеть скафандры, занять свои места и застегнуть привязные ремни.

Жизнь зародилась среди звезд

Появились две исследовательские статьи, в которых ученые утверждают, что строительные блоки биологической жизни разбросаны в межзвездном пространстве.

Смоделировав температурные условия космоса, специалисты показали, что мельчайшие кристаллы льда могут вызывать важные реакции при облучении ультрафиолетовыми лучами.

В ходе эксперимента из атомов были собраны аминокислоты - сложные молекулы, которые составляют основу протеинов и поддерживают необходимые процессы в живом организме.

Ученые утверждают, что, возможно, подобные кристаллы льда входили в состав облаков, из которых сформировалась солнечная система и затем планета Земля, где зародилась жизнь.

Существуют улики, свидетельствующие, что строительные блоки жизни могли быть занесены на Землю метеоритами. Но ученые не могут объяснить, как они попали на метеориты.

Существует две теории. Одна состоит в том, что на ранних этапах формирования солнечной системы внутри твердых тел происходили сложные химические реакции с участием воды. Эти реакции породили различные варианты аминокислот. Например, при анализе метеорита Murchison в нем было обнаружено 70 видов аминокислот.

Однако исследовательская группа под руководством Макса Берштайна (Max Bernstein) из Seti Institute в США и другая группа под руководством Уве Майрхенриха (Uwe Meierhenrich) из бременского университета в Германии, склоняются к другому сценарию. Он связан с химическими реакциями на гранулах льда, присутствующего в межзвездном пространстве.

Ученые провели эксперименты и смоделировали условия, близкие к межзвездному пространству, - ультрафиолетовое излучение и температуру -258o C (на 15o выше абсолютного нуля).

В эти условия они поместили молекулы, которые можно встретить в космосе, такие как одноокись углерода и аммиак.

Обе группы исследователей заявили о получении ими аминокислот: глицина, аланина, серина и пролина.

Однако эксперименты не были идентичными. Одна группа использовала смесь, насыщенную водой, другая - более обезвоженную среду, которая не способствует образованию аминокислот.

Ученые показали, что формирование сложных молекул возможно в различных условиях космоса. Это еще одно подтверждение теории о том, что жизнь широко распространена во вселенной.

Ракета-носитель Ariane вывела на околоземную орбиту два спутника

Ракета-носитель Ariane, во вторник, вывела на околоземную орбиту два спутника связи, сообщает Reuters. Старт был произведен с космодрома Европейского космического агентства в Куру (Kourou), Французская Гвиана, на северо-восточном побережье Южной Америки. Через двадцать две минуты после старта от ракеты отделился спутник JCSAT-8, шестью минутами позже отошел ASTRA 3A.

Первый спутник, принадлежащий японской корпорации JSAT, будет работать в системе телекоммуникаций азиатско-тихоокеанского региона.

Второй, ASTRA 3A - собственность люксембургского оператора SES ASTRA. Он будет осуществлять передачу сигнала абонентского телевидения и оказывать услуги широкополосной связи, включающей в себя одновременную передачу голоса, данных и видео на германоговорящие европейские страны.

Это четвертый старт ракеты типа Ariane, осуществленный в этом году.

Космические танцы

Европейское космическое агентство довольно серьезно отнеслось к предложению французского хореографа Кицу Дюбуа (Kitsou Dubois) использовать танцы в курсе подготовки астронавтов к полетам. Мадам Дюбуа считает, что необходимые для танцев координация движений и умение сохранять равновесие помогут астронавтам справиться с неприятными ощущениями, возникающими в невесомости, тошнотой и головокружением.

Правда, некоторые специалисты по космической медицине весьма скептически отзываются об этой идее. Однако Кицу Дюбуа настаивает на том, что и астронавты в космосе и танцоры на сцене испытывают сходное чувство, что все внутренние органы смещаются в одном направлении, а глаза видят окружающие предметы не так как обычно. Например, танцоры борются с головокружением при вращениях довольно простым способом: во время пируэтов они стараются смотреть в одну точку, то есть фиксируют для себя некий воображаемый центр тяготения.

Она уже разработала 30-минутный комплекс упражнений для астронавтов, где есть вращения торса, прыжки, наклоны и ходьба с грузом, укрепленным на талии, чтобы сымитировать смещение центра тяжести.

Победа астрономов Чехии: уникальный закон об уличном освещении

Астрономы всего мира, которым приходится работать в обсерваториях, расположенных в крупных городах, уже давно жалуются на то, что наблюдениям за ночным небом сильно мешает яркая ночная иллюминация на улицах. Из-за этого приходится строить все более мощные телескопы и желательно подальше от больших городов.

И вот в отдельно взятой стране - в Чехии - местный парламент внял жалобам астрономов. С 1 июня в Чехии вступит в силу уникальный закон, который ограничивает уличное освещение и особенно свет, направленный вверх и в стороны, то есть, бесполезный с точки зрения освещения дорог и тротуаров (для этого у уличных фонарей должны быть специальные отражатели). Этот закон предписывает также порядок освещения рекламных щитов: свет он фонарей и прожекторов должен быть направлен только вниз.

Правда, уговорить парламентариев астрономам удалось не только жалуясь на трудности работы в таких условиях. Оказывается, ночное освещение самым пагубным образом влияет на здоровье человека, оно не только вызывает бессонницу, нарушает работу иммунной системы, снижает выработку гормона мелатонина, но может даже спровоцировать развитие рака.