11 апреля 2002 г.

Рентгеновский телескоп "Чандра" обнаружил в космосе новый вид материи

Ядро кометы Борелли оказалось горячим и "сухим"

Поп-звезда Лэнс Басс в целях подготовки к космическому полету собрался учить русский язык

"Морской старт" готовится отойти от причала

Запуск "Протона" отложен на две недели

Орбитальные спутники "Вулкан" помогут МЧС прогнозировать стихийные бедствия

"Жюль Верн" повезет грузы на МКС

Путин наградил космонавтов

Boeing разработает самолет с использованием топливных ячеек

Рентгеновский телескоп "Чандра" обнаружил в космосе новый вид материи

Астрономы, исследовавшие звезды RX J1856.5-3754 и 3C58 с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории "Чандра" обнаружили в их характеристиках показатели, необъяснимые с точки зрения современных представлений о структуре материи. Это привело ученых к предположению, что указанные звезды частично или полностью состоят из кварков - субэлементарных частиц, из которых образованы все известные науке элементарные частицы: протон, нейтрон, электрон, позитрон, мезоны и т.п. Нейтроны, протонв и электроны, в свою очередь, образуют атомы, из которых состоит вся материя Солнечной системы.

Так, судя по излучению звезды RX J1856.5-3754, зафиксированному с орбиты телескопами "Чандра" и "Хаббл", она представляет собой твердое тело с температурой поверхности около 700 000°С и диаметром всего 11,3 км. Этот размер никоим образом не вписывается даже в модель строения нейтронных звезд - самых плотных космических тел, известных до настоящего времени. Единственным объяснением столь высокой плотности звезды является наличие в ее составе кварков, которые до сих пор вообще не удавалось наблюдать "вживую".

Размеры и масса 3C58 вполне соответствуют характеристикам нейтронной звезды, однако попытка ученых получить характеристику ее рентгеновского излучения привела к странным результатам - излучение оказалось значительно ниже предполагаемого. Согласно проведенным расчетам, температура поверхности 3C58 составляет менее 1 000 000°С, что также нельзя объяснить, пользуясь принятой моделью нейтронных звезд. Ликвидировать противоречие можно, лишь допустив, что в состав 3C58 входят не только нейтроны, но и субэлементарные частицы.

Ядро кометы Борелли оказалось горячим и "сухим"

Часто кометы описываются в литературе как "комья грязного снега", однако автоматическая станция Deep Space 1, прошедшая вблизи ядра кометы Борелли, не обнаружила признаков наличия водяного льда на ее поверхности.

По мнению ученых Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене (Калифорния), анализировавших получаемую с борта станции информацию, на комете имеется большое количество льда, скрытого под ее черной, как деготь, поверхностью, однако вода, оказавшаяся на поверхности, испаряется немедленно.

"Спектральные данные позволяют предположить, что поверхность кометы горячая и сухая, - сказал доктор Лоуренс Содербольм (Laurence Soderbolm) из геологической службы США. - Удивительно, но мы не обнаружили никаких следов водяного льда. Мы знаем, что лед там есть. Просто он хорошо спрятан. Либо поверхность иссушена солнечным излучением, либо покрывающие поверхность кометы Борелли исключительно темные вещества, напоминающие сажу, маскируют все следы наличия льда".

Станция Deep Space 1 стартовала в октябре 1998 ода и предназначалась для испытания в космосе двенадцати новых технологий. Рискованный пролет вблизи ядра кометы стал сверхплановым, дополнительным пунктом программы исследований, осуществленным после успешного выполнения основной программы полета. 22 сентября 2001 года станция прошла на расстоянии 2.171 км от твердого ядра кометы. В работе приводятся новые данные о ядре кометы и об окружающем его облаке газа и пыли.

По сравнению с типичными объектами внутренней части Солнечной системы комета Борелли является необычно темной - ее поверхность по своим отражающим свойствам напоминает пятно от просыпанного тонера для светокопировального аппарата. Возможно, кометы - самые темные небесные тела в Солнечной системе. Поверхность кометы Борелли больше напоминает поверхности небесных тел внешней части Солнечной системы - например, темную сторону спутника Сатурна Япета или кольца Урана. На "пятнистой" поверхности кометы выделяются еще более темные пятна, которые, по всей видимости, неактивны; по данным наземных наблюдений, к таковым относятся до 90% поверхности планеты.

В марте этого года участник американской поп-группы NSync Лэнс Басс (Lance Bass) побывал в Москве, где прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем, где проверяют здоровье всех кандидатов в космонавты. Теперь он дает интервью американским СМИ и рассказывает, что русские врачи проверили работу всех его органов и теперь он точно знает, что здоровье у него отличное. Он всерьез собрался совершить космический полет в качестве туриста на российском корабле "Союз", который должен отправиться к МКС 4 ноября этого года.

В составе экипажа этого корабля кроме российского командира будет бельгийский астронавт Фрэнк де Винн. Его полет будет коммерческим, то есть бельгийское правительство заплатит за него какую-то сумму Росавиакосмосу. Но, конечно же, не столько, сколько берут с обычных космических туристов. Например, за полет на МКС француженки Клоди Эньере в октябре прошлого года Французское космическое агентство заплатило 1 млн дол.

В течение ближайших двух недель Лэнс Басс собирается пройти несколько дополнительных медицинских тестов в США, и если все будет нормально, то он опять поедет в Россию, чтобы пройти еще 6 тестов и окончательно решить вопрос о том, сможет ли он стать членом экипажа "Союза". Он также сообщил прессе, что до сих пор он общался с русскими через переводчиков, но если дело дойдет до курсов подготовки космонавтов, то он готов выучиться говорить по-русски.

"Морской старт" готовится отойти от причала

Плавучий космодром "Морской старт" готовится к новому космическому запуску. Как известно, этот космодром состоит из двух частей: платформы Odyssey, с которой и производятся запуски ракет "Зенит", и командного судна Sea Launch, на котором находится управляющий центр. Порт приписки этих судов - Лонг-Бич (шт. Калифорния).

Сейчас на них идет подготовка к выходу в море. На следующей неделе в порт с завода компании Boeing должны доставить спутник Galaxy IIIC, запуск которого запланирован на вторую половину мая (более точная дата пока не называется).

Запуски с платформы Odyssey всегда производятся в одной и той же точке Тихого океана на экваторе с координатой 154 градуса западной долготы. До места старта из Лонг-Бич судна добираются примерно неделю. С платформы взлетают ракеты "Зенит" и выводят спутники на переходную геосинхронную орбиту.

Нынешний спутник связи Galaxy IIIC принадлежит компании PanAmSat. Это один из самых мощных коммерческих телекоммуникационных спутников, на нем установлено в общей сложности 78 ретрансляторов разных частотных диапазонов. Они будут обеспечивать работу служб спутникового телевидения, Internet- и голосовой связи.

В прошлый раз запуск по программе "Морской старт" проводился почти год назад - 9 мая 2001 г. Тогда на орбиту был выведен второй спутник системы спутникового радио XM Satellite Radio.

Запуск "Протона" отложен на две недели

Планировавшийся на 28 апреля с космодрома Байконур старт ракеты-носителя "Протон-К" с американским коммерческим спутником связи "DirecTV-5" переносится. Об этом сегодня сообщила пресс-служба космодрома Байконур. Американская сторона известила, что в связи с неготовностью космического аппарата старт необходимо перенести на две недели. Теперь запуск может состояться не раньше середины мая 2002 года.

Орбитальные спутники "Вулкан" помогут МЧС прогнозировать стихийные бедствия

В 2003-2004 годах российские ученые намерены вывести на орбиту спутники серии "Вулкан", предназначенные для мониторинга стихийных бедствий - землетрясений, тайфунов, наводнений и даже извержения вулканов.

В настоящее время специалисты приступают к созданию первой в мире группы летательных аппаратов, которые будут зондировать Землю сразу с двух уровней - верхней и нижней орбит. По замыслу ученых, аппараты будут курсировать на разных высотах, и выискивать те аномальные процессы в земной коре, которые могут привести к сильным подземным толчкам, выбрасыванию на поверхность лавы или появлению в океане тайфуна.

За трое суток узнавать о приближающемся бедствии ученым поможет изменение плотности ионосферы в тех местах, где должно произойти какое-нибудь возмущение почвы. К примеру, перед землетрясением в ионосфере появляются так называемые дыры - это реакция на выделяющиеся из земли перед толчками радиоактивные газы.

"Жюль Верн" повезет грузы на МКС

Европейское космическое агентство (ESA) решило назвать первый проектируемый многофункциональный автоматический космический корабль "Jules Verne", в честь всемирно известного французского писателя-фантаста 19 века Жюля Верна. Именно его перу принадлежат романы "С Земли на Луну", "20 тысяч лье под водой", "Путешествие к центру Земли". В те времена, когда и автомобиль-то был редкостью, он рассказывал о будущих космических путешествиях.

Предполагается, что корабли этой серии (Automated Transfer Vehichle, ATV) будут заниматься доставкой грузов на Международную космическую станцию (МКС), то есть тем, чем сейчас занимаются корабли "Прогресс". Первый такой вояж должен состояться осенью 2004 года, в него как раз и отправится "Jules Verne". В зависимости от продолжительности работы МКС на орбите к станции планируется отправить как минимум 8 кораблей ATV.

В проекте участвуют 30 компаний из 10 европейских стран, в том числе из России.

Путин наградил космонавтов

11 апреля пресс-служба президента России сообщила, что Владимир Путин своим Указом за мужество и героизм, проявленные при осуществлении космического полета на Международной космической станции, присвоил звание Героя Российской Федерации Константину Козееву.

Также космонавту-испытателю РКК "Энергия" 34-летнему Константину Козееву присвоено почетное звание "Летчик-космонавт Российской Федерации".

Этим же Указом президент за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении космического полета на МКС, наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени полковника Виктора Афанасьева - заместителя командира отряда космонавтов и Юрия Усачева - инструктора-космонавта-испытателя РКК "Энергия".

Boeing разработает самолет с использованием топливных ячеек

Технология топливных ячеек вызывает к себе интерес и способна, по мнению специалистов, произвести революцию в транспортных средствах. Корпорация Boeing также оптимистично смотрит на их будущее. Поэтому она занимается сейчас проектированием небольшого винтового самолета, питание которого будет осуществляться с помощью топливных ячеек.

Если эксперимент будет признан успешным, топливные ячейки заменят газовые турбины вспомогательных источников питания (auxiliary power unit, APU) в реактивных авиалайнерах. Они располагаются в задней части фюзеляжей самолетов и предназначены для выработки энергии тогда, когда основные двигатели самолета не работают - например, на стоянке. Однако в перспективе их энергию можно будет использовать и в полете, скажем, для разогрева завтраков или электропитания компьютеров в пилотской кабине. Это позволит отказаться от использования в этих целях энергии, вырабатываемой маршевыми двигателями самолета, и в конечном итоге - повысить общую топливную эффективность летательного аппарата.

В топливных ячейках для выработки электроэнергии используется водород в качестве топлива, взаимодействующий с кислородом, поступающим из атмосферного воздуха. На больших высотах вследствие разреженности атмосферы подача кислорода в топливные ячейки становится проблемой - собственно, основная цель строительства экспериментального самолета - это исследование характеристик топливных ячеек на большой высоте. Поэтому на нем предполагается установить компрессор, который позволит обеспечить непрерывное поступление кислорода, а также создать избыточное давление в ячейках, что повысит эффективность их работы.

Предполагается, что новый Boeing поднимется в воздух в 2004 году.