Для проекта экспедиции к Плутону начинают закупать научное оборудование
Проект отправки автоматического зонда для исследования Плутона, его спутника Харона и астероидов пояса Койпера, который неоднократно вычеркивали и снова вписывали в планы NASA, находится пока на начальных этапах в своей разработке.
Но уже известно, какое на нем будет установлено научное оборудование в пределах, определяемых стартовым весом зонда. На нем будут миниатюрные камеры, ультрафиолетовый и инфракрасный спектрометры, прибор для определения параметров радиоизлучения, плазменный спектрометр и др. Все это нужно для определения геологического и геоморфологического строения Плутона и Харона, составления температурных карт, карт распределения по поверхности химических элементов, а также для исследования атмосферы Плутона. Ну а для связи с Землей на зонде будет антенна-тарелка диаметром 2,5 м, сигнал с которой сможет преодолевать расстояние в 7,5 млрд км.
Руководство NASA уже утвердило план закупок комплектующих для упомянутого оборудования, для производства которых требуется длительное время. Ведь старт должен состояться не позднее января 2006 года. Если задержаться с запуском, то на своем пути к Плутону зонд уже не сможет использовать для маневра гравитационное поле Юпитера и прилетит к цели на несколько лет позже. К тому времени Плутон, двигаясь по своей эллиптической орбите, удалится от Солнца, его поверхность станет совсем холодной, а атмосфера попросту замерзнет, так что исследовать ее уже будет невозможно.
Два "глаза" в "Волосах Вероники"
В созвездии Волосы Вероники есть известное скопление галактик - так называемый Coma Cluster. В этом скоплении содержится примерно 1000 галактик, окруженных гигантским газовым облаком, температура газа в котором составляет 100 млн градусов С.
Рентгеновский космический телескоп Chandra сфотографировал центральную область этого скопления, размер которой в поперечнике составляет около 1,5 млн световых лет. На основании этих снимков астрономы определили, что вокруг двух крупных галактик NGC 4889 (слева) и NGC 4874 (справа), которые как два глаза светятся в этом облаке, температура газа существенно ниже - порядка 10-20 млн градусов С. Астрофизики полагают, что облако относительно холодного газа образовалось за счет материи, выбрасываемой звездами этих галактик на протяжении миллиарда лет. И такая структура с резким перепадом температур между холодным внутренним облаком газа и окружающим его горячим облаком остается в равновесии, благодаря разделяющим эти облака магнитным полям. Но это пока только гипотеза.
Верный спутник стерпит все
В апрельско-майском выпуске журнала "Industrial Physicist" американский физик Дэвид Крисуэлл (David Criswell) предложил весьма оригинальный способ борьбы с загрязнением окружающей среды. Как известно, наибольший ущерб природе наносит сжигание топлива на тепловых электростанциях и в обозримом будущем все это будет продолжаться.
Крисуэлл считает, что необходимую для своих нужд электроэнергию человечество сможет получать, разместив огромные солнечные батареи на поверхности Луны и переправляя энергию на Землю. Вся система должна включать 20-40 лунных электростанций в восточной и западных областях видимой части нашего спутника. Выработанная энергия должна преобразовываться в микроволны, которые гигантскими антеннами будут направляться в сторону Земли, а там вновь преобразовываться в электричество.
Строительство на Луне предполагается вести из лунных материалов, что сократит затраты по изготовлению всей системы. Для постройки лунных электростанций не потребуется разработка новых технологий, достаточно того, что уже существует. Крисуэлл не называет никаких конкретных сроков осуществления своего проекта, но считает, что в XXI веке он обязательно будет реализован.
Не совсем ясна причина, по которой именно сейчас появилась публикация в "Industrial Physicist". Она не является пионерской - еще в 1984 году тот же Крисуэлл вместе с Робертом Уэлдроном (Robert Waldron) предложили проект лунной электростанции. Правда, за прошедшие без малого 20 лет стало больше конкретики, но до воплощения в жизнь еще очень далеко.
Интернационал на "Союзе"
Как известно, 25 апреля с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) должен отправиться корабль "Союз" с весьма разношерстным экипажем. Это будут граждане трех стран мира - России, Италии и ЮАР: командир Юрий Гидзенко, астронавт Европейского космического агентства Роберто Виттори и космический турист Марк Шаттлворт, который, правда, прошел полный курс подготовки российского космонавта.
Наверное, это будет самый самоокупаемый полет "Союза" за всю его историю: Марк Шаттлворт платит из своего кармана по слухам более 20 млн дол., а за Роберто Виттори платят итальянское и Европейское космические агентства (точная сумма не называется, но она явно больше миллиона долларов). За деньги можно, конечно, многое купить, но знание иностранного языка не купишь, это точно. Так что, и бывший летчик-испытатель итальянских ВВС, и удачливый создатель и продавец южно-африканской Интернет-компании, учили русский как миленькие. Наверное, Толстого в подлиннике они читать не будут, но русские надписи в "Союзе" и на МКС понимать должны, также как и ценные указания командира и ЦУПа.
Этому космическому интернационалу предстоит провести в тесном российском "Союзе" как минимум двое суток, и только после этого их пустят на МКС. Конечно, основная задача этого полета состоит в замене на МКС старого корабля "Союз", который используется там в качестве средства аварийной эвакуации экипажа. Старым он становится уже через полгода пребывания в космосе, такой у него гарантийный срок, после чего его нужно менять.
Но кроме этой задачи, есть и другие. В основном, научные эксперименты, и у всех участников своя программа. Роберто Виттори проведет 4 европейских эксперимента по микрогравитации и исследованию влияния космических частиц на человека во время длительных полетов. Он также проведет испытания новой одежды и прибора для мониторинга кровяного давления, не отвлекающего от работы космонавтов. Ну а Марк Шаттлворт, будет заниматься биотехнологическими и медицинскими экспериментами в интересах одного из университетов ЮАР.
"Атлантис" отстыковался от МКС и направился домой
Шаттл "Атлантис" с семью астронавтами на борту в среду отстыковался от Международной космической станции (МКС), сообщает Associated Press.
Экипаж в составе командира Майкла Блумфелда (Michael Bloomfield), пилота Стефена Фрика (Stephen Frick), оператора "руки"-манипулятора Canadarm-2 Эллен Очоа (Ellen Ochoa) и работавших в открытом космосе "монтажников" Джерри Росса (Jerry Ross), Стива Смита (Steve Smith), Ли Морина (Lee Morin) и Рекса Уолхейма (Rex Walheim) действовал в рамках миссии STS-110, ставшей 25-м полетом шаттла "Атлантис" и шестнадцатым пилотируемым полетом к МКС.
Старт экспедиции, первоначально назначенный на 4 апреля несколько раз откладывался и в результате шаттл отправился в космос с площадки 39-В космодрома на мысе Канаверал с опозданием на четыре дня - восьмого апреля в 23:44 по московскому времени. Через двое суток после старта, 10 апреля в 19:04 по московскому времени, "Атлантис" пристыковался к лабораторному модулю МКС Destiny.
Шаттл доставил на станцию более 12 тонн грузов, включая сегмент каркаса стоимостью 790 миллионов долларов, а также свежую пищу, одежду и почту для экипажа МКС - Юрия Онуфриенко, Карла Вальца (Carl Walz) и Дэниэла Берша (Daniel Bursch), которым осталось провести на станции еще два месяца.
За время пребывания на МКС Стив Смит и Рекс Уолхейм, Джерри Росс и Ли Морин за четыре выхода в общей сложности проработали в открытом космосе 28 часов 22 минуты.
Посадка "Атлантиса" намечена на пятницу. На следующей же неделе МКС посетит стартующий с "Байконура" 25 апреля экипаж в составе Юрия Гидзенко, итальянского комонавта Роберто Виттори (Roberto Vittori) и второго в истории планеты "космического туриста" Марка Шаттлуорта (Mark Shuttleworth), основной задачей которых станет замена спасательного спускаемого аппарата МКС "Союз ТМ-33".
У России найдется 846 млн дол. на модернизацию спутников?
На конференции операторов и пользователей систем спутниковой связи, которая прошла 17 апреля в Дубне прозвучали любопытные цифры. Они несколько диссонируют с публикуемой в последнее время информацией о сильной изношенности российской спутниковой группировки, из-за чего далеко не все районы нашей страны могут принимать центральные телевизионные каналы, а если и могут, то не в самое удобное время (когда "Спокойной ночи, малыши" детям показывают еще до ужина, то это трудно назвать удобным временем).
Так вот, оказывается, в совсем недалеком 2005 году нас ждет прямо-таки светлое будущее. Компания "Космическая связь", которая является оператором российской национальной сети спутниковой связи, собирается к этому времени заменить 10 спутников, обеспечивающих гражданскую связь и телевизионное вещание на территории России. И на это будет потрачено 846 млн дол. Эта программа предусматривает также к 2005 году запустить на орбиту 6 спутников связи нового поколения, срок службы которых будет увеличен до 10-12 лет. И тогда емкость национальной сети спутниковой связи будет увеличена до 275 каналов. Кроме того, немаловажно, что, если Россия действительно запустит эти спутники, то она сможет сохранить за собой ранее выделенные ей орбиты, которые в случае их неиспользования могут передать иностранным операторам спутниковой связи.
|