23 апреля 2002 г.

Ракету Titan 2 разобрали до основания

Космическая связь для телекомпаний подорожала на 15-20 процентов

Лучше меньше, но лучше

Комету нашли в Интернет

Что-то китайские астрономы-любители последнее время явно активизировались. Правда, они смотрят не только в телескопы, но и на астрономические Web-сайты. Именно таким способом открыл новую комету китаец Ксинг Минг Джоу (XingMing Zhou). В каталогах эта комета получила наименование C/2002 G3 (SOHO). Мистер Джоу нашел ее на Web-сайте космической обсерватории SOHO, где практически в реальном времени публикуются снимки Солнца, сделанные камерой этого спутника. Доступ к этим снимкам могут получить все желающие.

Оказывается, Ксинг Минг Джоу занимается поиском комет на профессиональном уровне, он открыл их уже 13 штук. Кометы, на снимках SOHO он ищет с сентября 2000 г. Обычно кометы, появляющиеся на этих фотографиях рядом с Солнцем, раньше никто не видел, так как они, как правило, бывают очень мелкими и тусклыми. Приближаясь к Солнцу, они частенько вспыхивают последний раз и сгорают в его атмосфере. Но комета C/2002 G3 (SOHO) избежала такой участи. Ближе всего она находилась к Солнцу 17 апреля (на расстоянии 12,3 млн км), а сейчас она удаляется от него и уже вышла из поля зрения камер телескопа SOHO.

Добавим еще, что с помощью телескопа SOHO, который работает в космосе около 6 лет, было открыто более 420 комет, и многие из них обнаружили именно астрономы-любители, загружавшие снимки из Интернет на свои домашние компьютеры.

ЮАР ужасно гордится своим космическим туристом

Не далее как послезавтра 25 апреля на орбиту должен отправиться второй космический турист миллионер из ЮАР Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth), заплативший за свой 10-дневный полет на МКС порядка 20 млн дол. (точная сумма не разглашается). Правда, Шаттлворту очень не нравится, когда его называют "туристом", он предпочитает называть себя пионером коммерческих космических путешествий. "Я не ученый и не профессиональный астронавт, но я и не турист", - заявил он в интервью журналу New Scientist. Шаттлворт считает, что будущие космические исследования будут в известной степени зависеть именно от таких коммерческих экспедиций.

Правда, когда на его родине стало известно, что Шаттлворт собирается совершить полет в космос, но соотечественники поначалу раскритиковали его за то, что он тратит миллионы долларов просто на забаву, когда столько детей в его стране голодают. Но Марк не поленился поездить по школам ЮАР, где разъяснял, что он собирается использовать этот полет для пропаганды науки и, в частности, математики в Африке.

Так что теперь, во всяком случае, на официальном уровне отношение к его "забаве" изменилось, и на днях Шаттлворт получил письмо от вице-президента ЮАР, где он был назван гордостью Южной Африки.

А после полета Шаттлворта приглашают поучаствовать в кампании, имеющей целью заинтересовать южно-африканских школьников в изучении математики и прочих естественных наук. Сам он во время полета будет проводить медицинские и биологические эксперименты, в одном из которых будет исследоваться кристаллизация белка. Этот эксперимент проводится в рамках программы исследований по борьбе со СПИДом, что для ЮАР очень актуально, так как в этой стране каждый девятый житель является ВИЧ-инфицированным.

Кто будет третьим?

25 апреля с Байконура на корабле "Союз" на Международную космическую станцию должен отправиться второй космический турист, а кандидатов на третий аналогичный коммерческий вояж уже как минимум двое.

И это абсолютно разные люди. Один - солист известной в США поп-группы NSync Лэнс Басс, 22 лет от роду, а второй, вернее, вторая - вице-президент американской компании DFI International Лори Гарвер, которая раньше работала заместителем администратора NASA. Роднит их только то, что они, если полетят в космос, заплатят за полет не из своего кармана, они надеются привлечь к этому делу спонсоров. Они уже прошли, во всяком случае, частично, медкомиссию в Институте медико-биологических проблем в Москве.

Врачи рекомендовали Лори Гарвер перед полетом во избежание возможных проблем удалить один из зубов мудрости и камни из желчного пузыря, и она готова пойти на эти операции. Лори Гарвер также рассчитывает на то, что с ней в России, пока она будет проходить подготовку в Звездном городке, будут жить ее муж и двое детей.

Скорее всего, вопрос о том, кто именно из них полетит нынешней осенью на очередном корабле "Союз", решится в ближайшие две-три недели в Росавиакосмосе, так как до осени осталось не так уж много времени, а туриста, кто бы он ни был, нужно еще подготовить к полету.

Ракету Titan 2 разобрали до основания

На стартовой площадке на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии недавно провели, можно сказать, уникальную операцию. После многочисленных проблем с военным метеоспутником DMSP-16 и ракетой Titan 2, которая должна вывести его на орбиту, не только спутник сняли с ракеты и отправили в ремонт, но и саму ракету разобрали, предварительно слив топливо, и тоже отправили ремонтировать. Вообще, история с этим запуском началась еще в январе 2001 г. Отсрочек было уже столько, что все, наверное, сбились со счета. Сейчас этот запуск запланирован на октябрь, но, похоже, с этим спутником американские военные еще изрядно повозятся.

Оказывается, каждая ракета Titan собирается под конкретный спутник, и повторное использование уже сконфигурированной ракеты с другим спутником невозможно. До сих пор ракету Titan разбирали только один раз перед одним из испытательных полетов, а заправленное топливо вообще еще никогда не сливали.

Так что пока на базе Ванденберг заняты сборкой ракеты Titan 2 для запуска гражданского метеоспутника NOAA-М, который должен состояться в конце июня этого года. Правда, в этом тоже нельзя быть уверенным, поскольку запуск откладывался ненамного меньше - с июня прошлого года.

Космическая связь для телекомпаний подорожала на 15-20 процентов

Правление Министерства по антимонопольной политике России, рассмотрев обращение ФГУП "Космическая связь", 17 апреля утвердило новые тарифы на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций с использованием емкости космических аппаратов, а также станций спутниковой связи, сообщает РИА "Новости". Тарифы вводятся в действие с 1 мая 2002 года.

Средний коэффициент роста указанных тарифов составит: с использованием емкости космических аппаратов - 1,15; станций спутниковой связи - 1,2.

Введение новых тарифов позволит предприятию получить дополнительные средства и направить их на обновление российской группировки спутников связи и вещания, предусмотренное Федеральной космической программой на 2001-2005 годы.

Лучше меньше, но лучше

Компания Lockheed Martin объявила о планах увольнения некоторого числа своих служащих. На заводе в городе Мичауд, шт. Луизиана, США, будут сокращены 300 рабочих мест, а в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, США, будут уволены 90 человек. Руководство компании приняло такое решение в связи с уменьшением числа ежегодных полетов кораблей многоразового использования с 8 до 6. Все увольняемые сотрудники задействованы в межполетной подготовке "челноков".