24 апреля 2002 г.

Спутник за миллиард долларов будет следить за водой

Ракета с кораблем "Союз" стоит на стартовой площадке

Обнаружен самый молодой пульсар

Европейское космическое агентство изучает "слепое пятно", откуда Земле может грозить астероидная опасность

В космосе полно мусора, а NASA закрывает "мусорный" отдел

Россия не уйдет с Байконура как минимум до 2011 года

Разрешена загадка космических лучей

Спутник за миллиард долларов будет следить за водой

На 2 мая назначен запуск спутника под названием Aqua (вода), который обошелся NASA почти в миллиард долларов (точнее, в 952 млн дол.). В полном соответствии со своим названием он будет заниматься исследованием перемещений воды в земных морях и океанах, а также в атмосфере и на поверхности Земли. А вместе с данными, полученными с уже запущенных спутников Jason 1 и "близнецов" Grace, планируется получить полную картину круговорота воды в природе, который и обеспечивает наличие жизни на Земле. В конце концов, водой покрыто 70% поверхности нашей планеты.

Ученые также надеются, что информация со спутников Aqua, Jason 1 и Grace позволит более точно составлять метеопрогнозы, лучше прогнозировать развитие ураганов и вообще понять, как деятельность человека влияет на всю планету Земля в целом.

Совместный американско-французский спутник Jason 1 с помощью радара будет измерять форму поверхности океана, что позволит выявить картины перемещения, нагрева и охлаждения воды на всем земном шаре. А немецко-американские спутники-близнецы Grace займутся измерениями малейших изменений гравитационного поля Земли, в том числе вызванных перемещениями больших масс воды в мировом океане. Полноценная эксплуатация всех четырех спутников должна начаться этим летом.

Ракета с кораблем "Союз" стоит на стартовой площадке

Вчера на космодроме Байконур в 7 утра по местному времени начался выкат на стартовую площадку ракеты "Союз" с кораблем "Союз ТМ-34". 49-метровую ракету как всегда доставил к старту локомотив. Это стартовая площадка N1, с которой 12 апреля 1961 г. отправился в космос Юрий Гагарин, хотя оборудование там уже, конечно же, другое. На ракете развевались 3 флажка, это были флаги стран, представители которых полетят на этой ракете к Международной космической станции (МКС).

Старт должен состояться завтра 25 апреля в 8:26 по местному времени (10:26 мск). В составе экипажа "Союза ТМ-34" три человека: командир Юрий Гидзенко, итальянский астронавт Роберто Виттори и второй космический турист Марк Шаттлворт из ЮАР. Экипаж уже находится на космодроме. Пока подготовка к старту идет нормально, никаких серьезных проблем нет.

Обнаружен самый молодой пульсар

Американские астрономы с помощью недавно вновь введенного в строй радиотелескопа GBT в Грин-Бэнк обнаружили исключительно слабые сигналы от пульсара, возраст которого оценивается в 820 лет. Пульсар получил обозначение PSR J0205+6449; в настоящее время он обращается 15 раз в секунду. Это самый "молодой" из излучающих радиосигналы пульсаров, известных на сегодняшний день. Данное открытие знаменует расширение границ, в пределах которых современные радиотелескопы могут регистрировать излучение пульсаров, а также позволит лучше понять эволюцию звезд.

Ученые уже давно предполагали, что на месте сверхновой, наблюдавшейся в 1181 году китайскими и японскими астрономами, должен был образоваться пульсар. На протяжении последних 20 лет астрономы проводили наблюдения за объектом 3С58, находящимся на расстоянии в 10000 световых лет от нас. В 2001 году рентгеновской космической обсерватории "Чандра" удалось подтвердить его существование, однако до сих пор радиоизлучение пульсара зарегистрировать не удавалось, несмотря на многочисленные попытки. Излучение нового пульсара в 250 раз слабее, чем знаменитого пульсара в Крабовидной туманности - остатка сверхновой 1054 года, отмеченной в китайских хрониках.

GBT является крупнейшим в мире радиотелескопом с полноповоротной антенной. Телескоп обладает непревзойденной чувствительностью, и, кроме того, располагается в национальной зоне радиомолчания (National Radio Quiet Zone), что чрезвычайно важно для поиска слабых объектов.

За прошедшие пять недель два астероида прошли мимо Земли на расстоянии 1,2 и 3 радиуса лунной орбиты соответственно. Обнаружен астероид, который может столкнуться с Землей в 2880 году (с вероятностью 1:300).

Мониторинг уже известных астероидов позволяет астрономам заранее определить, который из них представляет потенциальную опасность для Земли. Однако как быть с еще неизвестными астероидами, приходящими к нам со стороны "слепого пятна", то есть со стороны Солнца? Европейское космическое агентство приступило к изучению возможностей поиска этих невидимых с Земли, но потенциально опасных астероидов.

Степень опасности, которую представляют астероиды, трудно оценить; к тому же неизвестно даже их точное число. Последние данные, полученные с помощью европейской инфракрасной обсерватории ISO, позволяют предположить, что в основном поясе астероидов, расположенном между орбитами Марса и Юпитера, находится около двух миллионов астероидов диаметром больше километра. Тем самым предыдущие оценки были превышены более чем в два раза. Кроме того, простой идентификации астероида недостаточно; необходимо провести много наблюдений, прежде чем можно будет сделать вывод о его потенциальной опасности.

Сами по себе астероиды, находящиеся в основном поясе, опасности для нашей планеты не представляют. Однако гравитационное поле Юпитера, либо столкновение с другими астероидами, может привести к изменению орбиты астероида. Если новая орбита будет пересекать орбиту Земли, возможно, что в один прекрасный день астероид столкнется с Землей, причинив немыслимые бедствия.

В настоящее время реализуется программа поиска потенциально опасных астероидов (potentially hazardous asteroid, PHA). Однако в направлениях, близких к направлению на Солнце, телескопические наблюдения невозможны. Астероиды, движущиеся на Землю со стороны Солнца, могут "проскользнуть" незамеченными. Подобное случилось 8 марта этого года, когда астероид 200ЕМ7 пронесся мимо Земли незамеченным и был обнаружен только тогда, когда он удалялся от нашей планеты и стал виден на фоне ночного неба.

Исследование, проведенное в Европейском космическом агентстве, показало, что автоматическая станция Gaia, запуск которой намечен на 2010 год, сможет эффективно наблюдать и отслеживать объекты, движущиеся в пределах "слепого пятна". Станция Gaia предназначена для измерения положений небесных объектов с не имеющей аналогов точностью - в 30 раз превышающей точность измерений, проводимых с Земли. Помимо этого, Gaia впервые даст возможность оценить состав и строение этих объектов, что позволит выработать методики их уничтожения или изменения орбиты для предотвращения столкновения с Землей.

Помимо станции Gaia, в изучение малых планет Солнечной системы играют большую роль данные, получаемые с борта инфракрасной обсерватории ISO, а также данные, которые будут получены с борта станции Rosetta (этой станции предстоит изучить астероиды Siwa и Otawara). В Европейском космическом агентстве рассматривается вопрос об установке телескопа, специально предназначенного для слежения за астероидами, на борту станции BepiColombo.

В космосе полно мусора, а NASA закрывает "мусорный" отдел

Трудно нам понять, как в богатой Америке в такой богатой организации, какой является космическое агентство NASA с бюджетом около 13,5 млрд дол., не хватает каких-то смешных денег на нужные проекты. То они утопили в океане космический гамма-телескоп, на обслуживание которого нужно было всего 1 млн дол. в год, то постоянно вычеркивают из планов миссию к Плутону. А теперь решили закрыть свой отдел, занимающийся мониторингом находящегося в околоземном пространстве космического мусора, который наплодило человечество с тех пор, как оно вырвалось в космос.

Отдел орбитального мусора Orbital Debris Program Office был создан 23 года назад, но денег на его существование отпущено только до конца нынешнего финансового года, то есть 1 октября NASA прекращает следить за обломками, летающими вокруг Земли и угрожающими и Международной космической станции, и обычным спутникам, и новым космическим запускам, в том числе "шаттлам". Хотя совсем недавно NASA официально признало, что проблема космического мусора стоит очень остро, и в ближайшее время она может только усугубиться.

Тем не менее, NASA решило сэкономить и, по всей видимости, положиться в "мусорном" вопросе на американских военных, которые с помощью своих радаров и оптических телескопов следят каждый день почти за 10 тысячами объектов размером более 10 см в поперечнике. Эти данные сообщаются операторам спутников и в ЦУП МКС, чтобы те могли провести какие-то маневры и увернуться от какой-нибудь железяки, летящей со скоростью до 28 тыс. км/час.

Но более мелких обломков не видят и доблестные американские военные, а этой мелочи там немало. Только в прошлом году на околоземных орбитах произошло 9 взрывов, и после каждого из них во все стороны разлетелась масса крупных и еще больше мелких обломков, которые нельзя обнаружить ни одним современным радаром. Их можно увидеть в оптический телескоп, но современная техника не позволяет прогнозировать траекторию этих мелких объектов. А ведь на подходе еще и американская система ПРО, которая, сбивая ракеты (пусть пока только на испытаниях) заметно увеличить количество обломков всех калибров в космосе.

Правда, консультативный совет NASA по безопасности полетов рекомендовал руководству космического ведомства пересмотреть свое решение по мусору и наоборот расширить исследовательские работы в данном направлении. Прислушаются ли?

Россия не уйдет с Байконура как минимум до 2011 года

О том, что России пора переносить всю свою космическую деятельность в Плесецк, разговоры идут уже давно. Байконур в одночасье оказался за границей России, и трения с Казахстаном по его поводу с тех пор, наверное, и не прекращались никогда.

В 1994 г. Россия и Казахстан подписали соглашение об аренде территории Байконура за 115 млн дол. в год. Россия, конечно же, далеко не всегда вносила плату вовремя, и всем памятны две аварии ракеты "Протон" в 1999 году, когда запуски с Байконура были запрещены несколько месяцев.

В феврале этого года министр обороны России Сергей Иванов объявил о планах переноса к 2005 году всех космических запусков на космодром Плесецк. Однако на этой неделе командующий российскими космическими войсками генерал Анатолий Перминов сказал, что российские военные будут по-прежнему использовать космодром Байконур для запусков спутников как минимум до 2011 года. И такое решение принято, главным образом, из соображения экономии средств. Так что платить Казахстану каждый код по 115 млн дол., оказывается, дешевле, чем оборудовать по полной программе космодром в Плесецке.

Разрешена загадка космических лучей

Как сообщает журнал New Scientist, наконец-то обнаружен таинственный источник космического излучения сверхвысокой энергии. Каждые несколько недель в атмосферу Земли врываются элементарные частицы, обладающие очень большой энергией. При этом образуются гигантские потоки заряженных частиц, называемые "ливнями".

Астрономы Элиху Болдт (Elihu Boldt) из Центра космических полетов им. Годдарда в Мериленде, принадлежащему NASA, и Дидье Торрес (Didier Torres) из Принстонского университета обнаружили четыре галактики, лежащие прямо над ковшом Большой Медведицы, которые совпадают с направлением на источник космического излучения. Это направление было зарегистрировано в эксперименте по изучению космических лучей AGASA в Японии. Тем самым впервые удалось идентифицировать объекты, предположительно испускающие высокоэнергетичные космические лучи.

Четыре галактики-кандидата содержат сверхмассивные черные дыры, которые в тысячи раз превосходят ту, которая располагается в центре нашей Галактики. Предполагается, что ранее они были квазарами - источниками рентгеновского излучения. По мнению г-на Болдта, хотя эти черные дыры и находятся в настоящее время в "дремлющем" состоянии, они вращаются со столь большой скоростью, что "затянутые" в них микрочастицы "отбрасываются" обратно. Однако каким образом действует этот механизм, пока остается непонятным.

В среднем на 1 км2 земной поверхности приходится попадание одной частицы сверхвысокой энергии в столетие, вследствие чего поиск их источника является весьма непростым делом. С момента начала мониторинга в конце 70-х ученые насчитали всего 57 таких событий. Большинство из них было зарегистрировано на детекторе AGASA, расположенном неподалеку от Токио и занимающем площадь в 100 км2. По мнению Масахиро Тэсима (Masahiro Teshima) из Токийского университета, их рассеивание свидетельствует о том, что приходят они из точечного источника. "Возможно, это начало астрономии нового типа", - говорит он.

Работа Болдта и Торреса встречена некоторыми учеными со скептицизмом: как полагают критики, возможно, речь идет о простом совпадении. Однако четыре галактики-кандидата подходят на эту роль не только по своему положению на небосводе, но и по расстоянию до них. Частицы сверхвысокой энергии не могут преодолевать сколь угодно большие расстояния в межгалактическом пространстве, поскольку неизбежно будут взаимодействовать с фотонами вездесущего фонового излучения. Источник такого излучения должен находиться сравнительно недалеко от нас, а указанные галактики находятся всего в 100 млн. световых лет от Земли.