26 апреля 2002 г.

Обломки ракеты-носителя "Союз" с надеждой ищут на Алтае

NASA не будет закрывать программу слежения за космическим мусором

Первый трехмерный космический фильм Space Station 3D

Вселенная, оказывается, немножко моложе

Астрономы из Университета Британской Колумбии (Канада), работавшие на космическом телескопе Hubble, обнаружили в нашей галактике Млечный Путь очень старые звезды, и эти наблюдения позволили им расчитать независимым методом возраст нашей Вселенной. Раньше такие расчеты проводились, исходя из определенной скорости расширения Вселенной, и тогда получалось, что Большой Взрыв произошел 13-14 млрд лет назад.

Эти старые умирающие звезды, которые относятся к классу белых карликов, были найдены в звездном скоплении M4, которое находится на расстоянии около 7 тыс. световых лет от Земли. Белые карлики - это отгоревшие останки старых звезд. Они остывают с совершенно определенной скоростью, поэтому по их светимости, можно определить их возраст. В итоге, расчетрый возраст белых карликов из звездного скопления М4 составил 12-13 млрд лет, то есть это самые старые из известных звезд во Вселенной. По всей видимости, они были в числе первых звезд, появившихся после Большого Взрыва.

В принципе эти данные хорошо соответствуют современным космологическим моделям Вселенной, которые предполагают, что первые звезды появились менее чем через миллиард лет после Большого Взрыва.

SMART-1 посмотрит на Луну свежим взглядом

Интерес к нашей ближайшей космической соседке Луне, похоже, снова начинает расти. Ведь, несмотря на то, что человек уже побывал на Луне, и ученые уже исследовали образцы лунного грунта, мы так до сих пор точно и не знаем, каким образом образовалась Луна и участвовала ли она в процессе формирования нашей Земли.

Возможно ответить на оставшиеся вопросы поможет зонд Европейского космического агентства SMART-1, который должен отправиться к Луне в начале 2003 г. Помимо составления подробной карты Луны, целью этой экспедиции является еще и проверка новых космических технологий. В частности, на зонде будет установлен электрический двигатель, работающий на солнечной энергии. Его КПД в 10 раз выше, чем у современных двигателей на химическом топливе. Если испытания будут признаны успешными, то Европейское космическое агентство, возможно, начнет использовать такие двигатели для более дальних полетов.

И конечно же, на SMART-1 установят самую современную фотоаппаратуру, благодаря которой планируется получить трехмерные модели лунной поверхности, причем в разных диапазонах длин волн от рентгеновского до инфракрасного.

Кроме того, SMART-1 "посмотрит" на темные части Луны в районе ее южного полюса и на расположенные там кратеры, в которые, как предполагается, никогда не заглядывало солнце. Возможно в них есть лед.

Обломки ракеты-носителя "Союз" с надеждой ищут на Алтае

На Алтае ищут фрагменты отработанных ступеней ракеты-носителя "Союз", которая 25 апреля вывела на орбиту корабль "Союз ТМ-34" со вторым космическим туристом на борту. Как передает "Эхо Москвы", к месту возможного падения фрагментов ракеты отправились также и экологи.

Пока никаких обломков не обнаружено. Предполагается, что фрагменты ракеты упали где-то в горах, однако местные жители уверяют, что слышали звук, напоминающий раскаты грома. Добавим, что о возможности падения обломков отработанных ступеней всех их предупредили заблаговременно.

Напомним, за падение в феврале 2000 года фрагмента ракеты "Протон" во двор жителя одного из сел Алтая Росавиакосмос выплатил владельцу двора значительную компенсацию. Тогда сообщалось, что "Протон" лишь по счастливой случайности не покалечил человека.

NASA не будет закрывать программу слежения за космическим мусором

Недавно в американских онлайновых СМИ появилась статья, источником которой была информация агентства UPI о проблемах с финансированием программы "орбитального мусора" (Orbital Debris Program), которой занимается соответствующий "мусорный" отдел NASA. Так указывалось, что из-за перерасхода бюджета NASA с нового финансового года, то есть с 1 октября 2002 г., прекратит финансирование этой программы, несмотря на то, что проблема с орбитальным мусором стоит очень серьезно, и многочисленные обломки и целые конструкции потерявших управление старых спутников угрожают действующим спутникам и Международной космической станции.

Однако, как выяснилось, дела обстоят несколько иначе. По сообщению одного из высокопоставленных представителей NASA, UPI получило информацию, взяв интервью у нескольких специалистов NASA еще до того, как перспективы программы космического мусора обсуждались руководством этой организации.

Оказывается, NASA и его нынешний руководитель Шон О'Киф прекрасно осознают важность продолжения работ по программе слежения за орбитальным мусором, и финансирование этой программы не будет прекращено (во всяком случае, в следующем финансовом году). Следует еще отметить, что программа эта финансируется в размере 3 млн дол. в год. В общем, владельцы спутников и экипажи МКС могут спать спокойно.

Первый трехмерный космический фильм Space Station 3D

В минувшую субботу в Лондоне в музее науки состоялся первый европейский предварительный показ первого трехмерного космического фильма Space Station 3D, сделанного в формате IMAX. Изображение проецировалось на огромный экран в просмотровом зале музея. Длительность фильма 45 минут, всем зрителям сначала раздали специальные трехмерные очки.

Сюжет фильма - строительство Международной космической станции с запуска первого модуля с космодрома до монтажа конструкций станции на орбите. На создание фильма было потрачено около года времени и 10 млн дол. Было снято в общей сложности порядка 20 км пленки. Операторами в космосе были члены экипажей МКС и астронавты с "шаттлов". Все получилось очень реалистично, полный эффект того, что к космосу можно прикоснуться руками.

Правда, вся эта реальность действительно выглядит реальностью только в кинотеатре с оборудованием IMAX.