30 апреля 2002 г.

Очень маленькая черная дыра в нашей галактике

Солнечный парус - очередная попытка в сентябре

Снискал доверие

Меркурий присоединяется к параду планет

В течение прошедших двух-трех недель любители поглазеть на звезды могли видеть вечером вскоре после захода Солнца как Венера, Марс, Сатурн и Юпитер постепенно выстраиваются в относительно прямую линию в западной части неба, и с каждым днем эта линия становится все прямее и прямее. Но на ней пока можно найти только 4 планеты, а к 5 мая их должно быть пять.

Сейчас на сцену начинает выдвигаться Меркурий. По яркости он почти такой же как Сириус, самая яркая звезда на небосклоне. Пока Меркурий находится почти у самого горизонта, поэтому его довольно сложно наблюдать, но с каждым днем он поднимается все выше и выше. Его нужно искать ниже и правее от Венеры, которая выглядит из всей этой компании самой крупной планетой. Полный сбор пяти планет должен состояться в ночь с 5 на 6 мая, и тогда картина на небе будет такой, как показано на рисунке вверху.

Драма в туманности Тарантула

Это туманность Тарантула, как она выглядит в оптический телескоп:

Туманность эта имеет официальное название 30 Doradus. Она располагается на расстоянии 160 тыс. световых лет от Земли в галактике Большое Магелланово Облако. В туманности Тарантула очень активно идет образование новых звезд. Вот как этот процесс запечатлел рентгеновский телескоп Chandra.

Одни массивные звезды в этой туманности испускают мощное излучение, а потоки раскаленного газа с температурой около миллиона градусов образуют гигантские пузыри в окружающем более холодном газе. Другие крупные звезды заканчивают свою жизнь взрывом сверхновой, и после таких взрывов остаются разлетающиеся в разные стороны обломки и пульсары. Самый яркий объект в этой туманности называется "Мельник 34" (чуть ниже и влево от центра снимка). Это звезда, масса которой в 130 раз больше массы нашего Солнца. Справа внизу на этом снимке - остатки взрыва сверхновой N157B, и в центре пульсар.

Отлетал свое

Сошел с орбиты и прекратил свое существование, сгорев в плотных слоях земной атмосферы, российский спутник радиотехнической разведки "Космос-1184" (11821 / 1980 044А). Вхождение в атмосферу произошло ориентировочно 29 апреля в 00:14 UTC (04:14 мск) над точкой поверхности с координатами 79,3 градуса северной широты и 178,4 градуса западной долготы.

Космический аппарат типа "Целина-Д" (N 25), разработанный и изготовленный в днепропетровском КБ "Южное", был запущен с космодрома "Плесецк" ракетой-носителем "Восток-2М" (8А92М) 4 июня 1980 года. Вес КА около 3800 килограмм. К настоящему времени он уже давно отслужил свой срок и молчаливо обращался по околоземной орбите, пока не подошел его черед устремиться к Земле.

Новый спутник приступил к мониторингу климатических процессов

Управление спутником "Ясон-1" (Jason 1), предназначенным для слежения за взаимодействием океанских масс и атмосферы и их воздействием на глобальный климат, на прошлой было передано из Французского национального центра пространственных исследований (French Centre National d'Etudes Spatiales) в лабораторию реактивного движения НАСА (JPL) в г. Пасадена, Калифорния. Тем самым была достигнута важная веха в реализации программы исследований, чрезвычайно важной для изучения климатических процессов на планете.

Отныне из JPL будет вестись круглосуточный мониторинг систем спутника в реальном времени, а также будут генерироваться и еженедельно передаваться на него управляющие команды. С их помощью будет определяться, в частности, текущая программа исследований. Французский центр управления спутниками в Тулузе будет решать инженерные и навигационные задачи. Обработка получаемой информации будет вестись в обеих центрах.

Спутник "Ясон-1", запущенный с авиабазы Ванденберг 7 декабря 2001 г., рассчитан на работу в течение пяти лет и призван продолжить цикл исследований топографии поверхности океана, слежения за циркуляцией мирового океана, изучения взаимодействия океана и атмосферы, улучшения прогнозов погоды и слежения за Эль-Ниньо, начатых по программе Topex/Poseidon. Спутник был изготовлен французской аэрокосмической компанией Alcatel.

Для обеспечения непрерывности поступления научных данных в работе со спутником задействованы три наземные станции слежения - в г. Уоллопс-Айленд, штат Вайоминг, в г. Покер-Флэтс, Аляска, а также французская станция Aussaguel.

Очень маленькая черная дыра в нашей галактике

Европейский космический рентгеновский телескоп XMM-Newton обнаружил в нашей галактике Млечный Путь объект, который, возможно, является небольшой черной дырой. Телескоп XMM-Newton обнаруживает такие объекты по рентгеновскому излучению, который испускает газ, устремляющийся в черную дыру и закручивающихся при этом в огромный вихрь. Именно такой газовый вихрь, испускающий рентгеновское излучение обнаружен в созвездии Жертвенник в южном полушарии неба.

До выяснения принадлежности этого объекта к черным дырам он получил наименование XTE J1650-500. Его масса примерно в 10 раз больше массы нашего Солнца, то есть это очень маленькая черная дыра, ведь известны черные дыры, масса которых в миллионы раз больше массы Солнца. Как раз в центре нашей галактике находится такая гигантская черная дыра.

Солнечный парус - очередная попытка в сентябре

В сентябре этого года должна состояться очередная попытка запуска солнечного паруса. Возможно, с помощью такого паруса когда-нибудь полетят к звездам космические корабли будущего, но эксперимент с запуском этого паруса, состоявшийся в июле прошлого года, закончился неудачей.

"Солнечный парус" - это проект Планетарного общества США (The Planetary Society). Сам парус был разработан специалистами Научно-исследовательского центра им. Бабакина, КБ им. Макеева и Планетарного общества. Его первый испытательный экземпляр "Космос 1" состоял из двух 15-метровых полотнищ из тонкого пластика, укрепленных на каркасе из надувных мачт. 20 июля прошлого года его запустили баллистической ракетой с борта подводной лодки в Баренцевом море. Предполагалось, что он раскроется, пролетит по суборбитальной траектории и совершит мягкую посадку с помощью надувной конструкции. Однако из-за нештатной работы двигателя третьей ступени высота орбиты оказалась ниже расчетной. Кроме того, из-за ошибки программного обеспечения ракеты не была дана команда на отделение паруса, и он упал вместе с ней где-то на Камчатке.

Сейчас идет подготовка к очередной попытке запуска паруса. Опять будет ракета "Волна" и подлодка в Баренцевом море. Правда, на этот раз парус будет состоять не из двух полотнищ, а из восьми, то есть конструкция будет законченной. На парусе уже установлено научное и телекоммуникационное оборудование, а также вся электроника и бортовой компьютер. Не хватает только камеры, которая должна будет заснять весь процесс разворачивания восьми полотнищ паруса-"зонтика". Вся конструкция весит около 40 кг. Если все пройдет удачно, то наземным станциям слежения предстоит потом проанализировать точную траекторию полета, чтобы можно было понять, изменилась ли хотя бы немного орбита паруса под действием солнечных лучей.

Снискал доверие

Бельгийский астронавт Франк Де Винн (Frank De Winne) приступил к активным тренировкам для полета в космос на российском корабле новой модификации "Союз ТМА", сообщил начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина Петр Климук.

По его словам, это будет второй случай, когда в качестве бортинженера российского космического корабля назначен гражданин иностранного государства. Первым таким бортинженером стал астронавт Европейского космического агентства итальянец Роберто Виттори (Roberto Vittori), который в составе интернационального экипажа сейчас находится на борту Международной космической станции (МКС).

По мнению Климука, оба астронавта Европейского космического агентства ESA, являясь высокопрофессиональными военными летчиками, демонстрируют полную готовность к выполнению функциональных обязанностей бортинженера космических кораблей. "Мы не сомневаемся в их способностях и то, что они будут правильно действовать в экстремальных ситуациях", - сказал начальник ЦПК.

Он также сообщил, что Винн находится в Звездном городке уже восемь месяцев и занимается русским языком, изучением российской космической техники, тренировками в гидробассейне, полетами на самолетах для имитации невесомости и физической подготовкой. Контракт на полет бельгийца, который намечен на октябрь этого года, был утвержден 18 апреля, основываясь на рамочном соглашении, подписанном в мае прошлого года между "Росавиакосмосом" и ESA.

Как отмечают эксперты, рамочным соглашением открыты возможности для организации целой серии космических миссий на российский сегмент с участием европейских астронавтов. Как отметил Климук, пока еще "третье кресло" в корабле, который отправится к МКС в октябре, свободно, и в ЦПК никто из претендентов на такой полет в качестве космического туриста не проходил никакую подготовку.

В то же время, по его словам, если в ближайший месяц - два такой кандидат будет найден, то Центр сможет его подготовить к кратковременному космическому полету. "Для этого есть солидный опыт у наших инструкторов, отработаны соответствующие методики, составлены специальные программы тренировок", - сказал Климук.