На Байконуре произошло серьезное ЧП
12 мая в 9:40 по местному времени во время проведения ремонтных работ на 112-й площадке космодрома Байконур обрушилось три пролета крыши монтажно-испытательного корпуса. По крайней мере 10 рабочих погибли.
Высота пролетов - 70-80 метров. В момент инцидента на крыше находилась ремонтная бригада численностью 8 человек. На месте происшествия службы космодрома предпринимают экстренные меры по спасению людей. Из Москвы готовится к вылету самолет с представителями из и другими специалистами, участвующими в эксплуатации здания. В Росавиакосмосе образован штаб по выяснению причин и ликвидации последствий аварии.
Модернизированный Hubble сфотографировал другую вселенную
После проведенной в марте этого года модернизации космический телескоп Hubble стал значительно лучше "видеть". Недавно, благодаря новой камере телескопа, были получены очень качественные снимки одной далекой вселенной.
В кадр попало около 6 тысяч едва различимых галактик и их фрагментов. На этом снимке на переднем плане виды две сталкивающиеся галактики, которые находятся на расстоянии 420 млн световых лет от нас. Оставшийся он этого столкновения хвост звезд и газа протянулся на расстояние 280 тыс. световых лет. А вообще на этот снимке есть галактики, которые находятся на самых разных этапах своей эволюции, и возраст их может достигать 13 млрд лет.
Пять планет и Луна сегодня вечером
Вот уже несколько недель пять планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн - постепенно выстраиваются на ночном небе вдоль прямой линии. Сегодня вечером этот парад планет дополнит Луна.
Чтобы увидеть их всех вместе, нужно сегодня сразу же после захода солнца посмотреть на западную часть неба немного выше горизонта. Нужно выбрать такую точку наблюдения, чтобы никакие деревья и здания не загораживали картины. Венера будет выглядеть как самая яркая звезда. Чуть выше слева будет красноватый Марс, сразу под ним будет Сатурн. Ниже всех над горизонтом будет Меркурий. Венера, Меркурий, Марс и Сатурн образуют довольно плотную группу, а белый Юпитер нужно искать слева вверху над серпиком луны.
Если небо будет ясным, то найти всех участников этого парада планет не составит большого труда. В следующий раз возможность увидеть эти планеты так близко друг от друга представится только в сентябре 2040 г.
Орбитальный модуль китайского корабля "Шеньчжоу-3" неожиданно изменил орбиту
Приборный отсек китайского беспилотного космического корабля "Шеньчжоу-3", оставшийся на орбите после отделения и последующей мягкой посадки на Землю спускаемого аппарата неожиданно для наблюдателей совершил серию сложных орбитальных маневров. Тем самым подтверждается предположение о том, что этот модуль может быть использован позднее для проведения каких-либо испытаний. Полет "Шеньчжоу-3" является прелюдией к вступлению Китая в клуб полноправных космических держав.
Беспилотный космический корабль "Шеньчжоу-3" был выведен на орбиту китайской ракетой-носителем "Великий Поход 2F" 25 марта. 1 апреля спускаемый аппарат отделился от корабля и совершил мягкую посадку на Землю. Приборный отсек остался на орбите и несколько позднее совершил незначительную корректировку орбиты.
Спустя месяц корабль неожиданно перешел на значительно более высокую орбиту. Эксперты полагают, что этот маневр является испытанием методики сближения космических аппаратов, а также важен для отработки технологии создания и эксплуатации орбитальной пилотируемой станции. Некоторые наблюдатели полагают, что корабль "Шеньчжоу-4", полет которого должен состояться позднее в этом году, попытается сблизиться с орбитальным модулем "Шеньчжоу-3", однако не будет осуществлять стыковки с ним. По мнению Филиппа Кларка, главы британской компании Molniya Space Consultancy, полет "Шеньчжоу-4" может состояться в сентябре этого года. В этом случае орбитальный модуль, после незначительной коррекции орбиты в мае и июне, окажется в превосходной позиции для встречи с "Шеньчжоу-4".
В США подыскивают материалы для создания "морфного" самолета
Агентство перспективных оборонных проектов США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) исследует возможность использования новейших материалов для создания самолета, способного изменять свою форму в полете. Такой самолет стал бы поистине многоцелевым и совершил бы настоящую революцию в деле создания малозаметных летательных аппаратов.
Перспективы исследовательского проекта весьма впечатляющи. По словам руководителя проекта Эфраима Гарсия, рассматривается возможность создания разведывательного самолета с размахом крыльев 40 футов (около 12 метров), который мог бы при необходимости непосредственно в полете изменить собственную физическую форму, превратившись в скоростной самолет с дельтовидным крылом, получив возможность атаковать цели. Новые разработки предполагается использовать при создании беспилотных аппаратов.
В то время как Пентагон большинство своих самолетов именует "многоцелевыми", по мнению Гарсия эти аппараты представляют собой плод "непростого компромисса" между противоречащими друг другу требованиями. Тип крыла самолета определяет класс задач, для решения которых он подходит наилучшим образом. Наиболее близко продвинулись к созданию переконфигурируемых ("морфных") самолетов разработчики крыла с переменной стреловидностью (например, для самолета F-14), однако достоинства таких самолетов во многом сводятся на нет большим весом конструкции, связанным с наличием подвижных частей.
В ближайшей перспективе DARPA сосредоточится на создании меняющих форму крыльев. Не научившись менять их форму в полете, невозможно говорить о создании "морфного" самолета, подчеркивает Гарсия. На первом этапе работ продолжительностью 30 месяцев предполагается разработать несколько конструкций крыльев для последующих испытаний в аэродинамической трубе. Крыло должно иметь размах 20-40 футов и соответствовать скоростям полета 0,5-0,9 Маха. Техническое задание предусматривает возможность изменения отношения длины крыла к его ширине на 200%, изменения площади на 50%, его хорды на 50%, а также изменения его стреловидности на 20 градусов. Вес крыла не должен превосходить вес обычных современных крыльев.
Со временем DARPA предполагает построить летающий прототип, в котором, помимо крыльев, были бы и другие меняющие форму элементы конструкции. Например, можно было бы изменять форму воздухозаборника двигателя, так чтобы он оптимально соответствовал различным скоростным режимам полета. Фюзеляж самолета можно заставить "сжиматься" по мере сокращения запасов горючего в баках. "Морфные" крылья могут пройти испытания как на существующих моделях самолетов, так и на специальных прототипах, обладающих иными "морфными" возможностями.
Одна из наиболее заманчивых черт "морфных" конструкций - это возможность управлять самолетом в отсутствие традиционных рулей, которые значительно увеличивают заметность самолетов на экранах радаров. Для управления бомбардировщиком В-2 в полете, к примеру, применен выдвигающийся расщепляющийся щиток-закрылок, при использовании которого существенно увеличивается заметность самолета. Гарсия полагает, что "морфный" самолет мог бы создавать из фюзеляжа на пустом месте "виртуальный руль", который исчезал бы снова, как только в нем отпадала бы необходимость.
Необходимые для этого материалы пока проходят апробацию в основном в лабораториях, однако DARPA полагает, что пришла пора сделать следующий шаг. Работы агентства поддерживаются исследовательской лабораторией ВВС США и НАСА, которое в прошлом году начало реализацию проекта "21st Century Aerospace Vehicle", предусматривающего, в частности, изучение "морфных" технологий. В прошлом уже делались попытки научиться изменять форму крыльев с помощью классических механических решений, основанных на механических приводах, но DARPA полагает, что использование современных материалов окажется более эффективным.
В качестве таких материалов, наряду с другими, рассматриваются сплавы с эффектом памяти, которые могут изменять свою форму под действием термоэлектрического эффекта, а также пьезоэлектрики, сжимающиеся либо удлиняющиеся при пропускании через них электрического тока. Для успеха проекта, разумеется, необходимо, чтобы конструкция "морфных" крыльев позволяла бы выдерживать аэродинамические силы, а также нести обычную нагрузку. "Полагаю, что далеко не факт, что нам удастся справиться с этим", - отмечает сам Гарсия.
NASA ищет запчасти к компьютерному оборудованию "шаттлов" на Интернет-аукционах
Первый полет самого первого американского "шаттла" состоялся 12 апреля 1981 г. Это был "шаттл" Columbia, а всего их было построено 5 штук - Columbia, Atlantis, Discovery, Endeavour и Challenger (последний был потерян в результате катастрофы в январе 1986 г.). Все они строились больше 20 лет назад, соответственно и электронное оборудование на "шаттлах" стояло тех же годов выпуска. Хотя все "шаттлы" один за другим прошли капитальный ремонт, и на них теперь стоит относительно новое компьютерное оборудование, тем не менее, на них и на наземном оборудовании, обслуживающем "шаттлы", продолжают работу много электронных приборов, произведенных более 20 лет назад.
Недавно NASA выделило 20 млн дол. на создание новой системы диагностики шаттлов и твердотопливных ускорителей, в которой будет установлено полностью новое оборудование и ПО. Но пока эта система будет создана, нужно обеспечивать работу старого оборудования, в связи с чем встала проблема комплектующих. На базе чипов Intel 8086 был создан не только первый персональный компьютер компании IBM, они используются в диагностическом и контрольном оборудовании, обслуживающем подготовку к полету и запуски "шаттлов". Но эти процессоры корпорация Intel давно не выпускает. Поэтому NASA решило искать раритетные комплектующие на Интернет-аукционах, в том числе на Yahoo и eBay, где продается практически все на свете.
Например, недавно NASA купило партию списанного медицинского оборудования только для того, чтобы извлечь из него те самые чипы Intel 8086. Правда, если у вас есть "доисторический" компьютер с упомянутым процессором, заинтересовать NASA вам не удастся. NASA с частными лицами никаких дел не имеет, покупка устаревшего оборудование производится только оптом у компаний и государственных организаций. Заключены и соответствующие контракты с подрядчиками на разборку старого электронного лома в поисках нужных деталей.
Для поиска устаревшего оборудования ремонтная команда NASA активно использует Internet. Именно таким способом были найдены многие компьютерные чипы, печатные платы и 8-дюймовые флоппи-дисководы. Например, недавно через Internet удалось найти одну печатную плату, которая используется для тестирования блока синхронизации компьютеров "шаттла". Продавец запросил за нее 500 дол., и специалисты NASA сказали, что это совсем не дорого, учитывая нынешнюю уникальность этой платы и ее важность для обеспечения безопасности полетов "шаттлов".
На космодроме Байконур идут спасательные работы
Накануне на Байконуре обвались крыша монтажно-испытательного комплекса. С рассветом поисково-спасательные работы были продолжены. Сейчас на месте аварии находится оперативная группа из 30 сотрудников МЧС. Операцией руководит заместитель министра МЧС Геннадий Короткий.
Этой ночью спасатели определили районы, где под обломками могли бы находиться рабочие, и сейчас идет работа по расчистке завалов. По данным МЧС, обрушились три секции крыши производственного здания, высота стен около 80 метров. Считается, что под обломками здания могут находиться около восьми человек. Но, так как блоки упали с высоты в 70 метров, специалисты уже сейчас говорят, что едва ли кто-то из ремонтной бригады мог выжить.
Накануне стало известно, что под плитами рухнувшего здания находится также космический аппарат "Буран" и его ракета-носитель "Энергия". Какие повреждения получил космический корабль пока неизвестно. По словам одного из сотрудников Росавиакосмоса, уже были случаи, когда с ветхой крыши на "Буран" падали обломки, однако сверхпрочный корпус их удары выдерживал. Сейчас из-за неустойчивости уцелевших конструкций работа на месте аварии идет крайне медленно. Специалисты опасаются, что после обрушения крыши, оставшиеся бетонные стены могут сложиться внутрь.
Сегодня в 10 часов утра на место аварии вылетит группа специалистов Росавиакосмоса. По их словам, причиной трагедии, скорее всего, стала халатность рабочих, которые строили здание в 70-е годы.
Спутник Spot 5 уже прислал первые снимки
Французский спутник Spot 5, был выведен на орбиту 3 мая этого года. Он предназначается для дистанционного зондирования поверхности Земли. Уже через 4 дня после запуска Spot 5 прислал первые фотографии земной поверхности, продемонстрировав завидную скорострельность.
Среди присланных фотографий были черно-белые снимки территории Греции, сделанные с разрешением 2,5 м. Это были фотография аэродрома вблизи Афин с четко видными самолетами (вверху) и город Элевсис (Eleusis) с морским портом.
Специалисты подтвердили, что качество снимков соответствует ранее заявленным характеристикам. Но это еще не коммерческие снимки. Пока идет проверка всего оборудования спутника. Собственно говоря, он пока даже не вышел на заданную орбиту, заключительные маневры проведут на этой неделе и тогда он окажется на солнечно-синхронной полярной орбите высотой 832 км.
На спутнике кроме черно-белой камеры имеется и цветная фотокамера, но ее разрешение составляет 10 м. Кроме того, на Spot 5 есть стереоскопическая камера для топографических снимков и камера Vegetation, с помощью которой можно будет ежедневно получать снимки всей поверхности Земли. Эти камеры тоже уже включали и они работают нормально.
Россия продлит беспошлинную торговлю с США товарами для космоса
Как стало известно 13 мая, правительство России поручило МИД продлить на 5 лет соглашение с США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров для исследования и использования космоса.
Как передает ПРАЙМ-ТАСС, России приняло решение о заключении путем обмена нотами соглашения с правительством США о продлении срока действия межправительственного соглашения от 16 декабря 1994 г. о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Как сообщил департамент правительственной информации, Россия предлагает, чтобы действие соглашения, вступившего в силу 26 августа 1996 г., было продлено с 26 августа 2001 г. на дополнительный 5-летний период.
Постановлением от 8 мая N300 правительство РФ одобрило проект ноты российской стороны и поручило по достижении договоренности с американской стороной осуществить обмен нотами от имени российского правительства.
|