Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

15 мая 2002 г.

Содержание

Будущие "шаттлы" будут беспилотными космическими такси

Кровля здания на Байконуре разрушилась под воздействием сильных дождей

Япония одолжила метеоспутник у Америки

Байконур устал

Спутниковые фотографии заметно подешевели

Маленькие ракеты полетят на азотной соли

Спасатели МЧС покинули Байконур

Под завалами на Байконуре оказалось совместное предприятие



Будущие "шаттлы" будут беспилотными космическими такси

Космическое агентство NASA уже давно рассматривает проекты кораблей, которые должны придти на смену нынешним "шаттлам". Предполагается, что к 2012 году они должны заменить "шаттлы" в полетах экипажей на МКС и обратно. Как раз к тому времени должен подойти к концу срок эксплуатации "шаттлов", хотя, наверняка, он будет продлен.

Сейчас как раз закончился один из этапов программы "Инициативы космического запуска" (Space Launch Initiative) по отбору перспективных проектов будущих кораблей. Пока все эти проекты существуют только на бумаге, и руководству NASA предстоит определить, какой из них обещает быть самым удачным и, что немаловажно, дешевым.

Пока отобрано 15 проектов, но к ноябрю, когда завершится очередной этап программы Space Launch Initiative, от них останется не более трех.

Здесь показаны эскизы двух будущих "шаттлов", которые будут взлетать как самолеты, но с ракетными двигателями. Пилоты у этих аппаратов пока не предусмотрены, все должно делаться в автоматическом режиме, в том числе посадка (наш "Буран" еще в 1988 году делал это). Для безопасности полета будущие "шаттлы" должны быть оснащены системами аварийного спасения экипажа. Что касается ракеты-носителя, то она должна быть тоже многоразовой и после запуска возвращаться на стартовую площадку. Сейчас два твердотопливных ускорителя "шаттлов" падают на парашютах в океан, и там их вылавливают специальные суда.

Для пущей экономии новые "шаттлы" предполагается использовать и в комерческих и в военных целях, например, для запуска спутников различного назначения.


Кровля здания на Байконуре разрушилась под воздействием сильных дождей

По предварительным выводам правительственной комиссии, кровля здания на Байконуре разрушилась под воздействием сильных дождей.

Причиной аварии на Байконуре стало стечение обстоятельств, включая погодный и человеческий факторы. Таковы предварительные выводы экспертов, расследующих причины обрушения монтажного корпуса на космодроме.

Илья Клебанов, министр промышленности, науки и технологий, возглавляющий правительственную комиссию: "Предварительные расчеты показывают, что стечение обстоятельств: раскрытая кровля довольно-таки длительное время, необычно сильные дожди, которые шли с конца апреля до 12 мая, могли привести к тому, что утяжеление нагрузок на кровлю и на балочные перекрытия могло привести к этому разрушению".


Япония одолжила метеоспутник у Америки

Япония и США подписали соглашение, в соответствии с которым Япония берет в аренду американский геостационарный спутник GOES-9, который располагается на своей орбите над Тихим океаном и своим оком охватывает и Японию и западные районы США.

Япония была вынуждена пойти на такой шаг, так как ее метеоспутник GMS-5, запущенный в 1995 г., уже состарился, на нем начались проблемы с фотооборудованием, да и топлива для маневров осталось немного. Раньше предполагалось, что его сменит многофункциональный спутник MTSAT-1, но он был потерян в результате аварии при запуске в 1999 г., а его копия MTSAT-1R выйдет на орбиту не раньше лета 2003 г.

Америка от сдачи в аренду спутника GOES-9 ничего не потеряет, а только приобретет. Хоть он и был запущен в 1995 г., но он хорошо сохранился, так как далеко не все это время он работал на полную мощность. Сейчас его аппаратура уже не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к американским метеоспутникам, поэтому он был переведен в "спящий" режим. Зато оказалось, что его рабочие характеристики вполне соответствуют тем, что имеет японский спутник GMS-5.

Японцы теперь будут оплачивать все модернизации ПО бортового компьютера, перемещение спутника на другую орбиту и нести все издержки по его обслуживанию. Зато, если с помощью этого спутника будет замечен какой-нибудь тайфун или ураган, направляющийся к побережью США, то американцев предупредят.


Байконур устал

Правительственная комиссия во главе с министром промышленности, науки и технологий Ильей Клебановым прибыла на космодром Байконур для расследования ЧП на одном из монтажно-испытательных комплексов, где в воскресенье обрушилась кровля.

Как заявили представители "Росавиакосмоса", в целом ЧП не повлияет на работу всего космодрома и "однозначно не отразится" на выполнении российских космических программ.

Как выяснилось, злополучный монтажно-испытательный комплекс (МИК), представляющий собой огромный ангар длиной 800 метров и высотой 80 метров, давно находился на консервации.

В нем хранились корпус космического корабля многоразового использования "Буран" и части ракетоносителя "Энергия", которые не использовались уже десять лет.

По информации "Росавиакосмоса", авария произошла около 11.20 утра, когда на крыше МИКа, расположенного на 112-й площадке, работала бригада ремонтников из восьми человек.

Рабочие - семеро граждан Казахстана и один белорус - должны были отремонтировать и заделать протечки в кровле ангара, состоящей из пяти железобетонных пролетов, каждый длиной более 150 метров.

Что спровоцировало аварию - действия ремонтников или что-то еще, - пока достоверно неизвестно, но точно установлено, что сначала разрушился один из пролетов и по цепочке утащил за собой еще два.

Аварийные службы космодрома сразу приступили к разбору завалов, но работы шли с большим трудом. Ангар оказался завален многометровым слоем искореженного металла и бетона, к тому же сверху периодически продолжали падать огромные куски кровли.

К вечеру понедельника сотрудникам МЧС удалось расчистить часть ангара и найти тела шести погибших. Кроме того, они почти полностью освободили из-под завалов корпус "Бурана", который, как оказалось, почти не пострадал. Уже в ближайшие дни его планируется перевезти в другой ангар. Также, согласно данным предварительного осмотра, не очень пострадали и части "Энергии", включая три ее топливных бака (каждый емкостью более 150 тонн). В целом же после завершения аварийных работ, как уже решено, МИК будет демонтирован.

Относительно причин ЧП представители "Росавиакосмоса" высказывались очень осторожно, оставив право делать окончательные выводы экспертам, сопровождающим г-на Клебанова. Пока они выдвигали лишь предположения. По одному из них, аварию могла спровоцировать разгерметизация одного из топливных баков "Энергии" (в случае, например, если из-за ремонтных работ с кровли на него что-то упало). Разгерметизация и вызвала "раскачивание" стен МИКа. Однако к вечеру специалисты эту версию отвергли. По другим предположениям, более вероятным, кровля могла не выдержать "ветровой нагрузки" или просто настолько обветшала, что упала под весом рабочих.

Возведен этот ангар был еще в 60-е годы военными строителями, и специалисты не исключают, что главной причиной обрушения стал солидный возраст постройки вкупе с возможными нарушениями технологии при ее возведении.

Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, также вылетевший на космодром, отдал распоряжение в ближайшее время проверить на надежность все монтажно-испытательные комплексы и прочие объекты на Байконуре.


Спутниковые фотографии заметно подешевели

Свободный рынок и конкуренция привели к тому, что дешеветь стал такой товар как спутниковые фотографии. О снижении цен на днях объявила компания DigitalGlobe, которая предлагает снимки, сделанные спутником QuickBird, а этот спутник позволяет получать самые точные и самые качественные коммерческие спутниковые снимки земной поверхности.

Его черно-белые фотографии имеют разрешение 60 см, а цветные - 2,5 м. Справа показан один из образцов его творчества: снимок самолетов на одном из аэродромов, на котором видны тени от лопастей винтов. Следует отметить, что эта фотография сделана с высоты 450 км.

Спутник QuickBird был выведен на орбиту в октябре прошлого года, так что оборудование на нем все новое, а цены уже падают. Например, стоимость панорамного снимка снизилась с 30 дол. до 22,5 дол. в расчете на 1 кв. км. Снимки, сделанные в нескольких спектральных диапазонах подешевели с 30 до 25 дол. за 1 кв. км, а самые четкие фотографии, сделанные с максимальным разрешением, теперь стоят 30 дол. за 1 кв. км (было 37,5 дол.).


Маленькие ракеты полетят на азотной соли

По сообщению журнала Nature, химики из Университета штата Флорида вывели формулу новой азотной соли, которая по их заявлению может стать твердотельным топливом для небольших ракет. Весь фокус в том, чтобы расположить в молекуле этой соли атомы азота группами по пять штук. При этом часть из них будет положительно заряжена, а часть отрицательно. Если все рассчеты были произведены правильно, то эта азотная соль должна при сгорании выделять вдвое больше энергии, чем тот же объем гидразина - довольно популярного современного ракетного топлива.

Таким образом, для запуска одной и той же полезной нагрузки потребуется вдвое меньше топлива, что существенно снизит вес ракеты.


Спасатели МЧС покинули Байконур

Вечером 14 мая специалисты МЧС России вылетели с космодрома Байконур в Москву. Им так и не удалось обнаружить тело восьмого рабочего, предположительно находившегося на крыше рухнувшего монтажно-испытательного комплекса.

Спасательные работы на месте происшествия были завершены ранее в тот же день решением председателя госкомиссии по расследованию причин аварии на космодроме Ильи Клебанова. Дело в том, что в связи с резким ухудшением погоды в районе трагедии было объявлено штормовое предупреждение. "Поврежденные конструкции могут обрушиться, не хочется подвергать опасности жизнь спасателей", - отметили в пресс-службе.


Под завалами на Байконуре оказалось совместное предприятие

Как стало известно 14 мая, еще одно космическое предприятие, возможно, пострадало от катастрофы на Байконуре.

По сообщениям агентства , часть монтажно-испытательного корпуса N112, где под завалами рухнувших перекрытий оказались погребенными космический многоразовый корабль "Буран" и ракета-носитель "Энергия", а также 8 рабочих, занимало совместное европейско-российское предприятие , оказывавшее услуги по выводу на орбиту коммерческой полезной нагрузки. В корпусе размещались помещения компании, в которых осуществлялась подготовка спутников к запуску с помощью ракет-носителей серии "Союз".

Официальные представители Starsem пока отказываются от комментариев. Нет никаких сведений и о том, скажется ли катастрофа на графике компании Starsem по выводу коммерческих спутников на орбиту.


XXXXXXX

XXXXXXXXX



Нас считают