17 мая 2002 г.

Почему на Венере исчезла вода ответят земные тропики

Террористы сорвут космический полет израильского космонавта

Воздушная тревога

В атмосфере Солнца ветры дуют почти со скоростью звука

По данным двух исследовательских спутников TRACE и SOHO, которые ведут постоянные наблюдения за Солнцем, потоки электрически заряженного газа движутся в атмосфере Солнца почти со скоростью звука в данных условиях. Их скорость может достигать 320 тыс. км/час. То есть сила ветра на Солнце "перебивает" гравитационную силу при определении плотности атмосферы, а ведь на Солнца сила гравитационного притяжения в 28 раз больше, чем на поверхности Земли. Если "примерить" эти солнечные ураганы к Земле, то на нашей планете ветры должны были бы дуть со скоростью более 4,5 тысяч км/час, чего, к счастью, не происходит.

Как заявили исследователи, это открытие полностью изменяет все существовавшие до сих пор представления о корональных петлях - огромных арочных структурах электрически заряженного газа, которые составляют внешнюю часть атмосферы Солнца - корону. Считается, что именно в короне сосредоточена вся "взрывная" солнечная активность, которая иногда приводит к сбоям электрического оборудования на Земле и к полярным сияниям.

Астрономы уже давно наблюдают за корональными петлями, состоящими из плазмы - ионизованного газа. Они бывают разных размеров, но чаще всего они просто огромны, самые крупные из них могут охватить в кольцо несколько таких планет как Земля.

Эти корональные петли имеют довольно неясную природу. Вроде бы сильное гравитационное поле Солнца должно было бы приводить к тому, что плотность газа в этих петлях у основания должна быть больше, и эти петли с удалением от поверхности Солнца должны становиться тоньше. Но это все не так. На самом деле плотность газа в петлях на любом участке практически одинакова, а ведь некоторые из них поднимаются над поверхностью Солнца на высоту более миллиона километров.

Во время недавних наблюдений с помощью спутников TRACE и SOHO было замечено, что по корональным петлям вверх и вниз движутся яркие сгустки плазмы, причем, движутся с почти звуковыми скоростями. Отсюда и был сделан вывод о том, что корональные петли - это не статичные плазменные структуры, а движущиеся с почти звуковой скоростью потоки плазмы, выброшенной с поверхности Солнца. Тогда они действительно должны как струи воды в фонтане иметь почти одинаковую плотность на любой высоте.

Исследуя корональные петли, астрономы также хотели бы разгадать загадку разогрева солнечной короны, температура которой в сотни раз выше температуры поверхности Солнца.

Америке не хватает денег для лидерства в космосе

Согласно докладу, представленному NASA, Пентагоном и аэрокосмическими компаниями в комиссию конгресса США по будущему американской аэрокосмической отрасли, Соединенные Штаты могут потерять лидирующие позиции в космосе, если не будет увеличено финансирование исследовательских и конструкторских работ, а также не будут приняты меры для привлечения на работу в космическую отрасль молодых инженеров. Кроме того, для более эффективного использования имеющихся, явно недостаточных, средств необходимо более тесное взаимодействие космического агентства NASA и американских военных.

Эта комиссия была создана для выработки рекомендаций конгрессу и президенту США относительно развития космической отрасли. Свой доклад конгрессу и президенту комиссия должна представить к 27 ноября, а до того времени она должна разобраться в ситуации в аэрокосмической индустрии Америки, для чего и заслушиваются подобные доклады.

Например, председатель космической транспортной ассоциации Тидал Маккоу (Tidal McCoy) заявил упомянутой комиссии, что предлагаемый на 2003 финансовый год бюджет NASA в размере 15,1 млрд дол. явно недостаточен и эта сумма не оставляет никаких надежд для решения перспективных задач в космосе. Мистер Маккоу подсчитал, что с учетом инфляции эта сумма составляет лишь половину бюджета NASA в 1993 г. И все остальные выступающие тоже сетовали на недостаточное финансирование государством космических исследований, отсутствие внимания публики к освоению космоса и молодой смены для стареющих специалистов NASA.

В общем, все то же самое можно было бы сказать и про российскую космическую отрасль. Нет денег не то что на исследования, а на спутники связи, чтобы обеспечить телевещание в Сибири, а молодые специалисты уходят в бизнес и т.д. Но говорить все это при бюджете в 15 миллиардов долларов в год!!! Кроме того, американскому конгрессу пригрозили, что США перестанут быть лидером в космосе. А кто же тогда им будет? У кого еще есть 15 млрд дол. в год? Может быть у инопланетян?

Следующим космическим туристом может стать бывшая служащая НАСА

Как заявил в прошлом месяце американский космический турист Дэннис Тито (Dennis Tito), одним из трех кандидатов на следующий туристический полет в космос является женщина, работающая в НАСА. Других сведений о ней г-н Тито не предоставил.

Согласно сообщению Associated Press, одним из кандидатов действительно является бывшая служащая НАСА, Лори Гарвер (Lori Garver). В агенстве она занимала пост младшего администратора по планированию, а в настоящее время является вице-президентом консалтинговой компании из Вашингтона, занимающейся вопросами безопасности и космоса.

Ученые обнаружили еще одиннадцать спутников Юпитера

Ученые обнаружили, что планета Юпитер имеет на одиннадцать лун больше, чем считалось ранее, сообщает Reuteurs.

В заявлении, сделанном в четверг, астрономы-исследователи заявляют, что новые луны-спутники невелики, удалены от планеты на большое расстояние и вращаются по эксцентрическим орбитам.

Эти небесные тела были обнаружены в прошлом декабре астрономами гавайского университета при помощи телескопа, используемого совместно канадскими, французскими и гавайскими учеными, и одной из самых больших цифровых камер в мире. Цифровые фотоизображения обрабатывались на высокоскоростных компьютерах. В последующие месяцы за возможными спутниками Юпитера велось наблюдение с целью установления их орбит и подтверждения того, что это именно спутники, а не астероиды.

Все одиннадцать новых лун считаются нестандартными спутниками. Все они имеют ретроградную (направленную против направления видимого движения Юпитера) орбиту. Их удлиненные, эллиптические орбиты дают возможность предположить, что все луны были захвачены притяжением Юпитера в то время, когда эта планета была молодой, возможно - в первый миллион лет существования Солнечной системы.

Размер обнаруженных спутников колеблется от двух до четырех километров в диаметре. Об их составе, плотности и строении поверхности пока неизвестно ничего, но, по мнению астрономов, спутники выглядят как космические скальные образования.

Общее количество спутников Юпитера, включая недавно обнаруженные, теперь составляет 39 - самое большое количество в Солнечной системе. На втором месте находится Сатурн с его тридцатью спутниками.

Разработана новая технология дистанционного зондирования Земли

Специалисты из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в г. Пасадена (Калифорния) остались весьма довольными предварительным анализом данных, полученных с немецкого спутника "Champ" (German Challenging Minisatellite Payload), а также аргентинского Aplicaciones Cientificas-C (Scientific Applications Satellite). Аппаратура, установленная на спутниках, анализирует прохождение радиосигналов спутников системы GPS сквозь атмосферу Земли в то время, когда они находятся над горизонтом, то есть заходят за горизонт либо проходят над ним.

Методика получила название GPS-зондирования лимба, либо GPS-затенения (GPS limb sounding, GPS occultation). Измеряя задержки в прохождении радиосигналов сквозь атмосферу (они составляют несколько триллионных долей секунды), удается собрать неожиданно много важной информации о состоянии атмосферы, в том числе, построить высотные профили плотности атмосферы, давления, температуры и влажности. Глубокий анализ этих данных позволяет построить контурные карты давления атмосферы в масштабе всей планеты, определить критически важные параметры, влияющие на климат, и даже определить скорость и направление ветровых потоков в стратосфере, оказывающих влияние на воздушные суда в полете.

Новая технология может оказаться полезной для прогнозирования погоды и исследований климата, изучения солнечно-земного взаимодействия, динамики земли, а также для океанографии. С помощью GPS-зондирования лимба можно осуществлять 3D-моделирование ионосферы Земли, процессы в которой оказывают влияние на прохождение радиоволн. GPS-приемники обходятся гораздо дешевле традиционных датчиков и могут устанавливаться в качестве дополнительной полезной нагрузки на спутники, обращающиеся по низким орбитам.

Помимо дешевизны, новая система имеет ряд других преимуществ. Она позволяет зондировать атмосферу до высот порядка 50 километров и работать независимо от погодных условий. Система самокалибруется. При использовании сигналов от спутников GPS совместно с аналогично российской системой GLONASS (24 спутника) и перспективной европейской системой Galileo (32 спутника), система позволит с помощью одного-единственного GPS-приемника проводить 2000 зондирований атмосферы в сутки.

Почему на Венере исчезла вода ответят земные тропики

Специалисты NASA сейчас исследуют в тропиках западной части Тихого океана наблюдаемое здесь явление неуправляемого парникового эффекта. Предполагается, что это исследование поможет понять, как в свое время Венера лишилась всей имеющейся на ней воды и стала мертвой планетой, на поверхности которой температура достигает 500 градусов С.

При неуправляемом парниковом эффекте поверхность планеты поглощает больше энергии Солнца, чем может излучить обратно в космос, в результате чего получается, что, чем выше температура поверхности, тем быстрее она разогревается. Этот процесс начинается с того, что при росте температуры поверхности планеты потери тепла начинают уменьшаться.

На Земле этому условию удовлетворяет только одна область - район в западной части Тихого океана у северо-восточного побережья Австралии. Здесь температура поверхности океана составляет около 27 град. С. Испарение воды приводит к тому, что в атмосфере увеличивается содержание водяного пара, одного из самых эффективно действующих парниковых газов. Водяной пар пропускает солнечное излучение, но поглощает большую часть инфракрасного излучения, идущего вверх от поверхности океана, в результате чего верхний слой воды разогревается еще больше, еще больше испаряется и т.д.

Однако, к счастью для Земли, температура поверхности океана в глобальном масштабе никогда не превышает 30,5 градусов С, поэтому неуправляемый парниковый эффект в Тихом океана носит локальный характер и пока нет никаких признаков того, что зона, где наблюдается этот эффект, когда-нибудь расширится. Но на Венере около 3-4 миллиардов лет назад произошло именно это - неуправляемый парниковый эффект стал глобальным, и воды на Венере не стало.

Террористы сорвут космический полет израильского космонавта

Планы Национального аэрокосмического агентства США о включении в состав команды одного из космических челноков израильского космонавта Илана Рамона могут стать причиной организации теракта. Запуск шаттла с израильтянином на борту запланирован на 19 июля этого года, однако предупреждения со стороны спецслужб заставили руководство NASA всерьез задуматься о том, стоит ли идти на подобный риск в условиях тотальной борьбы с международным терроризмом.

Cобранная спецслужбами США информация дает основания полагать, что террористы, скорее всего, во время взлета космического челнока протаранят его небольшим самолетом со смертником на борту. Говорить о достоверности такого рода данных пока не приходится, однако в последнее время в районе стартовой площадки "шаттлов" во Флориде отмечается повышенная и очень подозрительная активность.

Руководство NASA потребовало, чтобы перед запуском этот район был переведен на чрезвычайное положение. Однако, как утверждают военные, патрулирующие зону стартовой площадки, "трудно представить, каким образом можно было бы усилить уже существующую систему контроля". После терактов 11 сентября каждый запуск космического челнока сопровождается объявлением "режима повышенной боеготовности", а на местности постоянно циркулируют корабли ВМФ США, самолеты-разведчики AWACS и несколько десятков вертолетов и истребителей ВВС США, сообщает Mignews.

Воздушная тревога

Успокаивать общественность в один голос пришлось вчера руководителям американского Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства и специалистам подмосковного Центра управления полетами.

Дело в том, что основной экипаж Международной космической станции, которому уже в июне предстоит вернуться на Землю, в последние недели на орбите столкнулся с проблемой.

После периодических сбоев в основной системе регенерации воздуха ЦУП принял решение о переходе на резервные системы.

И со вчерашнего дня россиянин Юрий Онуфриенко и астронавты Дениэл Берша и Карл Уэлз используют твердотопливные генераторы кислорода.

Впрочем, причиной беспокойства стало не только это - тут же и в России, и за океаном нашлись эксперты, припомнившие, что аналогичная ситуация на станции "Мир" в 1997 году закончилась пожаром.

Поэтому заместителю руководителя полетами Виктору Благову вчера пришлось и успокаивать журналистов, и выступить в роли защитника российской научно-космической мысли.

Ведь давшая сбой система регенерации "Электрон", аналогичная использовавшейся на "Мире", установлена в российском модуле "Звезда" и является вкладом нашей страны в этот глобальный международный проект.

Г-н Благов утверждает, что отказы системы на "Мире" были учтены специалистами при ее модернизации для МКС.

Упреков со стороны партнеров по проекту, впрочем, не последовало. Во всяком случае официальных. Более того, пресс-секретарь НАСА Джеймс Хэртсфилд, подобно российским коллегам, заявил, что кислородной недостаточностью экипаж станции явно не страдает. По его словам, патроны для регенерации кислорода и кислородные баллоны позволят продержаться даже без поддержки с Земли в течение как минимум трех месяцев.

А ведь уже на 30 мая запланирован старт американского корабля многоразового использования Endeavour, который доставит запасы кислорода. На этом челноке на орбиту прибудет и новый экипаж МКС - россияне Валерий Корзун, Сергей Трещев и американка Пегги Уитсон.

Но бездействовать до прибытия шаттла нынешний экипаж не намерен. По сообщениям подмосковного ЦУПа, российские специалисты уже изучают возможные причины неполадок системы "Электрон" и намерены в ближайшее время переслать экипажу рекомендации по их устранению. Тем более что на "Мире" решать проблему с кислородными генераторами подобным образом удавалось не один раз.