22 мая 2002 г.

Требуются космические дворники

Самая близкая двойная звезда

Богатенькие буратино не прочь прокатиться в космос, но не по теперешним ценам

По мнению ученых, вероятность существования инопланетной жизни достаточно велика

Создатель ракет Ariane на грани банкротства

Требуются космические дворники

Рукотворный космический мусор, который находится в околоземном пространстве, с каждым годом становится все более сложной проблемой. Эти старые спутники, отработавшие ступени ракет и прочие обломки угрожают новым спутникам, ракетам-носителям и Международной космической станции. За этим мусором нужно постоянно следить и вовремя уворачиваться от встречи с ним. Современные телекоммуникационные спутники обычно рассчитаны на работу в течение 10-12 лет, а раньше срок службы спутников был еще меньше, плюс всякие аварии, в общем, мусор накапливается довольно быстро.

Предлагаются и решения этой проблемы. Вот, например, англичанин Ричард Краутер (Richard Crowther), эксперт по орбитальному мусору, опубликовал в журнале Science на эту тему статью. В ней он предлагает обязать операторов спутниковых систем связи "убирать за собой" геостационарные орбиты, на которых работали спутники, ушедшие на покой. Эти орбиты располагаются на высоте порядка 36 тыс. км над поверхностью Земли. На них даже отработавшие свое спутники остаются навечно. Здесь нет атмосферы, поэтому их полет ничто не тормозит, соответственно, не меняется и положение этих спутников в пространстве. Есть, правда, опасность взрыва батарей или оставшегося топлива в баках, и тогда в космосе образуется облако небольших обломков.

Относительные орбитальные скорости космических обломков могут быть очень высоки, так что столкновение спутника даже с небольшим объектом может закончиться катастрофой. Уже посчитано, что небольшая монета, летящая на околоземной орбите с обычной для подобных ситуаций скоростью 10 км/сек имеет кинетическую энергию такую же, как небольшой автобус, который едет со скоростью 100 км/час по поверхности Земли. Так что удар по последствиям будет весьма ощутимым.

Краутер предлагает убирать старые геостационарные спутники, "выбрасывая" их еще дальше в космос, где они не будут мешать новым спутникам. В принципе, это предложение нельзя назвать новым. Еще несколько лет назад Международный телекоммуникационный союз, который распределяет орбиты между спутниками связи, рекомендовал операторам этих спутников переводить их на более высокие орбиты. Но это была только рекомендация, и владельцы спутников дружно ее игнорируют, ведь это лишняя морока.

Самая близкая двойная звезда

Недавно астрономы обнаружили и сфотографировали (см. выше) очередную пару космических объектов, которые вращаются вокруг общего центра тяжести. Один из этих объектов - небольшая звезда, а второй - белый карлик, то есть уже умершая звезда. Они находятся на расстоянии 46 световых лет от Земли, а их общая масса составляет порядка 38-70 масс Юпитера.

Примечательна эта двойная звезда, прежде всего, тем, что образующие ее два объекта находятся на расстоянии всего 3 астрономические единицы (а.е.) друг от друга, то есть трех расстояний от Земли до Солнца. Предыдущий рекорд принадлежал двойному объекту, расстояние между компонентами которых составляет 14 а.е.

Обычно такие объекты, в которых два и больше космических тел вращаются вокруг общего центра тяжести, удается обнаружить только косвенными методами (по изменению светимости или спектра объекта, когда по его диску проходит его компаньон). В данном же случае двойную звезду удалось увидеть непосредственно в северный телескоп Gemini на Гавайях. Правда, для этого пришлось использовать адаптивную оптику, которая корректирует искажения, вносимые земной атмосферой.

Богатенькие буратино не прочь прокатиться в космос, но не по теперешним ценам

Пока в космос слетали только два космических туриста - американец Дэннис Тито и Марк Шаттлворт. Оба заплатили за свой вояж на МКС порядка 20 млн дол. С третьим туристом сейчас пока проблема: кандидаты, страстно желающие лететь, никак не наберут нужной суммы. Но уже сейчас очевидно, что при снижении цен на космические путешествия от желающих отбоя не будет.

Аэрокосмическая консалтинговая группа Futron даже заказала провести опрос богатых американцев на тему их планов в области космических туров.

По телефону было опрошено 450 американцев, чей годовой доход превышает 250 тыс. дол. Оказалось, что 19% американских богатеньких буратин согласились бы заплатить 100 тыс. дол. за 15-минутный суборбитальный полет, 7% готовы выложить 20 млн дол. за двухнедельный полет на МКС, а если цены упадут до 5 миллионов дол., то в космос захотят полететь уже 16 процентов опрошенных.

Новейшие исследования показали, что вероятность существования инопланетной жизни во Вселенной гораздо выше, чем принято было считать.

Как пишет журнал New Scientist, предпринимавшиеся ранее попытки оценить возможность существования жизни на подобных Земле планетах провалились, поскольку имелась только одна отправная точка для таких рассуждений - сама Земля. Данные, полученные в результате анализа ископаемых, позволили определить, что жизнь зародилась на Земле через 25-600 миллионов лет, после того как планета стала пригодной для жизни. Однако, невозможно определить, было ли появление жизни уникальным случаем для нашей планеты, либо то же самое происходит и с другими похожими планетами во Вселенной.

Результаты статистического анализа, проведенного Чарльзом Лайнуивером и Тамарой Дэвис из университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, свидетельствуют о том, что в течение миллиардов лет не менее, чем на трети подобных Земле планет, могла зародиться жизнь. А последние открытия, свидетельствующие о том, что вокруг подобных Солнцу звезд существует множество таких планет, позволяют сказать, что во Вселенной может быть немало населенных планет.

Лайнуивер считает, что шансы на зарождение жизни аналогичны шансам выиграть в лотерею: "Факт такого выигрыша на Земле дает нам возможность оценить его вероятность. Если мы знаем только то, что игрок выиграл с третьей попытки, мы не может определить реальные шансы, но можем сказать, что вероятность такого выигрыша, скорее, составляет один к трем, чем один к миллиарду". Лайнуивер на 95 процентов уверен в том, что шанс зарождения жизни за миллиард лет на подходящей для этого планете составляет, как минимум, один к трем.

По мнению Марио Ливио из института астрономических исследований в Балтиморе, это исследование представляет собой интересную попытку применить методы статистического анализа к совершенно неизученному объекту.

Создатель ракет Ariane на грани банкротства

Европейская компания Arianespace, которая строит известные ракеты Ariane, очень близка к банкротству. Поэтому она сейчас обращается к европейским странам за кредитами и инвестициями, причем в форме наличных денег.

Проблемы для Arianespace начались, когда начались сокращения объемов спутникового рынка. В последние три года спрос на запуски спутников сократился, и чтобы не упустить клиентов Arianespace пришлось снизить цены на запуски на 30%. Поэтому по итогам 2001 года объемы продаж Arianespace составили 807 млн евро, а при этом год был закончен с убытками в размере 193 млн евро.

Еще одной ошибкой компании называют не совсем оправданный перевод части запусков со старой проверенной ракеты Ariane 4 на новую, более тяжелую и дорогую Ariane 5. Например, в июле прошлого года Ariane 5 из-за неполадок в разгонном блоке вывела два путника на слишком низкие орбиты. Один из этих спутников пришлось списать, а со вторым - очень дорогим спутником Artemis - возятся до сих пор, пытаясь вывести его на нужную орбиту.

Правда, в этом году Arianespace предприняла очень энергичные усилия, чтобы сократить убытки. В этом году состоялось 6 успешных запусков, и еще 7 должны состояться до конца 2002 года. Тем не менее, Arianespace очень нужны дополнительные вливания. Правда, Европейское космическое агентство и входящие в него страны пока колеблются относительно финансовой помощи Arianespace, но тем не менее, они не хотят уступать свое место на рынке космических запусков США и России, так что раскошелиться, скорее всего, придется.