27 мая 2002 г.

Покупателей на подержанный "Буран" в Штатах пока не нашлось

Недалеко от Земли взорвется сверхновая звезда

И на коричневых карликах бывают штормовые облака

Ловец солнечного ветра совершил первый виток вокруг нашей звезды

На прошлой неделе в миссии исследовательского зонда Genesis, который занимается сбором частиц из солнечного ветра, произошло важное событие: Genesis замкнул первый виток в своем движении вокруг Солнца, на это у него ушло чуть больше полугода

Напомним, что Genesis находится в первой точке Лагранжа на прямой, соединяющей Землю и Солнце. В этой точке, которая расположена на расстоянии 1,5 млн км от Земли, силы гравитационного притяжения Земли и Солнца уравновешивают друг друга. Здесь ничто не мешает зонду исследовать Солнце. Магнитосферы Земли здесь уже нет, а для сохранения нужной орбиты требуются минимальные маневры двигателем.

Genesis с помощью специальных ловушек собирает частицы солнечного ветра. Капсулу с образцами Genesis собирается вернуть на Землю в 2004 г. Она будет сброшена в атмосферу Земли на парашюте. Предполагается, что на основе полученных данных ученые смогут лучше определить состав и этапы эволюции нашей солнечной системы.

В апреле Genesis смог выдержать мощный солнечный шторм, когда интенсивность потока высокоэнергетичных протонов увеличилась по сравнению с обычным уровнем в несколько раз. Такой поток протонов мог вывести из строя чувствительную электронику корабля, но благодаря имеющемуся на бортовом компьютере специальному программному обеспечению, все прошло без ощутимых потерь, хотя астроориентатор корабля на некоторое время "ослеп".

Японцы признали потерю космического аппарата, отправленного к Марсу

24 мая институт космических исследований при министерстве просвещения и науки Японии признал, что полностью потеряна связь с японским космическим аппаратом "Нодзоми" ("Надежда"), который совершает путешествие к Марсу. Контроль над аппаратом был утрачен еще 26 апреля.

По мнению японских специалистов, причиной стала мощная вспышка на Cолнце, повлешая резкий скачок напряжения в одной систем электропитания, что и вывело ее из строя.

Сообщается, что через полгода функции системы могут восстановиться.

"Нодзоми" был запущен в июле 1998 г. с помощью ракеты-носителя "М5". Он вращается по орбите вокруг Cолнца. В декабре ученые планировали изменить направление установки с помощью земного притяжения. Ожидалось, что околомарсовой орбиты аппарат достигнет к концу следующего года.

С помощью "Нодзоми" японцы рассчитывали, в частности, изучить газовый состав, движение атмосферных потоков "Красной планеты", воздействие на него солнечной активности и т.д, передает РИА "Новости".

В честь писателя-сатирика Михаила Задорнова названа планета

Имя российского сатирика Михаила Задорнова будет носить малая планета под номером 5043, открытая учеными Крымской астрофизической обсерватории супругами Людмилой и Николаем Черных, передает YТРО.ru.

Как сообщили журналистам сами ученые, Задорнов, возможно, еще не знает о появлении звезды, носящей его имя. Ученые ждут приезда сатирика в Крым, чтобы вручить ему почетное свидетельство, которое станет для артиста сюрпризом.

На этой неделе NASA объявит о планах пилотируемой экспедиции на Марс

По сообщению газеты The Times, на этой неделе космическое агентство NASA собирается анонсировать планы пилотируемой экспедиции на Марс. Состоится она, конечно же, не завтра и не в будущем году, называется срок порядка 20 лет.

Такое решение было принято после получения очередного доказательства возможности существования жизни на Марсе. Предполагается, что какая-то форма жизни может обитать в огромном ледовом слое, расположенном под поверхностью Марса.

НАСА планирует оживить зонд NEAR, уже год лежащий на поверхности астероида Эрос

НАСА планирует провести эксперимент по восстановлению связи с исследовательским зондом NEAR (Near Earth Asteroid Rendezvous), которая была утрачена уже более года назад. Аппарат находится на поверхности астероида 433 Эрос.

Попытка будет произведена в конце этого года, когда астероид сблизится с Землей и окажется ближе к Солнцу, что позволит его солнечным батареям обеспечить достаточным электропитанием бортовые системы зонда. Специалисты надеются, что связь с аппаратом может быть возобновлена, однако подчеркивают при этом, что прошло уже очень много времени.

Автоматический исследовательский зонд NEAR (переименованный в NEAR-Shoemaker после кончины астрогеолога Gene Shoemaker) был запущен в 1996 году. В феврале 2000 он вышел на орбиту вокруг Эроса, пролегавшую на минимальном расстоянии порядка 5,3 км от поверхности астероида, который напоминает по форме картофелину. За время выполнения научной программы аппарата передал на Землю на порядок больше информации, чем предполагалось изначально.

В конце программы зонд был "посажен" на поверхность астероида. Такая посадка изначально не планировалась, и аппарат не был специально подготовлен к ней. Однако группе специалистов, управлявших движением аппарата, удалось 12 февраля 2001 года мягко посадить зонд на испещренную кратерами поверхность Эроса. Ко всеобщей радости, зонд сохранил работоспособность и еще две недели после посадки передавал на Землю ценную информацию. Последний сеанс связи состоялся 28 февраля, после чего связь прервалась.

В работах по восстановлению радиоконтакта с NEAR будет задействована сеть дальней космической связи НАСА, управление которой осуществляется из лаборатории реактивного движения в Пасадене (Калифорния).

Покупателей на подержанный "Буран" в Штатах пока не нашлось

Попытка продать советский многоразовый космический корабль "Буран" с аукциона, предпринятая радиостанцией из Лос-Анджелеса, окончилась неудачей. На торгах, закончившихся в среду, стартовая цена в 6 миллионов долларов показалась слишком высокой для потенциальных покупателей. Торги были организованы компанией First FX, специализирующейся на онлайновой торговле.

Компания выступала в качестве агента российского научно-производственного объединения "Молния", владеющей парой челночных космических кораблей "Буран". Уровень комиссионных, предложенных фирме-посреднику, не разглашается.

По словам исполнительного директора фирмы Вилли Уайта (Willie Whyte), фирма продолжит поиски покупателя. Несмотря на окончание установленного срока торгов, "Буран" по-прежнему ждет покупателя. Руководство фирмы заявляет, что в принципе в дальнейшем возможно снижение стартовой цены. Пока что она остается равной шести миллионам долларов.

Недалеко от Земли взорвется сверхновая звезда

Студентка Гарвардского университета Карин Сандстром (Karin Sandstrom) обнаружила в ближайших окрестностях Солнечной системы звезду, которая вот-вот (по космическим меркам) взорвется как Сверхновая. Если это случится, пока она не отдалится на безопасное расстояние, с жизнью на Земле, возможно, будет покончено. Эта звезда представляет собой показательного кандидата на превращение в Сверхновую в недалеком будущем. Причем она расположена намного ближе к нашей Солнечной системе (приблизительно 150 световых лет), чем все остальные потенциальные кандидаты.

Звезда HR 8210 представляет собой обычный белый карлик - звезду, практически выработавшую свой запас топлива, но имеющую недостаточную массу для того, чтобы превратиться в Сверхновую. Однако ее эволюция, как неожиданно выяснилось, может пойти иным путем. Дело в том, что звезда эта является компонентой двойной звездной системы. Второй компонент имеет массу, равную 1,15 масс Солнца, и выглядит настоящим исполином рядом с белым карликом.

Карин Сандстром установила, что HR 8210 лишь чуть-чуть не дотягивает до предела Чандрасекара, т.е. того значения массы звезды, выше которой она в своей эволюции проходит через стадию взрыва сверхновой. Второй компонент системы при выработке "топлива" пройдет через стадию образования так называемого красного гиганта. При этом его внешняя оболочка будет сброшена на HR 8210, после чего эта звезда преодолеет предел Чандрасекара. В результате масса HR 8210 станет более чем достаточной, чтобы звезда взорвалась как сверхновая.

Последствия взрыва сверхновой звезды вблизи Солнечной системы могут быть устрашающими. В 2001 году группа ученых из института космического телескопа под руководством Джезуса Мец-Аппелянца (Maiz-Apellaniz) обнаружила в так называемой ассоциации Скорпиона-Центавра остаток сверхновой, которая предположительно несет ответственность за наличие на Земле слоя отложений с повышенным содержанием тяжелых изотопов, а также за таинственную массовую гибель морской флоры и фауны примерно два миллиона лет назад; во время этого взрыва сверхновая звезда находилась в два раза дальше от Земли, чем HR 8210 сейчас.

И на коричневых карликах бывают штормовые облака

Астрономам удалось получить первые изображения звезды, принадлежащей к классу коричневых карликов, на которых обнаружены явные признаки вихрей и штормовых облаков.

Следует отметить, что коричневые карлики по своим размерам меньше обычных звезд, их массы не достаточно, для того чтобы в их недрах началась термоядерная реакция, как происходит с обычными звездами. Однако коричневые карлики намного больше, чем планеты газовые гиганты, к которым относится в частности Юпитер. Кстати Юпитер знаменит своим Большим Красным Пятном, которое представляет собой огромный вихрь в атмосфере этой планеты.

Теперь же выяснилось, что похожие атмосферные вихри бывают не только на планетах, но и на коричневых карликах. И вполне возможно, что Большое Красное Пятно Юпитера будет выглядеть совсем маленьким рядом с вихрями коричневого карлика. Напомним, что размер Большого Красного Пятна составляет более 24 тыс. км в диаметре, а скорость ветра в нем достигает 120 м/сек.

Конечно, вихри на коричневом карлике пока нельзя сфотографировать непосредственно. Их наличие определили по косвенным признакам, видимым на фотографиях.

Коричневые карлики, остывая, становятся все более тусклыми, но бывает, что они ненадолго начинают светить ярче. Астрономы полагают, что это происходит из-за облаков. Температура на коричневом карлике составляет порядка 1700 градусов С, то есть железо и песок испаряются при такой температуре. Однако по мере охлаждения коричневого карлика газы в атмосфере конденсируются в маленькие капельки и образуют облака. Штормовые ветры проделывают дыры в этих облаках, и через них в космос устремляется инфракрасное излучение нижних слоев атмосферы. Так и возникает неожиданная вспышка коричневого карлика.