28 мая 2002 г.

Последний парад для зонда Galileo

Звуковой барьер для зонда Rosetta

Кругом вода!

Около Солнца есть еще один пояс астероидов?

Израиль готовит запуск спутника-шпиона

Француз возьмет с собой в космос "Маленького принца"

Израильский космонавт озадачил всех раввинов мира

Последний парад для зонда Galileo

Космический зонд Galileo находится на орбите Юпитера с декабря 1995 г., где занимается исследованиями самого Юпитера и его спутников. Изначально планировалось, что он будет работать в течение двух лет. Однако, несмотря на мощное излучение Юпитера, из-за которого уже не раз происходили сбои в работе бортового компьютера, Galileo находится в довольно хорошей форме, хотя свою предельную дозу облучения он перекрыл больше чем в три раза.

Так как Galileo нормально работал все эти годы и передал массу ценной информации, его миссия неоднократно продлевалась. Но скоро ей все-таки придет конец. Топлива для маневров вблизи спутников Юпитера уже почти не осталось - последние его капли израсходуют на импульс, который направит Galileo в плотную атмосферу Юпитера, где он и закончит свое существование в сентябре 2003 г.

А пока Galileo готовится к своему последнему витку вокруг Юпитера. У него осталась только одна крупная задача - пролет мимо самого ближнего спутника Юпитера - Амальтеи. До сих пор Galileo приближался только к четырем самым крупным спутникам Юпитера - Ио, Европе, Ганимеду и Каллисто. Предполагается, что Galileo пролетит на расстоянии не более 500 км от поверхности Амальтеи.

Пока наземный ЦУП пытается реанимировать бортовое записывающее устройство Galileo. И если это удастся сделать к моменту встречи с Амальтеей, то есть к ноябрю этого года, то данные, пристанные Galileo позволят определить точную массу Амальтеи.

Про этот спутник известно, что он имеет неправильную форму, а его поверхность испещрена множеством кратеров. Это самый красный объект в солнечной системе, то есть он испускает больше тепла, чем поглощает от Солнца. Возможно, это происходит потому, что Амальтея находится мощном магнитном поле Юпитера, и ее ядро разогревается наведенным электрическим током. Но есть и другая гипотеза: Амальтея разогревается под действием сдвигов и напряжений в своей толще, которые происходят из-за сильного гравитационного притяжения Юпитера. А, может быть, работают оба эти механизма. Возможно, все это удастся выяснить, благодаря работе Galileo. Если только заработает бортовой магнитофон.

Звуковой барьер для зонда Rosetta

В январе 2003 г. в космос должен отправиться европейский исследовательский зонд Rosetta. Основная его цель - это комета Виртанен, к этой комете Rosetta прилетит только в 2012 г., а по дороге еще предстоят встречи с двумя астероидами - Отавара и Сива. Прилетев к комете Виртанен, Rosetta целый год будет исследовать ее с орбиты на высоте 1 км, а в заключение совершит посадку на поверхность кометы. Такого еще не было, правда, в прошлом году американцы посадили исследовательский зонд на астероид.

А пока Rosetta готовится к полету на Земле и проходит серию испытаний. Недавно были проведены тесты на работу зонда в условиях оглушительного шума. Зонд поместили в большую камеру и направили на него динамики огромного усилителя. Так моделируется грохот ракеты во время запуска. После звуковых воздействий, зонд Rosetta отправили на вибростенд для дальнейших испытаний на прочность. Его уже потрясли в вертикальном и горизонтальном положении с самыми разными частотами. При этом зонд находился в полностью снаряженном состоянии, даже топливный бак был заполнен как в реальной ситуации.

Все это нужно для того, чтобы проверить, сможет ли зонд выдержать перегрузки при взлете, а взлетать он будет на мощной ракете Ariane 5. Пока все испытания идут нормально и никаких серьезных технических проблем не зафиксировано.

На этой неделе предстоят испытания по разворачиванию солнечных панелей (два крыла, каждое длиной 15 метров) и антенн связи.

Кругом вода!

Как сообщило в конце прошлой неделе британское издание ВВС, специалистам из Американского аэрокосмического агентства (NASA) удалось обнаружить неглубоко под поверхностью Красной планеты огромное количество замерзшей воды.

Открытие было сделано с помощью космического аппарата "Марс-Одиссей", который собирает данные о Марсе с февраля этого года. Зонд прислал на Землю подробную информацию о структуре поверхности Красной планеты и, в частности, о реголите - поверхностном слое неплотной каменно-пылевой породы. Именно в этом слое, по словам ученых, и расположены громадные запасы водорода в виде кристаллов льда.

Исследования проводились при помощи так называемого гамма-лучевого спектрометра, который и обнаружил "воду" в районе шестидесятого градуса южной широты (на снимке водород обозначен синим цветом). Подобное открытие можно считать самым важным за всю историю исследования Красной планеты: ведь, вполне возможно, уже в ближайшем будущем наконец-то появится ответ на вопрос, существовала ли в прошлом и существует ли в настоящее время жизнь на Марсе. Более подробный доклад о проведенных исследованиях будет представлен в этот четверг.

Около Солнца есть еще один пояс астероидов?

В нашей солнечной системе известны два относительно хорошо выраженных пояса астероидов. Основным является пояс, расположенный между Марсом и Юпитером. Есть гипотеза, что эти астероиды являются обломками существовавшей когда-то пятой планеты. Около 10 лет назад за орбитой Нептуна обнаружили первый астероид, а с тех пор список транснептуновых астероидов пополнили несколько сотен небесных тел.

Однако есть предположение, что еще один пояс астероидов может находиться внутри орбиты Меркурия - самой близкой к Солнцу планеты. Пока еще никому не удалось увидеть эти астероиды, сделать это крайне сложно из-за яркого света Солнца. Но движение Меркурия по своей орбите таково, что вполне логично было бы предположить, что на него влияет какая-то пока невидимая масса.

Три года назад была проведена серия компьютерных экспериментов с использованием нескольких десятков компьютеров. Через четыре месяца непрерывного счета был получен результат, что зона между Солнцем и Меркурием является динамически стабильной и что она может содержать сотни и даже тысячи небольших астероидов.

Эти астероиды, которых еще никто не видел, уже получили название вулканоиды. Вулкан - это древнеримский бог огня. В 19 веке астрономы, зная об аномальном движении Меркурия, предположили, что между Солнцем и Меркурием есть еще одна планета и назвали ее Вулканом. Планеты там, конечно же, нет, а название осталось.

Если между Солнцем и Меркурием действительно есть астероиды, то они для сохранения устойчивости всей системы должны лететь с очень высокими скоростями, и совершать виток вокруг Солнца за 2-3 недели. Столкновения астероидов на таких скоростях должны приводить к катастрофическим последствиям для всех участников, поэтому там не должно быть крупных астероидов - только мелкие обломки.

Попытки их увидеть уже предпринимались - с помощью космического солнечного телескопа SOHO, на фотографиях которого часто видны кометы. Однако мелкие каменные астероиды видны хуже ярких комет, а SOHO сможет на таком расстоянии увидеть только астероид размером не менее 60 км. Таких там наверняка давно уже нет. Увидеть вулканоиды в наземные телескопы то же, наверное, не удастся. Наблюдать космические объекты в такой близости от Солнца можно только сразу после заката или перед самым рассветом. В таких условиях разрешения наземных телескопов хватит только на астероид размером около 20 км в диаметре, и этого тоже недостаточно.

Для поиска вулканоидов планируется использовать телескоп, установленный на специально оборудованном высотном самолете F18 Hornet, принадлежащем NASA. Уже проведены предварительных две серии наблюдений. Пока ничего не нашли, но поиски решено продолжить, и очередная серия наблюдений назначена на сентябрь этого года.

Израиль готовит запуск спутника-шпиона

28 мая стало известно, что в Израиле завершается подготовка к запуску нового спутника-шпиона "Офек-5". Предыдущий запуск его предшественника в 1998 г. оказался неудачным.

Как сообщает агентство "РИА-Новости", "Офек-5" должен заменить спутник "Офек-3", который отработал на орбите 5 лет и последние 1,5 года не функционирует. В 1998 г. Израиль пытался запустить "Офек-4", однако безрезультатно. Теперь идет подготовка к запуску "Офек-5", который в случае успешного запуска проработает в космосе 8 лет.

Француз возьмет с собой в космос "Маленького принца"

Послезавтра 30 мая на МКС должен отправиться очередной "шаттл". Это будет "шаттл" Endeavour. Он доставит на станцию ее новый долговременный экипаж, в составе которого два российских космонавта - Валерий Корзун и Сергей Трещев, и американка Пегги Уитсон (Peggy Whitson). А с МКС домой вернутся Юрий Онуфриенко, Карл Уолц и Дэн Бурш, которые сейчас как раз пакуют вещи.

Кроме того, "шаттл" привезет на станцию очередной контейнер с грузами - модуль материально-технического снабжения Leonardo. Его временно пристыкуют к МКС для разгрузки.

Еще в программе полета экипажа "шаттла" три выхода в открытый космос. Их выполнят астронавт Европейского космического агентства француз Филипп Перрен (Philippe Perrin) и ветеран NASA (это его седьмой космический полет) Франклин Чанг-Диаз (Franklin Chang-Diaz). Они проведут заключительные работы по монтажу имеющегося на МКС фрагмента будущей железной дороги.

Кстати Перрен станет первым астронавтом Европейского космического агентства, который пойдет в открытый космос. Для этого он немало потренировался в подводной лаборатории в космическом центре им. Джонсона. Филиппу Перрену 39 лет, он полковник французских ВВС. С собой в полет на "шаттле" он решил взять знаменитую книгу "Маленький принц", он сказал, что именно, прочитав эту книгу в детстве, он стал мечтать о полетах на другие планеты.

Израильский космонавт озадачил всех раввинов мира

Израильский космонавт Илан Рамон, собирающийся отправиться на орбиту в июле, вызвал серьезное беспокойство в иудейских религиозных кругах. Многие еврейские священники задаются вопросом, как Рамон будет проводить шабат во время пребывания на международной космической станции.

Евреи отмечают шабат каждый седьмой день. Шабат начинается на закате пятницы и продолжается до появления трех первых звезд вечером в субботу. В этот период иудеям запрещено заниматься любой работой и надлежит молиться, причем в идеале молитвы должны совершаться в синагоге.

Однако, находясь на орбите, Илан Рамон каждые полтора часа будет начинать новый день, и, кроме того, звезды будут находиться в поле его зрения постоянно. Рамон - не первый еврей, отправляющийся в космос, но он первый, кто заявил о своем намерении выполнять на орбите все иудейские религиозные требования. Специалисты NASA уже заготовили для Рамона кошерную космическую пищу, пишет газета The Washington Times.

Проблема соблюдения обрядов шабата озадачила раввинов со всего мира, однако, значительная их часть полагает, что в данном случае Рамон должен пользоваться земным времяисчислением, то есть отмечать святой день один раз в семь суток.