31 мая 2002 г.

Пульсар, который "доедает" свою звезду-компаньонку

Старт "шаттла" Endeavour отложен из-за плохой погоды, значит, будет новый рекорд США

В межзвездном пространстве найдено очень редкое вещество

Европейское космическое агентство отправит зонды на Марс, к комете и к Луне

Крошечные землетрясения на Марсе в научных целях

Испытание тактической ПРО США завершилось неудачно

Пульсар, который "доедает" свою звезду-компаньонку

Совсем недавно астрономы из Массачусетского технологического института, работавшие на рентгеновском телескопе Rossi, можно сказать, случайно, во время обычного сканирования неба нашли рентгеновский источник, получивший наименование XTE J0929-314. Это был пульсар, который входит в систему двойной звезды. Вообще, пульсары - это быстро вращающиеся сверхплотные нейтронные звезды с мощным магнитным полем.

Сейчас его скорость вращения составляет 185 об/сек. Вообще, эта двойная звезда очень компактная, она целиком поместилась бы в орбиту Луны вокруг Земли. Пульсар в этой системе совершает оборот вокруг своей компаньонки за 43 минуты. Однако он очень "прожорлив". Своим мощным гравитационным полем он уже почти вытянул всю материю со своей звезды-компаньонки, и по весу она теперь лишь в 10 раз превосходит массу Юпитера. Для звезды это очень мало, а ведь когда-то она была яркой оранжевой звездой, масса которой составляла больше половины массы нашего Солнца. А пульсар наоборот набирает вес и начинает вращаться все быстрее. Когда он доест свою компаньонку, то превратится в изолированный пульсар, вращающийся со скоростью порядка 1000 оборотов в секунду.

"Шаттл" Endeavour должен был отправиться к МКС вчера 30 мая в 19:44 по местному времени мыса Канаверал (31 мая 3:44 утра по московскому времени). Однако как минимум на сутки ему придется задержаться на стартовой площадке. Прогнозы синоптиков оказались правильными, с запада на мыс Канаверал пришли дожди с грозами, и резко возросла напряженность электрического поля в атмосфере, а в таких условиях запуски "шаттлов" запрещены. По правилам NASA запуски запрещены, если дожди с грозами идут в радиусе 30 км от космодрома.

Правда, незадолго до намеченного времени запуска были зафиксированы неполадки в работе регулятора подачи азота в левом двигателе орбитальной системы маневрирования. С этой проблемой удалось быстро разобраться, но так как старт все равно отложен из-за погоды, то регулятором решили заняться более серьезно.

Руководство NASA решило перенести попытку запуска на сутки, хотя на сегодняшний вечер прогноз еще хуже - вероятность приемлемой для запуска погоды составляет всего 30%. Аналогичную погоду прогнозируют и на несколько следующих дней. Если "шаттл" не взлетит ни сегодня, ни в субботу, то запуск придется отложить до понедельника, чтобы провести дозаправку топливных баков жидким кислородом и жидким водородом.

Таким образом, уже можно совершенно точно сказать, что нынешние обитатели МКС астронавты NASA Карл Уолц и Дэн Бурш из-за этой задержки "шаттла" установят новый рекорд США по продолжительности одного космического полета. Рекорду Шеннон Люсид, которая в 1996 году провела на российской станции "Мир" 188 дней осталось жить не так долго.

Итак, вторая попытка старта состоится сегодня 31 мая в 19:22 по местному времени (в Москве будет уже 3:22 утра 1 июня).

В межзвездном пространстве найдено очень редкое вещество

С помощью телескопа субмиллиметрового диапазона длин волн, установленного на горе Мауна-Ки на Гавайях, астрономам удалось обнаружить в межзвездном пространстве в направлении созвездия Персея газовое облако, в котором есть очень редкое вещество.

Это - редкий вид аммиака. В молекуле обычного аммиака (в обиходе - нашатырный спирт) содержатся один атом азота и три атома водорода. А в этом космическом аммиаке вместо обычных атомов водорода находятся атомы его изотопа дейтерия. Облако этого трижды дейтерированного аммиака находится на расстоянии около тысячи световых лет от Земли.

То, что это вещество удалось довольно легко обнаружить, говорит о том, что, скорее всего, его в космосе гораздо больше, чем считалось ранее (на Земле оно вообще не встречается). Астрономы считают, что это открытие поможет лучше понять химические процессы происходящие в холодных относительно плотных межзвездных облаках газа и пыли. Возможно, молекулы трижды дейтерированного аммония выбиваются из частиц межзвездной пыли мощным излучением молодой звезды, находящейся неподалеку.

Европейское космическое агентство отправит зонды на Марс, к комете и к Луне

На этой неделе руководство Европейского космического агентства утвердило очередную программу научных исследований на ближайшие годы. Утвердили почти все ранее отобранные проекты, вычеркнули только миссию Venus Express по исследованию Венеры.

Ну, а в ближайшие два года в космос отправятся 4 европейских научных зонда: Mars Express (справа), Rosetta (слева), INTEGRAL и SMART-1.

Зонд Mars Express отправится, конечно же, к Марсу. Старт назначен на 1 июля 2003 года с космодрома Байконур, в космос Mars Express выведет ракета-носитель "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". На борту зонда Mars Express будет спускаемый аппарат Beagle 2. Возможно, он найдет воду на Марсе непосредственно, то есть с помощью своего сверла, и опередит в этом американцев.

Rosetta тоже стартует в январе 2003 года. Этот зонд полетит к комете Виртанен, но по дороге исследует два астероида. Потом будет целый год крутиться на околокометной орбите и, в конце концов, совершит посадку на эту комету.

Космический гамма-телескоп INTEGRAL отправится на орбиту в октябре этого года на ракете-носителе "Протон". Ну а экспериментальный зонд SMART-1 займется исследованием Луны, а, кроме того, на нем установят двигатель, работающий на солнечной энергии. Старт к Луне назначен на 2003 г.

Крошечные землетрясения на Марсе в научных целях

В следующем 2003 г. к Марсу должны отправиться целых три исследовательских зонда - два американских и один европейский. Но уже идет работа над следующими проектами.

Например, французское космическое агентство собирается в 2007 году отправить к Марсу зонд NetLander. Он спустит на поверхность Марса 4 модуля, которые будут исследовать структуру поверхности и погоду на этой планете.

Предполагается, что каждый такой модуль сможет выстрелить в поверхность планеты "снарядом" с сейсмодатчиками, которые представляют собой кремниевую пластину площадью 2 кв. см. С помощью этих датчиков будут записываться вибрации "снаряда" при движении в толще породы. Таким способом планируется найти подземные водохранилища, если таковые есть на Марсе.

В работе над сейсмодатчиками Marsquake ("марсотрясение") принимают участие специалисты из Великобритании, США, Франции и Швейцарии.

Испытание тактической ПРО США завершилось неудачно

Очередное испытание систем тактической противоракетной обороны (ПРО), создаваемой на базе зенитно-ракетного комплекса Patriot-3, завершилось неудачно.

Представители оборонного ведомства США сообщили, что первая ракета, которая стартовала с полигона на тихоокеанском атолле Кваджалейн, поразила учебную цель, однако пуск второй ракеты-перехватчика по не установленным пока причинам осуществить не удалось v передает ИТАР-ТАСС. Ракета-перехватчик должна была поразить баллистическую ракету Minuteman, стартовавшей с острова Уэйк в 1125 километрах от Кваджалейна.

Полетные испытания Patriot-3 проводятся уже 5 лет, и эта система считается одной из самых перспективных среди всех средств ПВО и ПРО, разрабатываемых Соединенными Штатами. Она предназначена для защиты подразделений войск США и их союзников от баллистических ракет средней дальности, самолетов и крылатых ракет противника.

В то же время Patriot-3" сможет обеспечивать прикрытие лишь небольшой территории: для защиты крупного города потребовалось бы сразу несколько таких комплексов. Его предыдущую версию v Patriot v создала компания Raytheon. Нынешнюю разрабатывает корпорация Lockheed Martin. В период войны в районе Персидского залива установки Patriot использовались для поражения иракских LСкадов¦.

Ранее министерство обороны США собиралось начать серийное производство Patriot-3 еще в конце 2001 г., однако из-за ряда неудачных пусков планы существенно изменились. По оценкам экспертов, теперь оперативное развертывание этих комплексов может произойти лишь через пару лет, когда завершится программа полетных испытаний. Специалисты также полагают, что модернизированная версия Patriot-3, которая сможет стать составным элементом системы национальной ПРО США, будет разработана в лучшем случае к концу десятилетия.