6 июня 2002 г.

Зонд Mars Odyssey наращивает усилия по поиску воды на Марсе

Чем дышат марсиане?

Американские ученые собираются проверить теорию относительности с помощью МКС

Ковер-самолет в невесомости на борту Ил-76

Годзиллы микромира - частицы "темной материи"?

"Шаттл" Endeavour наконец-то отправился к МКС

Сегодня 6 июня в 1:22 по московскому времени (или 5 июня 17:22 по местному времени) на космодроме на мысе Канаверал состоялся запуск "шаттла" Endeavour. Шестидневные проволочки с погодой, с неисправными клапанами закончились, и Endeavour отправился к МКС.

На его борту новый долговременный экипаж стации (Валерий Корзун, Пегги Уитсон и Сергей Трещев), модуль материально технического снабжения Leonardo, в котором находится 2,5 тонны грузов для МКС, в том числе 680 кг научного оборудования, и мобильная платформа для робота-манипулятора станции (астронавты "шаттла" должны будут смонтировать ее на МКС).

Кроме сменного экипажа на борту "шаттла" находятся командир экспедиции Кеннет Кокрелл (Kenneth Cockrell), пилот Пол Локхарт (Paul Lockhart), бортинженер Фрэнклин Чанг-Диаз (Franklin Chang-Diaz) - это седьмой его полет в космос, и французский астронавт Филипп Перрен (Philippe Perrin). Двое последних выполнят три выхода в открытый космос для ремонта установленного на МКС робота-манипулятора Canadarm2, монтажа мобильной платформы и другого оборудования.

На обратном пути места в "шаттле" займут нынешние обитатели МКС Юрий Онуфриенко, Дэниэл Бурш (Daniel Bursch) и Карл Уолц (Carl Walz), который работают на орбите с 5 декабря 2001 г. Если бы Endeavour взлетел с первой попытки в прошлый четверг, то они вернулись бы на землю 11 июня и Буршу и Уолцу не удалось бы побить американский рекорд длительности одного космического полета, который принадлежит Шеннон Люсид (в 1996 году ее полет на российскую станцию "Мир" продолжался 188,4 дня, а у Бурша и Уолца было бы только 187 дней 19 часов). Однако почти недельная задержка с запуском "шаттла" автоматически делает их рекордсменами, так как теперь они вернутся на землю не раньше 17 июня.

Предполагается, что новый пятый по счету долговременный экипаж МКС проведет на станции 135 дней и вернется домой в октябре этого года.

"Морской старт" отошел от причала и взял курс на точку запуска

4 июня плавучая платформа Odyssey и командное судно Sea Launch ("Морской старт") отошли от причала порта Лонг-Бич и отправились к месту очередного космического запуска в Тихом океане к югу от Гавайский островов. Им предстоит преодолеть расстояние в 4,5 тысячи км и встать в точку на экваторе с координатой 154 градуса западной долготы.

Здесь балластные емкости платформы будут заполнены водой, чтобы она заняла устойчивое положение в океане. Ракета "Зенит" с телекоммуникационным спутником Galaxy IIIC (его вес 4850 кг) будет установлена в вертикальное положение, и 15 июня состоится запуск. Ракета должна вывести его на переходную геосинхронную орбиту, после чего спутник с помощью собственного двигателя должен выйти на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км, где он и будет обеспечивать работу систем спутниковой связи в США и в Латинской Америке.

Спутник Galaxy IIIC принадлежит компании PanAmSat. Она уже один раз пользовалась "Морским стартом" для запуска своего спутника. Это было в июле 2000 г., тогда на орбиту был выведен спутник связи PAS-9.

Планета вулканов раскрывает секреты

Обработка снимков спутника Юпитера Ио, полученных автоматической исследовательской станцией НАСА "Галилео", позволила существенно уточнить картину вулканических и тектонических процессов, происходящих на Ио - самом вулканически активном небесном теле среди планет Солнечной системы. "Галилео" с 1995 года находится на орбите вокруг Юпитера. 5 ноября этого года аппарат в последний раз пройдет в непосредственной близости от одного из малых спутников Юпитера - Амальтеи, после чего в сентябре 2003 года погрузится в неизведанные пучины атмосферы планеты-гиганта. Во время прохождения вблизи Амальтеи проведение съемки спутника не планируется.

В январе этого года станция в последний раз прошла в непосредственной близости от ближайшего галилеевского спутника Юпитера - Ио, однако получить изображения не удалось, поскольку воздействие мощных радиационных поясов планеты временно вывело аппаратуру зонда из строя как раз во время прохождения вблизи Ио. Последние детальные снимки поверхности одного из наиболее загадочных спутников планеты - Ио - были получены во время двух прохождений "Галилео" во второй половине 2001 года. После обработки полученных данных удалось составить более полное и целостное представление об активных вулканических процессах, происходящие на ней.

Инфракрасные снимки, полученные в 2001 году "Галилео", позволили открыть 13 новых действующих вулканов на поверхности Ио. Тем самым их общее число, известное нам, достигло 120, причем 74 из них были открыты с помощью "Галилео". Вулканы на Ио значительно отличаются друг от друга по характеру извержений, однако последние данные свидетельствуют о неожиданно широком распространении как гигантских выбросов, так и "озер" из расплавленной лавы. На снимке в левом верхнем углу показан участок поверхности Ио, на котором были открыты 9 доселе неизвестных вулканов. Инфракрасный снимок этого участка, расположенный справа, служит своего рода температурной картой этого региона. Слева - снимок, полученный с "Галилео".

Снимки высокого разрешения, полученные аппаратом во время сближения с Ио 16 октября 2001 года (один из снимков, на котором запечатлен вулканический массив Локи), уже позволили ученым установить связь между вулканической деятельностью и процессами горообразования. Тектонические процессы на Ио значительно отличаются от протекающих на Земле - на Ио преобладает вертикальная динамика. Лава поднимается из глубин и растекается по поверхности. Более древние слои застывшей лавы постепенно покрываются новыми, сжимаются и, в конце концов, трескаются, а образующиеся при этом разломы способствуют горообразованию. Разломы также дают лаве новые пути для выхода на поверхность, в результате чего процессы образования гор и вулканов взаимно обусловливают друг друга.

Зонд Mars Odyssey наращивает усилия по поиску воды на Марсе

На этой неделе зонд Mars Odyssey, который находится на орбите Марса с октября прошлого года, ввел в строй последнее незадействованное оборудование. На нем была развернута 6-метровая мачта, на конце которой находится датчик гамма-спектрометра. Процедура заняла около 10 минут. Этот датчик вынесен на мачте за пределы зонда, чтобы минимизировать искажения гамма-излучения Марса со стороны оборудования зонда. На самом зонде установлено еще два прибора гамма-спектрометра: нейтронный спектрометр и детектор высокоэнергетичных нейтронов.

В течение последних месяцев, пока мачта с детектором была еще в сложенном состоянии, с помощью гамма-спектрометра удалось обнаружить на Марсе область в окрестностях южного полюса, где, как предполагается, непосредственно под поверхностью располагаются породы, богатые обычным "водяным" льдом.

После разворачивания мачты с детектором чувствительность гамма-спектрометра и точность его измерений должны заметно повыситься и с его помощью можно будет найти под поверхностью Марса не только водород, но и железо, алюминий, калий, хлор, торий и уран.

Теперь, когда все научное оборудование зонда Mars Odyssey готово к активной работе, начнется этап составления карты распределения химических веществ по поверхности Марса, который займет несколько лет.

Чем дышат марсиане?

Как известно, на май 2003 года запланирован запуск беспилотного космического аппарата "Бигл-2", основной задачей которого станет поиск следов жизни на Марсе в прошлом или настоящем, а также подтверждение факта наличия под поверхностью планеты замерзшей воды. Однако, успех миссии во многом будет зависеть от установленного на борту оборудования, проверить работоспособность которого на Земле не так-то просто.

Дело в том, низкие температуры, давление и атмосферу, свойственную Красной планете смоделировать достаточно сложно. Однако, исследователям из британского Университета Лестера (Leicester University) удалось сконструировать необычный прибор, который, имея размеры, сопоставимые с размерами обычного настольного компьютера, способен с достаточно высокой степенью точность воссоздать условия марсианской атмосферы.

Как передает Ananova.com, этот прибор будет применен для тестирования работы всего оборудования аппарата "Бигл-2", а также для проверки работоспособности устройств, которые будут создаваться в будущем. Для своей работы имитатор марсианской среды используется жидкий азот. Примечательно, что прибор способен поддерживать более низкое давление, чем в реактивных самолетах, летящих на максимальной высоте.

Американские ученые собираются проверить теорию относительности с помощью МКС

Исследователи Университета Индианы в Блумингтоне собираются провести на борту МКС ряд исследований, которые позволят проверить и уточнить теорию относительности, предложенную в свое время Альбертом Эйнштейном, сообщает CNN.com.

"Я не думаю, что можно будет полностью опровергнуть теорию Эйнштейна, так как она вне всякого сомнения чрезвычайно точна. - считает доктор Алан Костелецки (Alan Kostelecky), профессор физики Университета Индианы. - Вопрос в том, нельзя ли слегка уточнить ту ее часть, которая касается свойств пространства и времени".

Согласно специальной теории относительности, предложенной Эйнштейном в 1905 году, законы физики и скорость света всегда одинаковы для наблюдателя, движущегося с постоянной скоростью, однако новейшие разработки в области гравитации и физики частиц позволяют предположить, что в космосе теория Эйнштейна может оказаться неверной.

Именно эти предположения и намерены проверить американские ученые, отправив на МКС атомные часы и затем сравнив их показания с атомными часами, находящимися на Земле. "Наблюдая за точнейшими часами, замечательно работающими в условиях невесомости, мы сможем обнаружить малейшие изменения в их ритме, могущие появиться в результате движения космической станции вокруг Земли".

По мнению Костелецки, если удастся обнаружить такие изменения, и они не совпадут с расчетными, это может стать свидетельством того, что законы природы могут базироваться на фундаментальных теориях, отличающихся от специальной теории относительности или дополняющих ее.

Ковер-самолет в невесомости на борту Ил-76

На прошлой неделе принадлежащий Росавиакосмосу самолет Ил-76, на котором космонавты проходят "курсы невесомости", участвовал в съемках клипа известного в Бразилии поп-певца Лулу Сантоса. Свою песню "Todo Universo" он исполнял в невесомости, пока самолет летал по параболической траектории.

По сценарию Сантос должен был бы во сне летать на кровати, а рядом должна была парить тумбочка. Но быстро выяснилось, что заставить крупные предметы двигаться в невесомости так, как нужно, довольно затруднительно. Поэтому от громоздкого реквизита отказались, и в клипе фигурировал только летающий коврик. Правда, этот "ковер-самолет" летал в импульсном режиме, и каждый такой полет длился секунд 25, именно столько длится каждый сеанс невесомости на борту Ила.

В съемках клипа участвовал бразильский оператор, но так как неизвестно было, как он отреагирует на невесомость, то на всякий случай наняли еще и российского оператора из Звездного городка, который имеет богатый опыт таких съемок. Он снимал резервную копию фильма. Все съемки были проведены за полтора часа полета, и вчера готовый ролик с клипом уже демонстрировали на бразильском телеканале MTV Brazil.

Организацией полета и съемок занималась компания Incredible Adventures, которая также предлагает клиентам полеты на российских истребителях МиГ, аттракционы на тренажерах для космонавтов и прочие развлечения для любителей острых ощущений.

Годзиллы микромира - частицы "темной материи"?

Современные физики пришли к заключению, что большая часть вещества во Вселенной существует в форме так называемой "темной материи", которую невозможно увидеть непосредственно; без этого допущения объяснить особенности движения галактик никак не удается. На данный момент наиболее подходящими кандидатами на роль кирпичиков, из которых состоит "темная материя", являются частицы с массой от 50 до 100 масс протона под названием WIMP (weakly interacting massive particles - слабо взаимодействующие массивные частицы). Правда, зарегистрировать нечто подобное ни одному физику пока что не удалось.

Это, в свою очередь, может быть объяснено тем, что WIMP-частицы, по определению, с обычной материей взаимодействовать не стремятся. Либо "темная материя" состоит из чего-то иного. Это "иное" было предложено в 1999 году сотрудником Института Энрико Ферми (Enrico Fermi Institute) в Чикаго Эдвардом Колбом (Edward Kolb) и его коллегами. Гигант микромира под названием Wimpzilla (по аналогии с монстром из другой сферы человеческого творчества - киношным ужасом Годзиллой) имеет массу, в 10 миллиардов раз превышающую массу простой WIMP-частицы. "Вимпзиллы" должны были образоваться сразу после "Большого взрыва". Если физикам на этот раз повезет и окажется, что "вимпзиллы" существуют на самом деле, они помогли бы объяснить еще одну загадку: откуда к нам приходят космические лучи сверхвысокой энергии?

Такие космические лучи непрерывно бомбардируют нашу Землю. Их энергии слишком велики, чтобы они могли приходить к нам из глубин сверхдальнего космоса, а в космических окрестностях Солнечной системы астрофизики никак не могут подыскать ни одного потенциального их источника.

Решение загадки нашли Паскуаль Блази (Pasquale Blasi) из итальянской астрофизической обсерватории Арчетри (Arcetri Astrophysical Observatory) во Флоренции и Райнер Дик (Rainer Dick) из канадского Университета Саскачевана (Saskatchewan). Они предположили, что частицы с ультравысокими энергиями могут образовываться при аннигиляции либо при распаде "вимпзилл". А поскольку темная материя должна иметься и в нашей Галактике, такие частицы могли бы без труда достигать нашей планеты. И если обнаружить WIMP-частицы практически невозможно, с их более тяжелыми сородичами дело обстоит проще. Если космические ливни с ультравысокими энергиями генерируются "вимпзиллами", они должны состоять по большей части из фотонов, а не из протонов и ядер атомов. А этот факт вполне поддается экспериментальной проверке.

С помощью детекторов космических лучей нового поколения, таких, как детектор Обсерватории им. Пьера Оже (Pierre Auger Observatory) в Аргентине, а также обсерватории, которую планируется развернуть на Международной космической станции, ученые планируют заглянуть в центральные области нашей Галактики. Если г-н Блази и его единомышленники не ошибаются, гамма-лучи сверхвысокой энергии приходят к нам из ее центра, где "вимпзиллы" должны иметься в изобилии. Это может совершить революцию в наших представлениях о фундаментальных принципах строения материи, заявляют исследователи.