14 июня 2002 г.

"Морской старт" готовится к запуску

На МКС прибыла герметичная камера с перчатками

Ракета Atlas 3 получила нового клиента

13 астероидов когда-то были одним куском

Астрономы из Юго-западного исследовательского института провели компьютерное моделирование траекторий движения кластера астероидов Karin, который находится в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Точнее, исходя из нынешних параметров орбит, они отмотали время назад и определили, что 5,8 млрд лет назад эти 13 астероидов двигались как единое целое. Тогда это был астероид размером около 24 км в поперечнике. Но потом он столкнулся с каким-то другим астероидом и раскололся на фрагменты. Самый крупный фрагмент - астероид Karin - имеет в длину около 17,5 км, по его имени и был названо скопление астероидов, движущихся приблизительно по одной и той же орбите.

Нельзя сказать, что произошедшее 5,8 млрд лет назад столкновение было каким-то редким явлением. Таких столкновений между астероидами на протяжении миллиардов лет существования солнечной системы было множество. Плодами этих столкновений заполнен весь пояс астероидов. Наверное, все астероиды, которые там находятся, являются обломками произошедших миллиарды или миллионы лет назад столкновений с другими космическими камнями. И теперь в поясе астероидов по орбитам вокруг солнца движутся и булыжники размером в несколько сотен километров и мелкие сантиметровые камешки.

Сложность исследования подобных столкновений состоит в том, что произошли они миллионы, сотни миллионов и даже миллиарды лет назад, и за это время следы столкновений сгладились от эрозии и новых ударов других астероидов.

Прототип марсианского самолета проходит испытания на Земле

Прототип летательного аппарата, которому предстоит стать первым марсианским самолетом, 1 июня поднялся в небо (пока еще Земли) в окрестностях международного аэропорта Денвера, США.

Аппарат создан инициативной исследовательской группой компании Equinox Interscience. Размах его крыльев - 2,4 метра; он выполнен по схеме "летающее крыло" и призван доказать стабильность и управляемость подобной конструкции, а также ее способность совершать посадку с практически нулевой скоростью. Аппарат не имеет характерного хвостового оперения - вместо него управление планером осуществляется с помощью двух отклоняемых поверхностей.

Если испытания увенчаются успехом, следующим шагом станет создание модели с размахом крыльев 6,4 метра. Аппарат, которому суждено будет отправиться на Марс, будет иметь надувные крылья размахом почти 20 метров и приводиться в действие с помощью энергии, вырабатываемой солнечными батареями, размещенными на плоскостях крыльев. К числу достоинств схемы "летающее крыло" с наполняемыми газом крыльями, помимо хорошей управляемости, относятся удобство транспортировки аппарата в ограниченном объеме и простота его подготовки к полету.

Марсианский самолет (точнее, моторный планер) предназначен для проведения на планете целого комплекса научных, в первую очередь, астробиологических экспериментов. Он сможет при необходимости производить посадку на поверхность для тщательного исследования объектов, выявленных в полете и представляющих особый научный интерес. Предполагается, что он будет использоваться для доставки миниатюрных самодвижущихся роботов, в том числе устройств, способных "вгрызаться" в грунт и "проползать" в пещеры и другие полости в грунте. Для старта с поверхности аппарат будет оснащен складывающимся пропеллером. Планируется также использовать его в качестве мобильной электростанции и с помощью энергии, вырабатываемой его огромными солнечными батареями, производить подзарядку исследовательской аппаратуры и приборов.

Летательный аппарат будет оснащен высокоинтеллектуальной системой управления, способной автономно выбирать маршрут полета с учетом ветров, восходящих потоков и других атмосферных условий. Важнейшую роль в успехе проекта должна сыграть автоматическая система посадки нового поколения, способная к самообучению и учету характера местности, самостоятельному выбору наиболее интересных в научном плане объектов исследования и правильному реагированию в непредвиденных обстоятельствах.

В настоящее время НАСА еще не приняло окончательного решения об исследовании Марса с помощью автономного летательного аппарата-робота, однако ряд подразделений агентства, в том числе исследовательские центры Эймса и Гленна, центр в Лэнгли и лаборатория реактивного движения разрабатывают подобные проекты. Кроме того, в рамках программы НАСА Mars Scout финансировалась проработка одного из подобных проектов; Венди Кальвин (Wendy Calvin) из университета штата Невада в г. Рено предложил проект KittyHawk. В его рамках предполагается отправить в марсианский каньон Valles Marineris множество крошечных надувных планеров. Принятие решения по программе Mars Scout намечено на конец этого года; старт ориентировочно запланирован на 2007 год.

Астрономы открыли планетарную систему, сходную с Солнечной

Американские астрономы в четверг сообщили об открытии новой планетарной системы, схожей по своему строению с Солнечной, сообщает CNN.

По словам первооткрыватели новой системы Джефри Марси (Geoffrey Marcy) и Пола Батлера (Paul Butler), ее 15 планет вращаются вокруг звезды 55 Cancri в созвездии Рака по круговым орбитам, в то время, как большинство из 70 планет, обнаруженных ранее вне пределов Солнечной системы, вращаются вокруг своих звезд абсолютно беспорядочно. Звезда 55 Cancri находится на расстоянии 41 светового года от Земли.

Одна из открытых планет совершает полный оборот вокруг своей звезды за 15 лет, что примерное соответствует циклу Юпитера, который совершает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет. Однако масса этой планеты примерно в четыре раза превышает массу Юпитера, кроме того, она движется по более вытянутой орбите.

Исследователи отмечают, что орбита этой планеты достаточно стабильна для того, чтобы на ней возникли предпосылки появления живых организмов.

"Конечно, мы не нашли планетарную систему, аналогичную Солнечной, где бы планеты двигались по круговым орбитам и масса их была бы сравнима хотя бы с массой Юпитера. Однако мы приближаемся все ближе к подобному открытию", - заявил Пол Батлер.

"Морской старт" готовится к запуску

Плавучая платформа Odyssey и командное судно Sea Launch уже прибыли к месту очередного запуска, которое находится в Тихом океане на экваторе в точке с координатой 154 градуса западной долготы.

Сам старт должен состояться завтра в субботу в 22:39 по Гринвичу (в Москве будет уже воскресенье 16 июня 2:39). Ракета "Зенит" должна вывести на переходную геосинхронную околоземную орбиту спутник связи Galaxy 3C.

Ракета установлена на плавучей платформе Odyssey, которая в свое время была переделана из норвежской нефтяной платформы. Напомним, что предыдущий космический запуск с этой платформы состоялся в мае 2001 г. Запуск спутника Galaxy 3C должен был состояться еще в июле прошлого года, но он был отложен из-за того, что пришлось проводить модернизацию спутника.

На МКС прибыла герметичная камера с перчатками

Прилетевший на МКС "шаттл" Endeavour доставил туда модуль материально технического снабжения Leonardo с самыми разными грузами для станции общим весом около 2500 кг, из них 680 кг приходится на научное оборудование. В числе этого оборудования есть такая полезная вещь как перчатки, которые защищают руки экспериментаторов от вредных воздействий. Правда, это не обычные защитные перчатки. Они составляют единое целое с герметичной камерой, в которой астронавты и будут проводить эксперименты.

Вся эта установка вместе с перчатками называется Microgravity Science Glovebox (MSG). Работать с ней очень просто. Есть герметичная алюминиевая камера объемом 255 литров с прозрачным окном. Внутрь этой камеры уходят перчатки, раструбы которых закреплены в круглых отверстиях на стенках на передней панели и по бокам. Для работы внутри камеры нужно просто вдеть руки в перчатки. Так что и сам экспериментатор и помещение станции будут отделены от тех веществ и образцов, с которыми будут проводиться эксперименты.

Предполагается, что в этих перчатках обитатели МКС будут заниматься экспериментами с различными материалами, жидкостями, биологическими культурами, не опасаясь, что все это в условиях невесомости может разлететься по всей станции. В этой же камере планируется проводить небольшой ремонт и сервисное обслуживание оборудования, если эти операции требуют контролируемой рабочей среды.

Систему MSG с перчатками установят в числе прочего оборудование в лабораторном модуле Laboratory. Первый эксперимент в ее камере проведут во время экспедиции-посещения в октябре 2002 г. Тогда прилетевший на станцию на корабле "Союз" бельгийский астронавт Фрэнк Де-Винн (Frank De Winne) выполнит в ней 4 разных эксперимента, во время которых будут исследоваться процессы кристаллизации протеинов и цеолитов, свойства жидкостей и процессы окисления.

Ракета Atlas 3 получила нового клиента

Буквально на днях NASA выбрало ракету Atlas 3 для доставки в космос исследовательского зонда Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), который должен отправиться к Марсу в 2005 году. Отметим, что в первой ступени этой ракеты стоит российский ракетный двигатель РД-180.

А теперь у ракеты Atlas 3 появился новый коммерческий клиент - ее услуги понадобились для вывода на орбиту спутника, который будет обслуживать системы мобильной связи на территории Японии и Южной Кореи. Старт назначен на конец 2003 года. Спутник называется MBSAT, он принадлежит японской компании Mobile Broadcasting Corp. Он будет использоваться для доставки видео, звука и обычных данных мобильным клиентам, в том числе на сотовые телефоны.