17 июня 2002 г.

"Морской старт" отправил на орбиту спутник Galaxy 3C

Шаттл Endeavour отстыковался от МКС и начал снижаться

Проект Миллса: концепция новой ракеты, бредовые идеи или будущее топливной энергетики?

Солнечно-электрический двигатель полетит к Луне и вокруг Солнца

"Шаттл" Endeavour может задержаться на орбите из-за плохой погоды

Программная заплатка для руки робота-манипулятора на МКС

"Морской старт" отправил на орбиту спутник Galaxy 3C

В субботу 15 июня в 22:39 по Гринвичу (в Мосве было уже 16 июня 2:39 ночи) посреди Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154 градуса западной долготы с платформы "Морской старт" был произведен запуск ракеты "Зенит".

На ее борту на орбиту отправился мощный спутник связи Galaxy 3C. Сам старт и вывод спутника на орбиту прошли без проблем, и через час после запуска спутпик отделился от разгонного блока ракеты и оказался на заданной переходой орбите. В течение ближайших двух недель спутник Galaxy 3C с помощью собственного двигателя выйдет на геостационарную круговую орбиту высотой 36 тыс. км.

Напомним, что предыдущий запуск с плавучей платформы состоялся в мае прошлого года. Такой перерыв объясняется тем, что при подготовке спутника Galaxy 3C к полету выявились его конструктивные недостатки, точнее они были обнаружены в спутнике, созданном на такой же платформе. И на исправление этих дефектов ушло немало времени.

Шаттл Endeavour отстыковался от МКС и начал снижаться

В субботу шаттл Endeavour расстыковался с Международной космической станцией. Он доставит на Землю экипаж четвертой экспедиции на МКС во главе с российским космонавтом Юрием Онуфриенко.

Как сообщили РИА "Новости" в российском Центре управления полетами, после расстыковки шаттл совершит облет станции и начнет снижение. Как ожидается, он приземлится 17 июня во Флориде на космодроме на мысе Канаверал.

Тем временем к вахте на МКС приступила пятая экспедиция во главе с 49-летним россиянином Валерием Корзуном. В состав экипажа входит также американский астронавт-биохимик Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и 43-летний российский космонавт, инженер РКК "Энергия" Сергей Трещев. Они пробудут на станции 4,5 месяца.

Если NASA удастся осуществить концепцию новой ракеты, то это не только позволит человеку летать в дальний космос, но и изменит наши понятия о топливной энергетике.

Космическое агентство финансирует изучение двигателя, основанного на новой концепции структуры водорода. Это главная идея "Великой объединенной теории" (Grand Unified Theory) исследователей из Нью-Джерси, которая не раз подвергалась жесткой критике со стороны физиков и других ученых. NASA финансирует профессора Rowan University Энтони Дж. Марчиза, специализирующегося в области реактивных двигателей. Профессор участвует в исследованиях, создании и испытаниях ракеты BlackLight на основе водородного двигателя.

"Не позволяйте вашим предубеждениям препятствовать вашим идеям", таков девиз исследовательской группы, который опубликован на их сайте в Интернет. Группа считает своей миссией нахождение "великих и революционных концепций новых архитектур и систем".

Рэндел Миллс, медик, получивший образование в Гарвардском университете, более десяти лет отстаивает свою точку зрения о том, что электроны являются не непредсказуемыми "облачками", какими их представляет квантовая теория, а достаточно определенными формациями по структуре схожими с пузырьками, которые он называет "орбитосферами", обволакивающими атомы. В таком простом атоме как водород, состоящем только из одной частицы этот пузырек может быть сжат и уменьшен настолько, что он выходит за пределы видимости, утверждает Миллс. В таком случае, этот пузырек высвобождает содержащуюся в нем предельную энергию в крайне ультрафиолетовом либо черном спектрах.

Он называет водород с уменьшенной энергией термином "гидрино" и специально создал компанию под названием Black Light (Черный свет) для того чтобы провести исследования, доказывающие эту концепцию.

Проблема заключается в том, что водород является наиболее исследованным атомом и ведущие физики далеко не уверены в том, что Миллс обнаружил нечто такое, что ускользнуло от внимания других исcледователей. Общеизвестно, что хотя орбиту электрона в атоме водорода можно увеличить до определенной степени, её нельзя понизить ниже определенного уровня, который называется "уровнем земли". Несмотря на это, Миллс утверждает, что его гидрино есть ничто иное как атом водорода с орбитой электрона ниже "уровня земли".

Несмотря на то, что ученое сообщество считает гидрино Миллса бредовыми идеями и научным шаманством, профессор не сдается. Он считает, что в данный момент сообщество не готово принять его новаторские идеи.

В отличии от ученых, NASA не только верит в идеи Миллса, но и финансирует его проект. Время покажет, кто был прав. Остается только ждать...

Солнечно-электрический двигатель полетит к Луне и вокруг Солнца

Разработкой ракетных двигателей на нехимическом топливе сейчас занимаются не только в NASA, но и в Европейском космическом агентстве. Один такой двигатель - на ионной тяге - уже работает на европейском спутнике Artemis. Причем изначально предполагалось, что этот двигатель будет экспериментальным, и программой полета предусматривались только его испытания, но ему пришлось работать по настоящему.

Из-за неполадок в работе ракеты-носителя спутник Artemis не смог выйти на заданную орбиту. Его орбита оказалась вдвое ниже расчетной, но так как спутник этот весьма недешев, решено было выводить его на нужную орбиту с помощью его собственных двигателей. Подъем орбиты проводился в несколько этапов, и на первый порах работал основной жидкотопливный двигатель. Когда же спутник был выведен на круговую орбиту, которая, правда, ниже расчетной, топливо решили поэкономить, ведь спутнику работать в космосе еще 15 лет. Поэтому включили ионный двигатель. Тяга у него небольшая, но вот уже несколько месяцев он медленно и верно поднимает орбиту спутника. Так что испытания у европейского ионного двигателя получились боевыми.

Аналогичный двигатель, который преобразует энергию солнечного света в электричество с помощью солнечных панелей, а потом это электричество использует для ионизации газа в ионном двигателе, будет установлен на зонде SMART-1. Этот зонд в начале 2003 г. отправится к Луне, и его ионный двигатель будет использоваться для выхода на орбиту Луны. В программе этого полета предусмотрены испытания метода маневрирования, с использованием ионного двигателя и гравитационной силы Луны. Если все пройдет успешно, то аналогичную методику используют во время экспедиции к Меркурию.

Кроме того, европейский ионный двигатель будет установлен на зонде Solar Orbiter, который отправится исследовать Солнце в 2003 г. Этот зонд включит ионный двигатель, чтобы выйти из плоскости солнечной системы и перейти на полярную околосолнечную орбиту. С этой орбиты он будет исследовать процессы, происходящие в высоких широтах Солнца.

"Шаттл" Endeavour может задержаться на орбите из-за плохой погоды

По плану "шаттл" Endeavour должен совершить посадку на мысе Канаверал во Флориде сегодня в 12:59 по местному времени (20:59 мск). Однако в это время в радиусе 37 км от места посадки ожидаются дожди, а в таких условиях "шаттлы" не сажают. Предусмотрена еще одна попытка после совершения еще одного витка вокруг Земли - в 14:36 по местному времени, но метеорологи не обещают, что тучи к этому времени разойдутся, к ним могут добавиться еще и грозы.

Если сегодня обе попытки посадки на мысе Канаверал не состоятся, то возвращение Endeavour на Землю будет отложено на сутки. Сажать его в Калифорнии на базе Эдвардс руководство NASA пока не хочет, так как этот "шаттл" нужно будет спешно готовить к следующему полету, который состоится в октябре, а перевозка "шаттла" из Калифорнии во Флориду через всю страну обычно занимает много времени.

Так что время пока есть, топлива в баках достаточно, поэтому Endeavour постараются посадить на мысе Канаверал. NASA намерено ждать хорошей погоды до среды.

Программная заплатка для руки робота-манипулятора на МКС

С установленным на МКС канадским роботом-манипулятором Canadarm2 было уже немало проблем. Починке его руки был недавно посвящен специальный выход в открытый космос астронавтов "шаттла" Endeavour. Теперь возникли проблемы с подачей электричества от новой платформы для этого робота. Но в данном случае, по заявлению Канадского космического агентства, которое курировало создание этого робота-манипулятора, нормальной работе мешают неполадки в программном обеспечении. Канадские программисты считают, что для решения данной проблемы, достаточно будет установить в компьютер робота специальную программную заплатку. Ее разработкой они сейчас и занимаются.

Предполагается, что заплатка будет готова в течение ближайших двух недель. И тогда испытания руки робота, которая в первый раз сможет сама "уйти" с модуля Destiny на мобильную платформу, установленную на ферме, можно будет провести где-то в районе 1 июля.