Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

2 июля 2002 г.

Содержание

Из-за лунного камня разгорелась судебная тяжба

Ракета Ariane 5 готовится к новому запуску

"Боинг X-45" займется радиоэлектронной борьбой

Черные дыры не такие уж тяжелые?

На Международную космическую станцию завезут пиво

Началась разработка ионного двигателя нового поколения

Земляне исследуют марсианскую пыль

Американский военный метеоспутник наконец-то починили



Из-за лунного камня разгорелась судебная тяжба

Этот камешек размером с ноготь и весом 1,142 грамма по оценкам коллекционеров может стоить порядка 5 миллионов долларов. Его доставил на Землю с Луны в 1972 г. экипаж Apollo 17, последнего пилотируемого корабля побывавшего там. После чего начались приключения этого камня. Его поместили в этот прозрачный контейнер и снабдили соответствующей биркой, а в 1973 г. президент США Никсон подарил его правительству Гондураса.

Потом в Гондурасе сменилось несколько диктаторов, и камень исчез. Но не навсегда. Каким-то образом он попал к некоему Алану Розену, который в свое время вел бизнес в Гондурасе. В 1998 году камень у Розена конфисковали, чтобы по решению суда вернуть его в Гондурас. Камень прошел экспертизу в NASA, и там подтвердили его подлинность. Возраст этого камня составляет около 3,9 млн лет, то есть он попал на Луну гораздо позже ее образования как фрагмент какого-то метеорита.

Розен заявил суду, что купил камень в 1995 г. в Гондурасе у какого-то отставного полковника, которому его подарил очередной гондурасский диктатор. Этот полковник просил за камень 1 млн дол., но Розен согласился заплатить только 50 тыс. дол., и сделка состоялась. Но выгодно перепродать камень Розену не удалось. Он поместил объявление о продаже на одном Web-сайте, а когда он попытался положить его в сейф в банке, агенты ФБР конфисковали камень, как краденое имущество. Теперь Гондурас требует возврата камня как вещи, принадлежащей правительству и народу страны.


Ракета Ariane 5 готовится к новому запуску

На космодроме Куру во Французской Гвиане сейчас полным ходом идет подготовка к очередному запуску мощной ракеты Ariane 5. Старт должен состояться 5 июля с 20:21 до 21:18 по местному времени. На борту этой ракеты находятся два телекоммуникационных спутника - Stellat 5 и N-STAR.

Первый из них принадлежит французской компании Stellat. Он первым отделится от ракеты и выйдет на переходную геостационарную орбиту. С помощью собственного двигателя он выйдет на геостационарную орбиту с координатой 5 градусов западной долготы над экватором, откуда и будет поддерживать работу системы двустороннего широкополосного Internet-доступа на большей части территории Европы, в Северной и Южной Америке, в Африке, на Ближнем Востоке и части территории Азии. Стартовый вес спутника - 4100 кг, он построен на базе платформы Spacebus 3000 B3 компанией Alcatel Space Industries.

Второй спутник - N-STAR - построен компанией Lockheed Martin/Orbital для японского оператора мобильной связи компании NTT DoCoMo. Он расположится на орбите с координатой 136 градусов восточной долготы и в течение 10 лет будет обеспечивать работу систем мобильной телефонной связи и служб передачи информации на территории Японии и в прилежащих к ней районов. Стартовый вес спутника N-Star - 1625 кг. Он построен на базе стандартных платформ STAR-1 и STAR-2 производства компании Orbital.


"Боинг X-45" займется радиоэлектронной борьбой

ВВС США пересмотрели перечень требований к беспилотному боевому самолету, разрабатываемому корпорацией "Боинг". Теперь одной из базовых задач, решаемых X-45 на поле боя, станет проведение электронных атак.

Подобная переоценка приведет к тому, что беспилотный боевой аппарат Block 10 UCAV, которым должен стать со временем "Боинг X-45", сможет взять на себя функции, решаемые самолетами EA-6B Prowler ВМС США и корпуса морской пехоты.

Пересмотр боевых задач X-45 отражает настойчивое стремление Пентагона определить магистральный путь ведения радиоэлектронной борьбы со все более изощренными средствами ПВО, уже представленными на мировом рынке вооружений. К таковым относятся системы SA-10, SA-12 и SA-20 российского производства, а также модификации более старых ракетных систем, оснащаемых цифровыми системами управления. Еще одна причина проволочек с принятием окончательного решения - стремление понять, каким образом возможно обеспечить эффективную сетевую работу различных средств ведения радиоэлектронной борьбы, состоящих на вооружении у Пентагона.

Теперь предполагается, что UCAV сможет не только сбрасывать бомбы, как изначально планировалось, но и подавлять с помощью систем РЭБ, размещаемых в бомбовом отсеке, радары, средства связи и другие высокочастотные радиосигналы противника. При этом первые 12 машин должны быть ориентированы на подавление средств ПВО.

По мнению Стивена Кембона (Stephen Cambone), ведущего сотрудника секретариата Дональда Рамсфилда, срочность принятия подобного решения связана с тем, что за последний год моральное устаревание машин Prowler стало слишком уж нетерпимым.

Тем временем инженеры "Боинга" продолжают ломать головы над тем, как изменение класса боевых задач должно отразиться на конструкции UCAV. Если форма его, по всей видимости, не претерпит значительных изменений, размеры и энергопотребление могут существенно возрасти. Излучатель UCAV будет узконаправленным и сможет концентрировать всю мощность на подавлении района расположения выбранной цели, либо конкретного радара. Узконаправленный луч позволит также обеспечить защиту от ракет ПВО, самонаводящихся на источник помех. Рассматривается возможность комплексного применения беспилотных самолетов, при которой на небольшой их части располагаются приемники сигналов, в то время как на большей - источники помех. В обоих случаях аппаратура будет размещаться в бомбовом отсеке. Предполагается, что в перспективе (в версии Block 30) самолет будет оснащен микроволновым оружием, которое сможет выводить из строя электронные системы противника.

Тем временем высказываются опасения, что неожиданная переориентация беспилотного аппарата плохо скажется при слушаниях в Конгрессе, где он был изначально представлен как боевая машина.


Черные дыры не такие уж тяжелые?

Астрономы уже давно заметили некое несоответствие между возрастом и массой черных дыр. Согласно наблюдениям, гигантские черные дыры, масса которых может в 3 миллиарда раз превышать массу нашего Солнца, образовались менее чем за миллиард лет после Большого Взрыва. Трудно поверить, что такие массы материи собрались в одном месте так быстро.

Астрофизики-теоретики из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Стюарт Уайт (Stuart B. Wyithe) и Абрахам Лоэб (Abraham Loeb) объяснили этот парадокс следующим образом. Им удалось определить, что свет большинства самых далеких квазаров, скорее всего, усиливается гравитационными линзами, роль которых играют галактики, расположенные между квазаром и Землей. То есть квазар кажется ярче, и, следовательно, черная дыра, которая питает его энергией, кажется более массивной, чем она есть на самом деле.

Расчеты показали, что свет примерно трети квазаров, величина красного смещения у которых больше 6 (то есть очень далекие квазары), может преломляться в гравитационных линзах, а из недалеких квазаров гравитационные линзы есть только у каждого сотого. Яркость излучения квазара при прохождении через гравитационную линзу может увеличиваться в 10 и более раз. Значит и черная дыра этого квазара во столько же раз меньше по массе.

Обнаружить, искажается ли излучение квазара гравитационной линзой, обычно можно только с помощью очень мощного телескопа, ведь галактики-линзы сами по себе являются очень слабыми источниками излучения, к тому же угловое расстояние между ними и квазаром очень мало. Гравитационные линзы могут не только усиливать свет далеких квазаров, но и создавать несколько изображений одного и того же квазара. Обычно такие изображения находятся очень близко друг к другу - на расстоянии порядка одной угловой секунды. Такие изображения могут различить большие наземные телескопы и космический телескоп Hubble. Программы таких исследований сейчас уже находятся в стадии планирования. Их цель - определить, как часто наблюдениям далеких объектов мешают гравитационные линзы. На основе этих данных можно будет сделать вывод относительно правильности объяснения "парадокса черных дыр".


На Международную космическую станцию завезут пиво

Российские космонавты, работающие на МКС, скоро смогут расслабиться и выпить "орбитального пива". Именно такой напиток сейчас разрабатывается в Российской академии сельскохозяйственных наук. По понятным причинам, новое пиво будет безалкогольным, однако и в этом случае оно поможет снять стресс и расслабиться.

Следует отметить, что первоначально академия занималась созданием напитка для спасателей и других работников экстремальных профессий. Выбор для этой цели пива обусловлен тем, что оно обладает тонизирующим действием, помогает расслабиться и снять стресс (даже в отсутствие алкоголя), а кроме этого, полезно для здоровья.

При разработке космического пива были учтены особенности работы людей на орбите. Поэтому в напиток были добавлены дополнительные ингридиенты: витамины, минеральные вещества и лекарственные травы. На орбиту пиво будет доставляться в специально разработанных пластиковых пакетах, не допускающих потерь продукта даже в условиях невесомости.


Началась разработка ионного двигателя нового поколения

Разработка ионной двигательной системы NEXT с ксеноном в качестве рабочего тела (NASA Evolutionary Xenon Thruster) будет осуществляться под руководством исследовательского центра им. Гленна НАСА в Кливленде. Группа под руководством компании Boeing Electron Dynamic Devices (г. Торренс, Калифорния) займется созданием ионной оптики на основе углерода. Такая оптика является ключевым компонентом мощных ионных двигателей, срок жизни которых пока что весьма ограничен.

Проект NEXT разделен на два этапа. На первом из них продолжительностью один год предполагается разработать, создать и испытать прототипы двигательных установок, систем подачи рабочего вещества и преобразователей энергии. К концу первого этапа НАСА должно принять решение о развертывании работ в рамках второго этапа, имеющего своей целью завершение разработки компонент системы и создание на их основе полноценного ионного двигателя. Общий объем финансирования НАСА разработок в данной области составит предположительно $27 млн., в том числе $21 млн. - центру им. Гленна и $4 млн. - "Боингу".

Ионные двигательные системы преобразуют электрическую энергию и рабочее вещество в поток ускоренных ионов, ускоряющих космический корабль. Их топливная эффективность на порядок превышает соответствующий показатель используемых ныне химических двигателей.

Интерес к ионным двигателям подогревается успехом проекта НАСА Deep Space 1, в рамках которого исследовательский зонд, запущенный в 1998 году, с помощью такого двигателя размером всего 30 см в диаметре смог за 20 месяцев его работы набрать скорость более 4 км/с. Зонд пролетел вблизи ядра кометы Борелли и получил наиболее качественные снимки ее поверхности и наиболее полные научные данные из всех, имеющихся на сегодняшний день. Двигательная установка NEXT будет иметь значительно большую тягу и большее время жизни, позволив снизить стоимость, массу и/или время полета космических межпланетных станций.


Земляне исследуют марсианскую пыль

В настоящее время предполагается, что пыль является основным фактором атмосферы Марса, определяющим процессы эрозии. Исследование структуры марсианской пыли станет одной из задач аппаратов серии Mars Exploration Rover, старт которых намечен на середину 2003 года. Им предстоит установить ее природу, механизмы накопления и диссипации.

Большинство ученых полагает, что марсианская пыль играет важнейшую роль в формировании рельефа планеты - аналогичную той, которую на Земле играет вода. Понимание ее природы позволит решить уйму вопросов - и, в частности, произвести цветокоррекцию изображений, передаваемых автоматическими станциями на Землю. Одной из основных целей эксперимента является определение количества пыли в атмосфере планеты.

"С Земли весьма непросто провести подобные измерения, - говорит руководитель эксперимента Марк Леммон (Mark Lemmon) из Техасского университета. - При взгляде на Марс мы видим пыльную поверхность под пыльной же атмосферой. Понимание того, где концентрируется пыль, даст нам возможность понять природу погодных и климатических явлений на Марсе, поскольку атмосферная пыль играет важную роль в нагреве атмосферы планеты".

Г-н Леммон, ранее работавший в группах обеспечения аппаратов Mars Pathfinder в 1997 году и Mars Polar Lander в 1999 году, собирается воспользоваться полученными с поверхности Марса ночными снимками его спутников, Фобоса и Деймоса, съемкой процессов образования утренних туманов на красной планете и снимками затмений Солнца Фобосом.

Измерения запыленности атмосферы важны и для планирования исследований поверхности планеты, поскольку пыль не дает части солнечных лучей достигнуть поверхности планеты. Это приводит к тому, что солнечные батареи на поверхности планеты работают с меньшей эффективностью и дают меньше электроэнергии для исследовательской аппаратуры, чем планировалось.

Эксперимент, планируемый Леммоном, является одним из 28 новых предложений, отобранных для реализации в рамках проекта Rover. Всего НАСА получило 84 предложения.

В соответствии с заявлениями официальных представителей агентства, проект Rover преследует шесть основных научных целей:

1. Исследование грунта и почв для обнаружения признаков воздействия воды в прошлом;
2. Исследование районов посадки, в которых имеется высокая вероятность обнаружения воздействий жидкой воды;
3. Определение распределения и состава минералов, грунта и почв в окрестностях районов посадки;
4. Определение природы местных поверхностных геологических процессов;
5. Калибровка и проверка данных, получаемых для районов посадки с орбитальных аппаратов;
6. Исследование состояния окружающей среды в ту эпоху, когда на Марсе существовала жидкая вода, а также определение возможности существования жизни на планете в то время.


Американский военный метеоспутник наконец-то починили

Принадлежащий Пентагону метеоспутник DMSP F-16, вообще-то, должны были запустить еще 15 января 2001 г. Однако тогда запуск был отменен для дополнительной проверки солнечных панелей. Потом техники во время очистки спутника поломали светозащитную бленду на оптической системе. Затем старт перенесли из-за поврежденного кабеля в одной из систем стартовой площадки. Потом были проблемы с системой связи спутника, с топливным клапаном ракеты. Затем выявились технические неполадки в самом спутнике, после чего его сняли с ракеты и отправили в ремонт. Потом ремонтировали двигатель ракеты, затем начались конфликты с другими запусками.

В конце концов в феврале 2002 г. спутник опять сняли с ракеты для замены двигательной системы, так как в каждом из четырех двигателей обнаружили остатки карбазидной кислоты, которая является побочным продуктом взаимодействия гидразина с воздухом. Новую двигательную систему сняли с другого спутника серии DMSP.

В общем уже прошло полтора года, а воз и ныне там. Сейчас очередной ремонт закончен, и спутник готовят к старту, который должен состояться 6 октября 2002 г. на базе ВВС США Ванденберг. Официально работы начнутся 8 июля, так как к середине июля на спутнике должны установить заново откалиброванные метеодатчики. Уже подсчитано, что на все ремонты было потрачено 4 млн дол., таким образом цена спутника с учетом его запуска ракетой Titan 2 составит 454 млн дол.



Нас считают