4 июля 2002 г.

Зонд CONTOUR отправился исследовать кометы

Исследованиям комет все возрасты покорны

Американец Стив Фоссетт закончил кругосветный перелет на воздушном шаре

Фейерверк от взрыва сверхновой

Космический телескоп Hubble дважды сфотографировал то, что осталось от взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи. Снимки были сделаны в январе 2000 и в январе 2002 года. Последний был опубликован только сейчас.

Свет этого взрыва обитатели Земли увидели около 320 лет назад, хотя сам взрыв произошел более 10 тысяч лет назад, просто свету пришлось проделать очень долгий путь. Тогдашние астрономы назвали вспыхнувшую звезду в честь королевы Эфиопии. Теперь он нее остался фейерверк красных, белых, синих, розовых и зеленых газовых струй, разлетающихся в разные стороны от того, что когда-то было звездой, масса которой была в 12-25 раз больше массы нашего Солнца. Каждый цвет в этом фейерверке соответствует определенному химическому элементу: синий - кислороду, а красный - сере и т.д. Сейчас осколки взрыва сверхновой разлетелись уже на расстояние 13 световых лет.

В топливопроводе "шаттла" Columbia найдена первая трещина

Недавно во время послеполетной проверки технического состояния "шаттла" Atlantis в топливопроводе, по которому в основные двигатели подается жидкий водород и жидкий кислород, были обнаружены трещины длиной от 2,5 до 7,6 мм. После этого руководство NASA решило проинспектировать все остальные "шаттлы" и, возможно, задержать в связи с этим запуск "шаттла" Columbia, который по плану должен был 19 июля отправиться в орбитальный полет для проведения разных научных экспериментов.

Вскоре такие же трещины нашли на "шаттле" Discovery, а теперь одну трещину нашли в том же самом месте на "шаттле" Columbia. Таким образом, уже ясно, что его очередной полет вовремя не состоится, и сроки этой задержки, даже ориентировочные, руководство NASA пока не называет. Сказано только, что какие-то результаты исследований обнаруженных трещин будут обнародованы не раньше будущей недели.

В связи с этими событиями, наверняка должны произойти сдвиги запусков "шаттлов" к Международной космической станции: Atlantis должен отправиться туда в августе, а Endeavour со сменным экипажем - в октябре. "Шаттл" Endeavour на предмет поиска трещин еще не исследовали, так как он только в прошлую субботу вернулся на космодром Канаверал с последнего своего места посадки на базе Эдвардс в Калифорнии. Если трещины найдут и в нем, то нынешняя обитательница МКС Пегги Уитсон рискует установить очередной рекорд США по длительности космических полетов.

Зонд CONTOUR отправился исследовать кометы

Вчера 3 июля на космодроме на мысе Канаверал в 2:47 по местному времени (в 10:47 мск) стартовала ракета Delta 2, которая вывела на околоземную орбиту исследовательский зонд CONTOUR (сокращение от Comet Nucleus Tour - "путешествие к ядру кометы"). Но на околоземной орбите он задержится только до 15 августа. В этот день ровно в 8:46 по Гринвичу включится установленный на этом зонде небольшой твердотельный ракетный двигатель. Он будет работать 50 секунд, и зонд с околоземной орбиты перейдет на околосолнечную.

Экспедиция CONTOUR пока рассчитана на 4 года, и за это время зонд четыре раза будет встречаться с Землей, делая витки вокруг Солнца. Цель этой миссии - исследование двух комет Encke и Schwassmann-Wachmann 3. С первой он должен встретиться в ноябре 2003 г., а со второй - в июне 2006 г. Зонд должен пройти на расстоянии приблизительно 100 км от ядра каждой кометы и исследовать их химический состав и структуру, а также проанализировать окружающие ядра комет облака газа и пыли. Ученые надеются, что полученная информация позволит точно восстановить картину образования нашей солнечной системы.

Если основная программа миссии будет выполнена успешно, то зонду CONTOUR присмотрят для исследований еще какую-нибудь комету.

Исследованиям комет все возрасты покорны

Вчера в космос отправился зонд CONTOUR, которому предстоит исследовать две кометы, вращающиеся вокруг Солнца - Encke и Schwassmann-Wachmann. За научную программу этой экспедиции отвечает целая группа ученых, и в их числе есть доктор Фред Уиппл (Fred L. Whipple), который считается духовным лидером этой команды.

Доктор Уиппл - живая легенда. Ему уже 95 лет и он, конечно же, самый старый участник научной группы CONTOUR, и самый заслуженный. Он занимается кометами всю свою жизнь. Еще в 1950 году он предложил модель структуры кометы, которую можно описать как "пыльный снежок". Согласно этой его теории, кометы представляют собой глыбы льда с вкраплениями пыли и мелких скальных обломков. Эта модель была подтверждена экспериментально 36 лет спустя, когда европейский зонд Giotto пролетел мимо кометы Галлея.

Фред Уиппл с 1955 по 1973 год был директором Смитсониевской астрофизической обсерватории. А в 1982 году бывшая Обсерватория Хопкинса в Аризоне была переименована в его честь в Fred L. Whipple Observatory. Но самой большой своей наградой д-р Уиппл считает Приз президента за выдающиеся заслуги, который он получил из рук президента Кеннеди 12 июня 1963 г. за руководство созданием мировой сети станций слежения за околоземными спутниками.

Американец Стив Фоссетт закончил кругосветный перелет на воздушном шаре

Рано утром в четверг завершилось кругосветное путешествие на воздушном шаре американского воздухоплавателя Стива Фоссетта (Steve Fossett). Шар Фоссетта "Дух свободы" (Spirit of Freedom) благополучно приземлился в пустынном районе Австралии около пересохшего озера в 1400 километрах к северо-западу от Сиднея, сообщает Associated Press.

За несколько часов до приземления Фоссетта загорелась гондола воздушного шара. По словам путешественника, пожар начался из-за обрыва шланга подачи пропана к горелке, подогревающей воздух внутри баллона. Фоссетт был вынужден перекрыть клапан. "Даже при том, что кругосветный перелет закончен, я буду действительно нервничать, пока не достигну земли", - сообщил Фоссетт сразу после пожара по электронной почте в управление полетом в Cент-Луисе.

Во вторник ночью 58-летний чикагский миллионер пересек 117 градус восточной долготы и стал первым человеком в мире, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре. Приземление шара было отложено до четверга из-за порывистого ветра, так как в силу своих размеров, шар имеет большую парусность и после касания земли может тащить за собой гондолу, что чревато серьезными повреждениями и представляет угрозу для жизни пилота.

В течение 13 с половиной дней Фоссетт пролетел около 34 тысяч километров над южным полушарием Земли. Во время полета воздухоплаватель пользовался кислородной маской и спал по 4 часа в сутки. Как заявил Фоссетт после полета, толчок во время приземления "был не слишком серьезным".

Воздухоплаватель решил не останавливаться на достигнутом, по его словам, в конце июля - начале августа он собирается лететь в стратосферу на планере.