5 июля 2002 г.

Канада: первый научный спутник за тридцать с лишним лет

Франция предоставит свой космодром для российских ракетоносителей

Самый дешевый и самый маленький космический телескоп

Ученые наблюдают зарождение планет

Астрономы обнаружили вокруг молодой звезды химические вещества, характерные для планет-гигантов Солнечной системы. Это позволяет предположить, что мы наблюдаем процесс зарождения планет или планетной системы.

Ученые подчеркивают, что сделали пока лишь предварительный вывод. Молекулы водорода с дополнительным протоном (так называемый водород Н3+) могут быть рассеяны по диску, состоящему из других веществ и обращающемуся вокруг звезды. Однако поскольку известно, что высокая концентрация данных молекул связана с планетами, можно допустить, что мы наблюдаем процесс зарождения планеты вроде Юпитера или Сатурна.

Температура вещества свидетельствует о том, что вещество сконцентрировано в области, находящейся на расстоянии 7-10 астрономических единиц от светила.

Уже несколько лет астрономам было известно, что вокруг звезды HD 141569, отстоящей на 320 световых лет от нас, обращается газопылевой диск. Теория учит нас, что такие диски являются остатком процесса звездообразования и одновременно - сырьем для образования планет. В процессе изучения подобных дисков выяснилось, что как минимум один из них приводит к периодическим изменениям яркости звезды, что может свидетельствовать о наличии в диске значительных неоднородностей плотности, которые, тем не менее, еще не сконденсировались в маленькие сферы - планеты. HD 141569 вроде бы исполнилось всего 4 миллиона лет - нашему Солнцу, для сравнения, уже 5 миллиардов.

В 1999 году внешняя часть диска вокруг этой звезды исследовалась с помощью телескопа Хаббла; при этом удалось обнаружить признаки возможного наличия на расстоянии в несколько сот астрономических единиц от звезды других зарождающихся планет. Последнее открытие было сделано с помощью IRTF - инфракрасного телескопа НАСА.

Зонд Mars Pathfinder отметил 5-летнюю годовщину посадки на Марс

Пять лет назад 4 июля 1997 г. совершил посадку на Марс американский исследовательский зонд Mars Pathfinder. Сначала его полет тормозился с помощью парашюта, а при приземлении использовались надувные подушки. Потом Mars Pathfinder выпустил на поверхность Красной планеты небольшой марсоход Sojourner. Этот марсоход собрал несколько образцов грунта и провел анализ нескольких крупных камней, находившихся в районе места посадки.

Зонд Mars Pathfinder прислал на Землю подробные снимки марсианского пейзажа вокруг своего места посадки. Эти снимки были сделаны с помощью стереокамеры. Два ее "глаза" выдвигались на мачте на высоту до 1,8 м. На расстоянии двух метров она могла различить объекты размером 2 мм. Кроме того, на каждом "глазу" было установлено по 12 светофильтров. Съемки велись в течение трех дней, и из них снимков была сделана панорама, охватывающая полный вид с обзором в 360 градусов.

Последняя связь с зондом Mars Pathfinder состоялась 27 сентября 1997 г. За неполных три месяца работы он послал на Землю 16,5 тысяч фотографий, сделанных его собственной камерой, и 500 снимков, сделанных камерой марсохода Sojourner, а также массу данных о характеристиках ветра, дувшего в месте посадки и информацию о составе грунта и камней.

Наверное, это была самая крупная победа Америки на Марсе. После этого два американских марсианских зонда в конце 1999 г. были потеряны. Один из них был орбитальным, а на втором был спускаемый аппарат. Сейчас на околомарсианских орбитах находятся 2 американских исследовательских зонда, а в следующем году планируется отправить очередной спускаемый аппарат.

Канада: первый научный спутник за тридцать с лишним лет

На этой неделе в Виннипеге на заводе канадской компании Bristol Aerospace состоялось представление спутника SciSat-1. Это первый канадский научный спутник, построенный за последние тридцать с лишним лет, поэтому он так и называется - Science Satellite 1. Его запуск на околоземную орбиту запланирован на 19 января 2003 г. Выведет его в космос американская ракета Pegasus. Это спонсорский вклад NASA в этот проект.

SciSat-1 предназначается для исследования озонового слоя атмосферы земли. Конечно же, особое внимание он будет обращать на ситуацию с озоном над территорией Канады и Арктики. Для исследования химического состава верхних слоев атмосферы на нем будет установлен фурье-спектрометр. Будет на нем также прибор для исследования аэрозолей в стратосфере и тропосфере MAESTRO (Measurements of Aerosol Extinction in the Stratosphere and Troposphere Retrieved by Occultation).

Интересно отметить, что самый первый канадский спутник был запущен на околоземную орбиту в сентябре 1962 г. Это был спутник Alouette-1, и занимался он исследованием ионосферы Земли.

Франция предоставит свой космодром для российских ракетоносителей

На завершившихся 3 июля переговорах Михаила Касьянова и его коллеги Жан-Пьера Рафарена стороны договорились сертифицировать и продвигать на рынки третьих стран учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, использовать космодром Куру в Гвиане для коммерческого запуска спутников с помощью российского ракетоносителя "Союз", а также развернуть на площадях "Рыбинских моторов" производство двигателя при участии французского конгломерата Snecma, сообщает газета "Ведомости".

Таким образом сотрудничество двух стран в авиакосмической сфере сдвинулось с мертвой точки. Отметим, что в этом году должна также завершиться сборка первого летного образца вертолета Ми-38, который будет использоваться в качестве европейского тяжелого транспортного вертолета. В его создании участвуют ЗАО "Евромиль", КБ им. Миля и франко-германская компания Eurocopter, которая входит в европейскую авиакосмическую оборонную корпорацию EADS.

Самый дешевый и самый маленький космический телескоп

Все астрономы знают, что, чем больше телескоп, тем он лучше. Но канадские астрономы намерены доказать, что это не так. Сейчас Канадское космическое агентство строит свой самый первый космический телескоп, который по совместительству еще является самым маленьким космическим телескопом из всех, какие только существовали до сих пор. Диаметр его апертуры составляет всего 15 см. Для сравнения напомним, что у телескопа Hubble, который сейчас работает в космосе, диаметр апертуры в 16 раз больше - 2,4 м.

Кроме того, это и самый дешевый космический телескоп. Он стоит 10 млн канадских долларов, то есть около 6 млн американских. Этот замечательный во всех материальных отношениях телескоп называется MOST, что является аббревиатурой от Microvariability and Oscillation of Stars ("колебания и мельчайшие изменения светимости звезд"). Он расположится на небольшом спутнике размером 65х65х30 см. Вся конструкция будет весить 132 кг. Этот телескоп будет измерять колебания звезд, похожих по своим характеристикам на наше Солнце. Такой метод исследований называется звездной сейсмологией. Его используют для определения возраста звезд.

Телескоп MOST будет наблюдать за довольно яркими звездами, которые можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Когда горячий газ из ядра звезды выходит на поверхность, то происходит вибрация звезды. Эти колебания можно измерить и определить, сколько топлива осталось в звезде, и вычислить ее возраст. Предполагается, что MOST будет работать на орбите в течение 5 лет. Запуск его должен состояться в 2003 году.

Следует еще отметить, что этим телескопом уже заинтересовалось Канадское министерство обороны, которое хотело бы построить спутник для охоты за астероидами, пролетающими в опасной близости от Земли.