9 июня 2002 г.

Астрономы наблюдают за процессом образования новой планеты

Космические костюмы для механиков "Формулы 1"

Экипаж МКС разгружает "Прогресс" и устанавливает оборудование

Японцы предлагают услуги по отсылке электронной почты с борта МКС

В России создается спутник нового поколения

Спутник PROBA сам планирует себе задание

Четвертый китайский корабль, возможно, полетит уже в сентябре, вместе с парочкой микроспутников

Космонавт Юрий Онуфриенко готов отправиться на Марс

Первый запуск новой ракеты Atlas 5 отложили на две недели

Астрономы наблюдают за процессом образования новой планеты

Американские астрономы обнаружили звездную систему, находящуюся на стадии формирования планет. Эта звезда HD141569 расположена на расстоянии 320 световых лет от Земли и окружена протопланетарным диском (облаком газа и пыли, из которого постепенно формируются планеты). Как удалось установить Шону Бриттену (Sean Brittain) и Терренсу Реттигу (Terrence Rettig) из Нотрдамского университета в штате Индиана, состав этого диска свидетельствует о возможном образовании в нем газового гиганта наподобие Юпитера или Сатурна. Такой вывод ученые сделали после анализа спектра излучения звезды, который не похож на спектры излучения других известных звезд с протопланетарными дисками.

С помощью инфракрасного телескопа NASA на Гавайских островах исследователи обнаружили свидетельства наличия в пылегазовом облаке вокруг HD141569 моноксида углерода (СО) и иона, состоящего из трех атомов водорода (H3+). Как правило, по количеству СО в конкретной области протопланетарного диска можно судить о концентрации там космической пыли.

По данным Бриттена и Реттига, в средней части диска ее очень немного, что может служить доказательством наличия в этом районе протопланеты. В пользу этой гипотезы говорит и обнаружение ионов H3+, которые до сих пор наблюдались исключительно в атмосфере Юпитера. Ученые считают, что газы (в основном, водород и гелий) и пыль в средней части газопылевого диска, вращающегося вокруг HD141569, образовали сгусток, который с течением времени превратится в газового гиганта.

Космические костюмы для механиков "Формулы 1"

В ближайшие выходные в гонках "Формулы 1" должен состояться Гран-при Британии. Механики команды McLaren выйдут на нее в обновках - специальных костюмах со встроенной системой охлаждения, которая разрабатывалась Европейским космическим агентством для скафандров астронавтов в рамках программы продвижения космических технологий Technology Transfer Programme.

В разработке костюмов механиков принимал также участие итальянский производитель одежды компания Karada и дизайнер Хьюго Босс (Hugo Boss). В итоге получился костюм с терморегуляцией, который может защитить человека от огня и обеспечить ему комфортную температуру для работы. Для этого внутри костюма проложена пластиковая трубка длиной 50 м и диаметром 2 мм, которая подключена к миниатюрной системе кондиционирования воздуха.

Экипаж МКС разгружает "Прогресс" и устанавливает оборудование

Всю прошлую неделю экипаж Международной космической станции разгружал прибывший беспилотный корабль "Прогресс-8". Причем наименование и характеристики всех перетаскиваемых грузов (все они снабжены штрих-кодами) сразу заносились в компьютерную складскую систему Inventory Management System станции. Но это не означает, что экипаж всю неделю только и делал, что таскал тюки и коробки. Была масса и других дел.

В лабораторном модуле Destiny бортинженер Пегги Уитсон занималась установкой эксперимента SUBSA (Solidification Using a Baffle in Sealed Ampoules) в новой лабораторной системе Microgravity Science Glovebox (MSG), которая внешне представляет собой герметичный короб с прозрачным окном и перчатками. Всунув руки в эти перчатки, экспериментатор может производить разные действия с материалами и инструментами внутри короба, не нарушая герметичности. Эта система была доставлена на МКС во время последней экспедиции посещения на "шаттле" Endeavour, и она еще не введена в эксплуатацию. Этим тоже будет заниматься нынешний экипаж.

Кроме того, на прошлой неделе вновь удалось запустить систему записи информации Medium-rate Communications Outage Recorder (MCOR), которая не работала три недели. Эта система используется для записи данных, когда связь между МКС и наземными станциями отключена, а как только эта связь восстанавливается, система MCOR сразу же начинает передавать информацию.

На этой неделе командиру экипажа Валерию Корзуну и Пегги Уитсон предстоит проверить работу робота-манипулятора Canadarm2. Сейчас один конец его руки укреплен на мобильной платформе, установленной на тележке, которая может ездить по рельсам, проложенным на ферме S0. Теперь предстоит переместить на эту платформу второй конец его руки. Тогда робот станет полностью мобильным, после чего его переместят в исходное положение для монтажа фермы S1, который запланирован на конец этого года.

Ну а в августе у экипажа запланировано 2 выхода в открытый космос. Они должны состояться 16 и 23 августа. Работать космонавты будут попарно, сначала Валерий Корзун вместе с Пегги Уитсон, затем Валерий Корзун с Сергеем Трещевым. Они установят на внешней поверхности станции контейнеры с материалами для проведения экспериментов и экраны на модуле "Звезда" для его защиты от микрометеоритов.

Японцы предлагают услуги по отсылке электронной почты с борта МКС

Японская компания IHI Aerospace предлагает необычную услугу: отправить электронное письмо с борта Международной космической станции. При этом число заявок на отправку письма ограничено - этой и еще одной услугой, позволяющий отправить на МКС свои дневниковые записи, смогут воспользоваться не более 16 тыс. человек. Если же желающих наберется меньше 3500, то фирма вовсе откажется от своей идеи. Заявки будут приниматься с 7 июля по 31 октября текущего года.

Стоимость отправки письма из космоса составляет 30 тыс. иен (около 250 долл. США). При этом каждый желающий должен направить письмо в IHI Aerospace, указав желаемую дату отправки (с марта 2003 по февраль 2004 г.). Затем все письма и дневники запишут на компакт-диск в зашифрованном виде и отправят на МКС с российским транспортным кораблем в начале 2003 г. Нужно отметить и то, что к каждому из писем, отправленному со станции, будет прилагаться фотография Земли из космоса.

В России создается спутник нового поколения

9 июля в пресс-службе Железногорского научно-производственного объединения прикладной механики (НПО ПМ) сообщили о том, что на этом предприятии началось создание первого спутника нового поколения "Экспресс-АМ".

Новые космические аппараты будут изготавливаться совместно с японской фирмой NT-Space и французской Alcatel. Всего будет создано 5 спутников подобного типа. Срок их эксплуатации на орбите составит 12 лет.

Заказчиком космических аппаратов является государственное предприятие "Космическая связь". Первый спутник "Экспресс-АМ" планируется вывести на орбиту в конце 2003 г.

Спутник PROBA сам планирует себе задание

Экспериментальный спутник PROBA (Project for On Board Autonomy) европейского космического агентства ESA, способный самостоятельно планировать программу полета, получает от исследователей лишь сообщения о том, снимки какого именно участка поверхности Земли они хотели бы получить; бортовая компьютерная система (самая мощная из всех, когда-либо устанавливавшихся на аппаратах европейского космического агентства) самостоятельно планирует оптимальный график проведения съемки.

При этом спутник отличается исключительной компактностью и малым весом - его размеры составляют 60 х 60 х 80 см, а вес - менее 100 кг. Современные спутники дистанционного зондирования Земли значительно тяжелее и больше, и, кроме того, планирование их работ осуществляется из наземного центра управления.

По словам Макса Мирмана (Max Meerman), главного инженера британской компании Surrey Satellites, основное преимущество подобного подхода заключается в том, что задания на съемку теперь можно отправлять прямо на спутник из различных наземных центров - непосредственное взаимодействие их друг с другом не требуется. Однако, добавил он, в случае возникновения проблем с программным обеспечением устранить их на автономном спутнике будет значительно сложнее.

Бортовой компьютер спутника PROBA использует для определения положения аппарата данные спутниковой системы позиционирования GPS. Для правильной ориентации камеры PROBA используются звездные датчики. В исследовательских целях спутник способен отслеживать потоки микрометеоритов и изменения плотности излучения.

"Данные технологии делают PROBA одним из наиболее эффективных микроспутников, - заявил руководитель проекта Фредерик Тестон (Frederic Teston). - В сочетании с повышенной маневренностью аппарата они делают спутник чрезвычайно интересным инструментом для получения снимков земной поверхности".

Спутник PROBA был выведен на орбиту в октябре 2001 года индийской ракетой-носителем PSLV. На снимке в верхнем левом углу - полученное PROBA изображение вулкана Мауна Кеа на Гавайях.

По разрозненным сообщениям китайских СМИ, публикуемых с апреля этого года, можно сделать вывод о том, что очередной испытательный полет китайского пилотируемого корабля Shenzhou может состояться в сентябре этого года. Правда, этот полет Shenzhou-4 по прежнему будет беспилотным.

Например, в мае в пекинском издании Beijing Entertainment News было короткое сообщение о проекте запуска двух микроспутников OlympiadSat, которые предполагается вывести на орбиту вместе с кораблем Shenzhou-4. А за месяц до того еженедельный журнал China Space News сообщил о том, что запуск микроспутников по проекту OlympiadSat запланирован на сентябрь. Откуда следует, что Shenzhou-4 полетит в сентябре.

Напомним, что предыдущий третий испытательный полет корабля Shenzhou состоялся в конце марта этого года. Он продолжался одну неделю, а посадка состоялась 1 апреля. Сразу же после посадки Shenzhou-3 китайским космическим руководством было объявлено, что этот полет был очень успешным, и до конца 2002 г. планируется запустить еще один Shenzhou. Об активной подготовке к этому запуску (не называя никаких сроков) месяц назад сообщил заместитель руководителя проекта Shenzhou Кин Венбо (Qin Wenbo).

Если действительно очередной корабль Shenzhou отправится на орбиту вместе с двумя микроспутниками, то это будет первый случай "пакетного" запуска для ракеты-носителя Long March-2F. До сих пор она выводила корабли и спутники по одному.

Заявленная цель полета Shenzhou-4 - дальнейшая проверка надежности и безопасности корабля. Кроме того, на орбитальном модуле Shenzhou-4 планируется провести какие-то научные эксперименты, но об их сути пока ничего не сообщается. Анонимные источники, правда, сообщили, что Shenzhou-4 совершит посадку не в пустыне Внутренней Монголии, а приводнится в море.

По информации из этих же источников, к орбитальному модулю Shenzhou-4 будет добавлен стыковочный узел, и в ходе полета будут проведены испытания процедуры стыковки двух космических аппаратов. Но провести стыковку можно будет только с орбитальным модулем предыдущего китайского корабля Shenzhou-3 и то, только в том случае, если на нем был установлен стыковочный узел, о чем официально не объявлялось (что, в принципе, не удивительно). Если старт Shenzhou-4 действительно состоится в сентябре, то орбитальный модуль Shenzhou-3 будет еще находиться на околоземной орбите, так как после приземления его спускаемого аппарата было сказано, что в течение полугода на орбитальном модуле будут проводиться научные эксперименты.

Космонавт Юрий Онуфриенко готов отправиться на Марс

Российский космонавт, командир четвертой постоянной экспедиции на международной космической станции (МКС) полковник ВВС Юрий Онуфриенко, в июне этого года возвратившийся на Землю после 196-суточного полета на космической станции, выразил желание принять участие в первом полете интернационального экипажа на планету Марс, сообщает агентство РИА "Новости".

Предполагается, что подобная экспедиция будет осуществлена в 2014-2015 годах.

"Любой полет людей в космос - это подготовка к предстоящим межпланетным перелетам, накопление опыта для их осуществления", - убежден космонавт.

Касаясь работы четвертой экспедиции на МКС, Онуфриенко сообщил, что он и члены экипажа - американские астронавты Дэниел Берш и Карл Уолз - свою программу полета "отработали чисто и полностью".

Космонавт выразил надежду, что после того как американские астронавты четвертой постоянной экспедиции проведут курс реабилитации в США, "экипаж в полном составе сможет предстать в Звездном городке перед журналистами", - отметил он.

Первый запуск новой ракеты Atlas 5 отложили на две недели

Руководство компании Lockheed Martin, которая разработала и построила ракету нового поколения Atlas 5, объявила официальную дату первого запуска этой ракеты в космос. Он должен состояться 12 августа этого года на космодроме на мысе Канаверал ориентировочно в 18:00 по местному времени (13 августа в 2 часа ночи по московскому времени).

Ранее предполагалось, что старт состоится двумя неделями раньше - 29 июля. Однако инженерам пришлось провести дополнительные испытания системы втягивания трубопроводов при запуске. Эти трубопроводы соединяют мобильную стартовую платформу с ракетой. Во время плановых испытаний один трубопровод втягивался недостаточно шустро, поэтому решено было все еще раз перепроверить и протестировать.

Вообще-то, ракете Atlas 5 перед полетом предстоит еще одна репетиция с полной имитацией подготовки к запуску и обратным отсчетом времени. Для этого ракету 15 июля доставят на специальной платформе на стартовую площадку, потом заправят топливом, и 16 июля проведут все процедуры, предшествующие старту. Если все пройдет нормально, то 17 июля топливо из ракеты сольют обратно, а саму ракету вернут в корпус вертикальной сборки.