Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

12 июля 2002 г.

Содержание

Новый американский ракетно-самолетный двигатель: пока на бумаге

С российской подводной лодки запущен уникальный космический аппарат

Трещины найдены и в четвертом "шаттле"

"Аврору" ждут в Австралии



Новый американский ракетно-самолетный двигатель: пока на бумаге

Консорциум RBC3 (Rocket Based Combined Cycle Consortium) на три месяца раньше срока представил агентству NASA первый крупный документ, касающийся проекта воздушно-реактивного ракетного двигателя нового поколения. Контракт на разработку такого двигателя консорциум RBC3 получил в декабре прошлого года. В консорциум входят соответствующие подразделения компаний Boeing, Aerojet и Pratt & Whitney.

По замыслам NASA, этот двигатель должен произвести революцию в космической и авиационной технике и установить новые стандарты на ближайшие 40 лет. А пока первый прототип этого двигателя существует только на бумаге.

По заявлению разработчиков, это радикально новый двигатель, который получил кодовое название Argo. В его конструкции объединены ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Оснащенный им аппарат сможет летать и как ракета, и как сверхзвуковой самолет, летающий со скоростью как минимум в 6 раз превышающей скорость звука. Основным его достоинством является то, что в качестве окислителя этот двигатель может использовать окружающий воздух (нынешние ракеты окислитель "возят" с собой, что существенно утяжеляет конструкцию и ограничивает вес полезной нагрузки).

Разработка концепции двигателя Argo по плану должна быть завершена к ноябрю этого года, а наземные испытания первого образца, выполненного в "железе", должны начаться в 2006 г. А к 2010 году на базе этого двигателя должен быть создан летательный аппарат, способный продемонстрировать все заявленные режимы работы двигателя, то есть он должен летать и как самолет, и как ракета.

Предполагается, что до двойной скорости звука он будет разгоняться как ракета, после чего двигатель перейдет в другой режим работы и в качестве окислителя водородного топлива будет использовать атмосферный воздух. А когда аппарат разгонится до 10-кратной скорости звука, двигатель перейдет в ракетный режим для вывода корабля на околоземную орбиту. Предполагается, что такой аппарат сможет взлетать и садиться на взлетно-посадочной полосе аэродрома, а его подготовка к очередному полету будет занимать несколько дней.


С российской подводной лодки запущен уникальный космический аппарат

С российской атомной подводной лодки "Рязань" запущен уникальный, не имеющий аналогов космический аппарат, сообщает РИА "Новости".

Помощник Главкома ВМФ Игорь Дыгало подтвердил корреспондентам агентства, что запуск спускаемого аппарата "Демонстратор-2" осуществлен в 04.58 по московскому времени из акватории Баренцева моря из подводного положения.

Этот аппарат оснащен надувным тормозным устройством и предназначен для доставки на землю грузов с космической орбиты, а также для посадки на другие планеты, пояснил Дыгало.

Подводный старт и запуск спускаемого аппарата был произведен с помощью российской ракеты-носителя "Волна", созданной ГРЦ "КБ имени академика Макеева" на базе баллистической ракеты РСМ-50.

Согласно телеметрическим полетным данным, эксперимент с выведением на орбиту и вхождением в атмосферу СА "Демонстратор-2" прошел успешно.

Данные этого уникального эксперимента будут использованы при разработке новых поколений космических спускаемых аппаратов.


Трещины найдены и в четвертом "шаттле"

В среду представитель NASA в космическом центре им. Джонсона официально объявил о том, что трещины в топливопроводе основного двигателя теперь найдены и в последнем четвертом "шаттле" Endeavour. Это две небольших трещины, которые располагаются в тех же местах, что и на остальных "шаттлах", где они были обнаружены раньше, и размеры у них приблизительно такие же. Вся разница только в том, что на остальных трех "шаттлах" было найдено по три трещины.

Сейчас в NASA различными аспектами этой проблемы занимаются 7 групп специалистов. Они еще не обнародовали никаких выводов, но по поводу "шаттла" Endeavour, который вернулся из экспедиции к МКС 19 июня, было сказано, что, скорее всего, он летал в свой последний полет уже с этими трещинами. Основной вопрос, на который нужно ответить специалистам, это вопрос о том, когда образовались эти трещины. Если давным-давно, то никакого ремонта не потребуется. А если недавно, то предстоит выяснить, есть ли риск, что эти трещины станут увеличиваться в размерах во время очередных запусков. И тогда понадобится ремонт, и сколько на него потребуется времени, пока неизвестно.

Как бы там ни было, а ближайший запуск "шаттла" Columbia, назначенный ранее на 19 июля, уже отложен на неопределенное время. Подготовка к нему возобновится не раньше, чем инженеры смогут "лучше понять суть проблемы".

Комментировать сроки запусков других "шаттлов" представитель NASA не стал. Официально они пока не перенесены: Atlantis должен отправиться в "монтажную" экспедицию на МКС 22 августа, а Endeavour с новым экипажем туда же 6 октября.


"Аврору" ждут в Австралии

В декабре прошлого года Россия и Австралия подписали соглашение о строительстве космодрома на принадлежащем Австралии острове Рождества. Остров этот находится в Тихом океане почти на экваторе на расстоянии 2200 км к северо-западу от Австралийского побережья. Не очень далеко от него проводятся запуски с плавучей платформы "Морской старт". В общем, место для космодрома весьма подходящее.

Согласно подписанному соглашению, правительство Австралии должно вложить в инфраструктуру космодрома, в улучшение дорог и строительство второго порта на этом острове 100 млн австралийских долларов (56 млн дол. США). Строительством космодрома будет заниматься австралийская компания ASPC, которая собирается вложить в этот проект 800 млн австралийских долларов.

Предполагается, что в конце 2004 года на новом космодроме могут начаться запуски ракет "Аврора" (это модифицированная версия ракеты "Союз"). Благодаря экваториальному положению острова, ракета "Аврора" сможет выводить на геостационарные орбиты спутники весом до 4,5 тонн, а этой грузоподъемности достаточно для запуска 85% современных коммерческих спутников.

Однако это подписанное соглашение носит только предварительный характер, и представители правительства Австралии занимаются сейчас в Москве доработкой его деталей в Росавиакосмосе. В частности в договоре должны быть прописаны меры обеспечения секретности, вопросы лицензирования космических технологий и проблемы защиты российской интеллектуальной собственности.

Если этот космодром, который получил название Азиатско-Тихоокеанского космического центра (Asia Pacific Space Center) будет построен, то конкуренция на рынке коммерческих запусков еще больше обострится. В первую очередь он станет конкурентом космодрома Куру во Французской Гвиане, с которого взлетают ракеты Ariane.



Нас считают