15 июля 2002 г.

Лэнс Басс начал курс подготовки молодого космонавта

"Шаттлы" останутся на приколе как минимум до сентября

"Демонстратор-2" пропал на Камчатке

Экипаж МКС заставил робот-манипулятор отцепиться от модуля Destiny

На прошедшей неделе нынешний экипаж МКС (Валерий Корзун, Пегги Уитсон и Сергей Трещев) очень успешно поработал с роботом-манипулятором Canadarm2, установленном на МКС в апреле прошлого года. В среду 10 июля по команде с бортового компьютера рука этого робота впервые отцепилась от своей платформы на модуле Destiny и переместилась на подвижную "тележку" Mobile Base System, установленную на рельсах, проложенных вдоль фермы S0. Так что теперь этот робот сможет достать своей рукой гораздо дальше. Первый раз его используют в конце этого года при монтаже фермы S1, которая станет продолжением S0.

Кроме того, экипаж завершил активизацию и проверку работы герметичной лабораторной системы Microgravity Science Glovebox (MSG), в которой астронавты смогут орудовать в герметичных же перчатках. В камере MSG уже начался первый эксперимент. Эпипаж также продолжил разгрузку корабля "Прогресс-8", который прибыл на МКС две недели назад.

Кстати, на прошлой неделе российский модуль "Звезда" отметил вторую годовщину своего пребывания в космосе. Его запуск состоялся 12 июля 2000 г., а к станции он пристыковался 26 июля, так что позже российский ЦУП может отметить и эту дату.

Китайцы завоюют космос уже в следующем году

Китай может осуществить первый пилотируемый полет в космос уже в 2003-2004 годах, сообщает газета The Times Of India со ссылкой на официальный доклад Пентагона конгрессу США.

Согласно информации американских военных, Пекин обладает подробными сведениями о космических программах других стран и в ближайшем будущем намеревается запустить свою собственную орбитальную станцию, а возможно, и корабль многоразового использования.

"Китай добился существенного прогресса в подготовке полета человека в космос, - утверждается в докладе. - Первый беспилотный космический корабль был запущен в ноябре 1999 года. Второй - в январе 2001".

"Помимо утверждения политического престижа государства китайская космическая программа призвана создать военно-космическую систему, которая будет полностью функциональна в промежуток с 2010 по 2020 год".

Помимо этого Пекин активно занимается и другими смежными программами, в частности, созданием сверхмощных наземных лазеров, которые могут быть использованы в создании систем по уничтожению спутников потенциального противника.

Запасной спутник используют для американской группировки в Афганистане

Принадлежащий ВМФ США спутник связи UHF Follow-On (UFO) F-2 был запущен на орбиту 9 лет назад. С тех пор он находился в резерве на тот случай, если выйдет из строя какой-либо из активно используемых спутников. Но спутники что-то никак не ломались. Зато случились очередные боевые действия в Афганистане, и мощностей имеющихся спутников связи стало не хватать.

Поэтому военное начальство решило, что телекоммуникационные нужны американской военной группировки в Афганистане будет обслуживать старый, но пока не бывший в употреблении, спутник. Теперь он обеспечивает работу 9 дополнительных каналов передачи данных и голосовой связи. Таким образом, пропускная способность систем связи для американских военных в Афганистане увеличилась на 15%.

Американцы требуют Плутона, а не зрелищ

Американцы готовы решительно заявить вашингтонской администрации, что они солидарны с мнением недавно проведенного исследования, в котором НАСА рекомендовалось все-таки организовать исследовательскую экспедицию к Плутону, ранее отложенную в долгий ящик решением агентства.

"Мы направляем в Конгресс письмо, подписанное тысячами граждан из всех избирательных округов Конгресса, в котором требуем возобновить финансирование проектов по исследованию Плутона и Европы с помощью автоматических станций", - заявил Луис Фридман (Louis Freedman), исполнительный директор компании Planetary Society. Конгресс еще в силах пересмотреть ранее принятое НАСА решение, согласно которому реализация проекта по отправке исследовательского зонда к Плутону, старт которого был ранее намечен на 2006 год, откладывается на неопределенно долгий срок.

Несмотря на то, что в опубликованном отчете о результатах исследования упоминались и другие проекты, мало кто из них может похвастаться таким же интересом американских граждан к себе, что и планы исследования Плутона - небольшой и неуютной замерзшей планеты, которой некоторые и в статусе-то планеты отказывают. Плутон - одно из тех мест в Солнечной системе, которое до сих пор никогда не посещалось не то что человеком, но и сделанными его руками автоматическими станциями. Многие ученые подчеркивают, что жизненно важно отправить зонд к Плутону как можно скорее, поскольку из-за вытянутости его орбиты вскоре он настолько отдалится от Солнца, что последние следы его атмосферы исчезнут, превратившись в лед.

"Сейчас наиболее подходящий момент для реализации проекта по изучению Плутона и пояса Койпера; другого столь же подходящего случая придется ждать десятилетия, если не столетия", - говорит Фридман.

"Алмазная фабрика": новое о юности Солнечной системы

Микроалмазы космического происхождения, попадающие на Землю с метеоритами, похоже, являются весьма распространенным типом пылевых частиц в космосе. Ранее предполагалось, что они образуются при взрывах сверхновых; однако последние данные заставляют предположить, что уже в сформировавшейся Солнечной системе также работала своего рода "фабрика" по производству алмазов.

Микроалмазы (их называют еще наноалмазами) в тысячи раз меньше булавочной головки. Некоторые из них, обнаруженные в метеоритах, включали в себя газ ксенон, при помощи которого удалось датировать возникновение наноалмазов периодом, предшествовавшим образованию Солнечной системы - 4,6 млрд. лет назад. Если это действительно так, наноалмазы являются ценным источником информации о среде, в которой происходило образование Солнца и Солнечной системы.

Однако некоторые ученые полагают, что примененная методика датировки весьма несовершенна. Для уточнения возраста наноалмазов предполагается провести их поиск в веществе комет, образование которых, в отличие от астероидов, происходит дальше от Солнца, и которые могут содержать в себе даже больше первоначального материала, чем астероиды и метеориты. Однако до тех пор, пока аппарат НАСА Stardust ("Звездная пыль") не доставит в 2006 году на Землю образцы кометного вещества, провести непосредственные исследования наноалмазов в веществе комет будет невозможно.

Однако Джон Брэдли (John Bradley) из технологического института Джорджии и его коллеги пошли иным путем. Они исследовали пылевые частицы, попадающие в стратосферу Земли из межпланетного космического пространства. На основе изучения скорости и пространственного распределения пылевых частиц космического происхождения они пришли к выводу, что такие частицы являются испарениями с ядер комет, ранее проходивших вблизи Солнца.

Как выяснилось, наноалмазы в таких пылевых частицах либо отсутствуют вовсе, либо содержатся в мизерных количествах.

"Если [наноалмазы] в кометах отсутствуют, тогда, скорее всего, образование большинства из них происходило во внутренних областях Солнечной системы", - пояснил г-н Брэдли. Из этого следует, что и происходило это уже после того, как образовались Солнце и наша планетная система.

Существует еще одно свидетельство в пользу теории о сравнительно недавнем происхождении наноалмазов.

В исследовании, опубликованном недавно в журнале Astronomy&Astrophysics, сообщалось об обнаружении следов наличия микроалмазов в пылевом диске, окружающем "новорожденную" звезду HD 97048. Пылевой диск вокруг нее по всем признакам напоминает тот, который окружал в свое время наше Солнце, и из которого образовывались планеты, кометы и астероиды. Результаты исследования показали, что наноалмазы, скорее всего, формировались уже непосредственно в этом диске, а не были занесены в него извне.

Другое возможное объяснение отсутствия наноалмазов в кометах, по мнению г-на Брэдли, - это то, что их формирование действительно происходило еще до появления Солнечной системы, однако они отсутствовали по каким-то причинам в тех областях пространства, в которых происходило образование комет. В этом случае придется пересмотреть наши представления о том, как происходило движение вещества в газо-пылевом облаке, окружавшем в свое время молодое Солнце.

Лэнс Басс начал курс подготовки молодого космонавта

Росавиакосмос до сих пор официально не подтвердил, что третим космическим туристом, который отправится на МКС на "такси-Союзе" в октябре этого года, будет Лэнс Басс (Lance Bass), участник американской поп-группы N'Sync. О подписании официального контракта ничего не сообщалось. Тем не менее, сообщается о том, что Лэнс Басс с 4 июля начал тренировки по ускоренному курсу подготовки космонавта. В этот день он испытал на себе невесомость во время полета на специальном самолете.

По программе подготвки космонавта-туриста Лэнсу Бассу предстоят тренировка на выживание с заброской в лес без пищи и воды, приводнение после "полета" в Черном море, получение навыков стрельбы из пистолета для защиты от волков и прочих хищников (на случай приземления в каком-нибудь богом забытом месте). Кроме того, он должен выучить русский язык (хотя бы на уровне понимания команд командира экипажа), сдать экзамены по теории космических полетов, по системам управления космическим кораблем, а также по устройству и работе Международной космической станции (МКС).

Предполагается, что очередной полет нового "Союза" для замены корабля, пристыкованного к МКС, начнется 22 октября 2002 г. и продлится около 10 дней. Возможно, эта дата будет откорректирована в связи с переносом запусков "шаттлов".

"Шаттлы" останутся на приколе как минимум до сентября

Американское космическое агентство NASA объявило о том, что запуски "шаттлов" возобновятся не раньше середины сентября этого года. И все из-за того, что во всех четырех "шаттлах" в одном и том же месте в топливопроводе обнаружены одинаковые небольшие трещины (первые трещины длиной от 2,5 до 7,5 мм были обнаружены 17 июня в топливопроводе "шаттла" Atlantis во время обычного послеполетного обследования корабля).

Правда, окончательного решения, относительно того, что делать с этими трещинами, пока не принято. По мнению специалистов, эти трещины образовались давно, и "шаттлы" уже неоднократно летали с ними. Тем не менее, окончательные выводы исследования этих трещин будут представлены через 2-3 недели. И тогда будет решено, производить какой-нибудь ремонт или оставить все, как есть.

Но даже в том случае, если решено будет провести ремонт, его надеются все-таки провести на месте без полной замены топливопроводов, иначе "шаттлы" смогут полететь только в конце этого года.

А середина сентября - это самый ближайший срок. То есть, даже если решено будет все оставить, как есть, раньше сентября первый "шаттл" подготовить к полету не удастся - слишком много времени ушло на все эти поиски трещин и исследования. В этом случае, по сообщению источников, близких к NASA, первый полет состоится примерно 19 сентября.

Вообще-то, до конца года у NASA запланировано 3 полета "шаттлов". Первым, по идее, должен быть Columbia, старт которого был намечен на 19 июля (это исследовательская орбитальная миссия без залета на МКС). Вторым должен быть "шаттл" Atlantis (его запуск был запланирован на 22 августа), он повезет на МКС фрагмент фермы для солнечных панелей. Ну и в середине октября на МКС должен был бы полететь "шаттл" Endeavour с очередным элементом каркаса станции и с ее новым экипажем. Правда, сейчас пока не известно, в каком порядке они полетят, возможно будет решено, что экспедиции на МКС (или хотя бы одна из них) состоятся раньше исследовательской миссии Columbia.

"Демонстратор-2" пропал на Камчатке

Вторые сутки остается неизвестным результат уникального эксперимента, проведенного 12 июля научно-исследовательским центром имени Бабакина при участии европейской аэрокосмической компании Astrium. По данным телеканала ТВС, аппарат "Демонстратор-2", который должен был приземлиться в районе Камчатке, не был найден к утру воскресенья. Задержка с поисками уже дала повод зарубежным СМИ, в частности United Press International, опубликовать сообщения с заголовками "Русские потеряли космический аппарат".

"Демонстратор-2" был запущен в пятницу с российской атомной подводной лодки "Рязань" из акватории Баренцева моря из подводного положения. Представитель центра имени Бабакина Лидия Авдеева сообщила, что спутник благополучно приземлился на Камчатке, однако поиск космического аппарата пока не дал результатов.

Не имеющий аналогов космический аппарат "Демонстратор-2" оснащен надувным тормозным устройством и предназначен для доставки на Землю грузов с космической орбиты, а также для посадки на другие планеты, в перспективе не исключена возможность их использования для экстренного возвращения космонавтов с орбиты на Землю.

Подводный старт и запуск спускаемого аппарата был произведен с помощью российской ракеты-носителя "Волна", созданной ГРЦ "КБ имени академика Макеева" на базе баллистической ракеты РСМ-50.

Две предыдущие попытки осуществить подобный эксперимент окончились неудачей. В 2000 году надувная тормозная система не была надута на полную мощность и аппарат был потерян. В июле 2001 года спускаемый аппарат не смог расстыковаться с ракетой-носителем.