Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

16 июля 2002 г.

Содержание

NASA удалось резко повысить тягу электроракетных двигателей

Военные признали потерю "Демонстратора-2"

На Камчатке продолжают искать космический аппарат

Космодром "Плесецк" отметил 45-летие

Спутник Artemis, год в космосе, но пока не на нужной орбите

В аварии ракеты с японским суперсамолетом виноваты недокрученные болты

Космические войска готовы помочь в поиске Ми-6

С помощью спутника в Андах нашли 4 активных вулкана

"Скарабей" полетит из Петербурга в Москву



NASA удалось резко повысить тягу электроракетных двигателей

Группе инженеров из Научно-исследовательского центра НАСА им. Гленна удалось совершить важный шаг в ракетном двигателестроении, успешно испытав прототип ракетного двигателя Холла (Hall thruster) мощностью до 72 кВт и тягой почти в 3 Ньютона.

Мощность и тяга нового ракетного двигателя Холла NASA-457M возросли почти десятикратно по сравнению с предшествовавшими разработками Центра. Руководитель группы разработчиков Роберт Янковски (Robert Jakovsky) подчеркнул, что "это достижение закрепляет мировое лидерство Центра Гленна в разработке двигателей Холла".

Новые мощные ракетные двигатели позволят революционизировать космические сообщения, снизив вдвое стоимость запуска в космос аппаратов НАСА, дав возможность организовать новые экспедиции к другим планетам, а также более чем вдвое повысив массу полезной нагрузки, которую можно вывести на геостационарную орбиту. По сравнению с ионными двигателями, двигатели Холла обладают целым рядом преимуществ, в особенности, в околоземном пространстве, поскольку обладают намного большей тягой и способны эффективно преодолевать силу притяжения таких небесных тел, как Земля.

NASA-457M - крупнейший двигатель Холла из созданных когда-либо. Достижение Центра Гленна позволит значительно лучше понять возможности масштабирования двигателей Холла, а также является очередным шагом на пути к их широкому использованию в будущем.


Военные признали потерю "Демонстратора-2"

15 июля пресс-секретарь Научно-исследовательского центра имени Бабакина Лидия Авдеева признала, что спускаемый космический аппарат с надувным тормозным устройством "Демонстратор-2", запущенный 12 июля с атомной подводной лодки Северного флота "Рязань", потерян. По ее словам, "в настоящее время специалистами обрабатывается телеметрия полета и ведется поиск космического аппарата в районе его предполагаемого приземления на Камчатке".

Как сообщает , экспериментальный космический аппарат создан в Научно-исследовательском центре имени Бабакина при участии европейской аэрокосмической компании . Второе, зарубежное название "Демонстратора-2" - IRDT (Inflatable Reentry Descent Technology). Он был запущен 12 июля с российской атомной подлодки "Рязань" с помощью ракеты-носителя "Волна". После 30-минутного полета "Демонстратор-2" должен был приземлиться на Камчатке. Однако до сих пор никаких следов приземления космического аппарата обнаружено не было.


На Камчатке продолжают искать космический аппарат

16 июля на Камчатке продолжились поиски космического аппарата "Демонстратор-2", запущенного 12 июля в 03.58 мск с атомной подводной лодки "Рязань" Северного флота, находившейся в акватории Баренцевого моря.

После трех суток тщетных поисков они перенесены из района полигона Кура в район Ключей.

Запуск космического аппарата был произведен с подводного положения АПЛ. Об этом сообщил источник из Научно-исследовательского Центра им.Бабакина, где была разработана экспериментальная технология приземления этого космического объекта.

"146-килограммовый КА был запущен на суборбитальную орбиту двухступенчатой ракетой-носителем "Волна",- уточнил источник. В этом экспериментальном пуске отрабатывалась новая технология приземления аппарата с использованием "надувного тормозного устройства". Этот способ, как считают специалисты, может стать перспективным не только для сохранения космических объектов, возвращающихся на Землю, но и при опускании космических объектов на другие планеты.

Старт и полет "Демонстратора-2" прошел штатно. Менее чем через полчаса он приземлился на территоррии Камчатки. Однако до сих пор он еще не найден".

"Данные телеметрии показывают, что приземление аппарата произошло в заданном районе. Однако этот район столь "природно первозданный", а аппарат - невелик по размеру, что поиски его до сих пор пока не увенчались успехом, - отметили в НИЦ. - Для дальнейшей отработки новой технологии приземления этот аппарат обязательно нужно найти".


Космодром "Плесецк" отметил 45-летие

15 июля пресс-служба администрации Архангельской области сообщила о том, что космодрому "Плесецк" в этот день исполняется 45 лет. В торжествах по этому случаю принимают участие командующий космическими войсками России генерал-полковник Анатолий Перминов, генерал армии Юрий Яшин и делегация областного руководства во главе с губернатором Анатолием Ефремовым.

Как сообщает агентство "РосБизнесКонсалтинг", космодром "Плесецк" начал свое существование с января 1957 г. под условным названием "Ангара". Официально днем создания космодрома считается 15 июля. 15 марта 1966 г. с космодрома был осуществлен первый запуск космического аппарата "Космос-112". За 45 лет истории "Плесецка" с космодрома было запущено около 2 тыс. спутников.


Спутник Artemis, год в космосе, но пока не на нужной орбите

Запуск телекоммуникационного спутника Artemis состоялся год назад, а точнее 12 июля 2001 г. Старт был неудачным. Из-за нештатной работы разгонного блока ракета Ariane 5 не смогла вывести спутник на заданную орбиту. Artemis оказался вдвое ниже, чем нужно, и на этой орбите использовать его было невозможно.

Но так как спутник этот был экспериментальным (на нем было установлено новое оборудование, в том числе ионный двигатель), а к тому же очень дорогим (убытки оценивались в 1 млрд дол.), то решено было попробовать вытащить спутник на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км с помощью его собственных двигателей.

Через несколько дней после запуска, потратив часть своего топлива, Artemis вышел на круговую орбиту высотой 31 тыс. км. Затем решено было включить ионный двигатель. На спутнике есть 4 ионных двигателя, которые изначально планировалось использовать только в экспериментальных целях для коррекции ориентации спутника в пространстве, а в основном двигателе используется химическое топливо. Но этот спутник, вообще-то рассчитан был на 10 лет работы, поэтому было бы неразумно тратить много топлива на его вывод на заданную орбиту, так как потом им нельзя было бы управлять.

Поэтому для выхода на заданную орбиту были использованы ионные двигатели. По сравнению с обычным двигателем они дают очень маленькую тягу (всего 15 миллиньютон), но в условиях невесомости постепенно могут разогнать корабль до очень приличных скоростей. Правда, для этого пришлось провести серьезное перепрограммирование бортового компьютера, и на это ушло несколько месяцев. Поэтому полностью на ионную тягу спутник перешел только в феврале этого года. После чего спутник начал медленно поднимать свою орбиту.

К настоящему моменту орбита спутника поднята на высоту немногим более 32,5 км, и движение продолжается со скоростью около 15 км в день. Чтобы подняться еще на 3 тыс. км, с которых спутник уже может начать работу, нужно подождать еще 200 дней, то есть Artemis выйдет на заданную орбиту в начале 2003 г. Наверное, это будет самый долгий выход космического аппарата на околоземную орбиту, который продлится как минимум полтора года.

Пока спутник медленно поднимается, наземный ЦУП, чтобы не терять времени проводит проверку его оборудования. Все работает нормально, осталось только дождаться, когда Artemis достигнет рабочей орбиты.


В аварии ракеты с японским суперсамолетом виноваты недокрученные болты

На днях в Австралии проводились испытания прототипа японского сверхзвукового пассажирского самолета. Это была беспилотная модель самолета длиной 11 м. На высоту 20 км ее должна была вывести ракета. Потом самолет должен был отделиться от носителя и в течение 14 минут, самостоятельно планируя, спуститься на землю. Таким способом планировалось провести испытания различных автоматических систем самолета.

Однако ракета пролетела только несколько секунд, поднявшись примерно на 100 метров, после чего взорвалась. Вместе с ней был потерян и макет самолета.

Специалисты, расследовавшие причины этой аварии, пришли к выводу, что она произошла из-за того, что болты, крепившие самолет к ракете, были недостаточно сильно затянуты. А сам самолет к аварии отношения не имеет.

Согласно проекту новый экспериментальный японский самолет NEXST (National Experimental Supersonic Transport) должен летать на высоте 20 км со скоростью порядка 2500 км/час.

По сообщению японской стороны, второй испытательный полет, ранее запланированный на ноябрь этого года, будет отложен. Скорее всего, он состоится через полгода, то есть где-то в январе 2003 г.


Космические войска готовы помочь в поиске Ми-6

Космические войска России готовы приступить к поиску вертолета Ми-6 в Арктической зоне с помощью спутников. Однако, по информации пресс-службы войск, "пока команды на начало такой работы из Министерства обороны или Генерального штаба Вооруженных сил РФ не поступало".

Как передает , в пресс-службе отметили, что, как правило, возможности Космических войск в поисковой работе в высоких широтах Арктики не афишируют.

По данным агентства, некоторые российские эксперты в области рынка космических услуг высказались за осуществление такой помощи войсками. По их утверждению, "новые космические аппараты России позволяют распознавать на Земле даже малоразмерные цели в условиях ограниченной видимости".


С помощью спутника в Андах нашли 4 активных вулкана

В недавнем выпуске журнала Nature была опубликована статья аспиранта-геофизика Калифорнийского технологического института Матта Притчарда (Matt Pritchard) и его научного руководителя Марка Симонса (Mark Simons), в которой они представили выводы, сделанные на основе исследований данных радарной интерферометрии горного массива Анд в Южной Америке.

Радарного съемка этих гор велась двумя европейскими спутниками ERS 1 and ERS 2 в течение 8 лет (с 1992 до 2000 года). В кадр попали около 900 вулканов. И оказалось, что четыре из них, которые считались спящими, на самом деле являются активными. Эти вулканы расположены в центральной части Анд. Их активность доказывают небольшие смещения пород в районе вулканов, которые были зафиксированы спутником.

Из четырех "замаскировавшихся" вулканов самым опасным считается вулкан Hualca Hualca. Он находится на юге Перу в местности с довольно высокой плотностью населения. К тому же в пределах 10 км от него находится активный вулкан Sabancaya. Второй вулкан находится в Боливии. Он называется Uturuncu. По данным спутниковой разведки, он "растет" вверх со скоростью 1-2 см в год. Третий вулкан Robledo находится в Аргентине, его высота наоборот по неизвестной причине уменьшается.

Четвертый район деформации поверхности земли находится на границе между Чили и Аргентиной, причем вулкана как такового на этом месте нет. Авторы окрестили место загадочной подземной активности Lazufre, так как оно находится между двумя вулканами Lastarria и Cordon del Azufre.

А вот в районе вулкана Lascar не было обнаружено никаких смещений земной поверхности, хотя с 1993 г. произошло три крупных извержения этого вулкана и несколько мелких.

В общем, спутниковый радарный метод исследования вулканов оказался очень перспективным.


"Скарабей" полетит из Петербурга в Москву

ОРТ и Международный Авиационный центр вскоре представят уникальный проект: полет из Петербурга в Москву на легком летательном аппарате - паралете. Полет будет проходить над автотрассой Е-95 на высоте 300 метров, без посадки и продлится почти сутки. Конструктор и пилот нового летательного аппарата Александр Бегак намерен не просто испытать на прочность свое детище, но и, если получится, вписать свое имя в книгу рекордов Гиннеса.

"Скарабей" - так называется новый летательный аппарат - пока не имеет аналогов в мире. Его изобрели студенты Московского авиационного института. Один из изобретателей, он же пилот Александр Бегак, намерен не просто поднять в воздух этот параплан, но и пролететь на нем без посадки из Петербурга в Москву.

Александр Бегак, летчик, конструктор: "У нас идея была - создать что-то новое, необычное, достойное для России, сделать перелет на новом классе, рекордный, посвященный исторической дате - первому полету авиаторов".

"Скарабей" построили в прошлом году из сверх прочных и легких материалов. Пока рекордным для Александра был полет на 200 километров. В этот раз задача гораздо сложнее. 720 километров без посадки за 24 часа. На борту параплана будет спутниковый телефон. Предполагается сеанс связи с российскими космонавтами на МКС, а сам пилот будет одет в скафандр с системой жизнеобеспечения. За полетом внимательно будет следить канал ОРТ.

Ориентировочно полет начнется на будущей неделе, в понедельник или во вторник. Впрочем, многое зависит от погоды, точнее - от силы ветра.



Нас считают