Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

18 июля 2002 г.

Содержание

Для снабжения МКС НАСА займется коммерцией

Уникальный "Демонстратор-2" все еще ищут

По солнечному диску движется огромное пятно

Лэнс Басс, наверное, все же попадет на МКС нынешней осенью

На поиск инопланетян нужно 25 лет и телескоп за 26 млн дол.

NASA выпустит самую подробную трехмерную карту мира

В Великобритании будет создана космологическая компьютерная сеть

Российский истребитель шестого поколения будет летать в космосе



Для снабжения МКС НАСА займется коммерцией

В рамках проекта НАСА Alternate Access to Station, предусматривающего разработку вариантов обеспечения международной космической станции всем необходимым на коммерческой основе, выданы четыре первых контракта. Проект является частью более широкой программы Space Launch Initiative, SLI. Общая стоимость контрактов составляет $10,8 млн.

Цель работ - создание концепции грузового транспортного корабля, способного автоматически производить стыковку с орбитальной космической станцией, а также выработка системы необходимых для этого технологических требований.

Разработка системы автоматического сближения и стыковки входит в число приоритетных для программы SLI, призванной кардинально повысить надежность и безопасность, а также значительно снизить стоимость многоразовых транспортных систем следующего поколения.

В работах по контрактам примут участие компании Andrews Space and Technology (г. Сиэттл, штат Вашингтон, $2,9 млн.), Lockheed Martin (г. Денвер, штат Колорадо, $3 млн.), The Boeing Company (г. Хантсвилл, штат Аляска, $2,6 млн.), и Constellation Services International, Inc. (г. Вудленд-Хиллз, штат Калифорния, $2,3 млн.) Работы развернутся уже в конце июля.

Создание системы автоматического сближения и стыковки, помимо снабжения МКС, критически важно для ряда других перспективных программ НАСА, в том числе обслуживания спутников на орбите, возвращения на Землю проб, взятых межпланетными исследовательскими станциями, а в перспективе - для организации крупномасштабного строительства на орбите.

Продемонстрировав работоспособность автоматизированной системы, НАСА планирует передать технологии в промышленность и впоследствии закупать услуги по доставке грузов на коммерческой основе, сконцентрировавшись тем самым на решении научных и исследовательских задач, а также обеспечив долговременное снижение издержек и непрерывное совершенствование системы за счет механизмов рыночной конкуренции.


Уникальный "Демонстратор-2" все еще ищут

Как уже сообщалось, экспериментальный космический аппарат "Демонстратор-2"с надувным тепловым экраном после успешного выведения в космос таинственно исчез при приземлении в районе полигона "Кура" на полуострове Камчатка. О странных обстоятельствах исчезновения этого уникального в своем роде аппарата рассказывается в сегодняшнем выпуске онлайновой версии журнала New Scientist.

Экспериментальный аппарат, оснащенный системой IRDT (надувная система мягкой посадки - Inflatable Reentry and Descent Technology), был запущен с борта российской подводной лодки К-44 "Рязань" 12 июля. Аппарат успешно отделился от носителя на высоте 200 км и начал снижаться.

Пункты слежения европейского и российского космических агентств потеряли его из виду практически сразу после отделения. В принципе, в этом нет ничего необычного, поскольку нагрев, электромагнитные поля и тучи обломков могут скрыть из виду наблюдателей сам аппарат.

"Полигон большой, а корабль - маленький, - философски подытожил ситуацию Лайонел Марраффа (Lionel Marraffa), ведущий инженер проекта от европейского космического агентства. - Единственное население на территории полигона - сотня медведей да несколько солдат, так что на поиски могут уйти еще многие дни или недели".

Если аппарат не разрушился при отделении от носителя, практически сразу должна была наполниться газом первая ступень посадочной системы. Она должна была выдержать вход в атмосферу со скоростью 7 км/с и температуры, достигающие 1000 градусов. Вторая ступень, служащая одновременно и парашютом, должна была раскрыться спустя 30 секунд после первой. Инженеры предполагают, что щит мог разрушиться, и в этом случае корабль просто сгорел. Первый экспериментальный аппарат с системой IRDT, запущенный в феврале 2000 г., по данным New Scientist, вернулся на Землю неповрежденным, но скорость в момент входа в плотные слои атмосферы у него была значительно ниже. Российские же источники утверждают, что первый "Демонстратор", который должен был совершить посадку в Оренбургской области, так и не удалось обнаружить.

Экспериментальный аппарат, похожий на воланчик для бадминтона, но впечатляющих размеров, разрабатывается для существенного снижения стоимости космических аппаратов за счет уменьшения стартового веса, приходящегося на посадочную систему, и ее размеров. Инженеры надеются даже, что система сможет стать основой для создания спасательных "шлюпок" для МКС, и даже для небоскребов.

Обычно в качестве тепловых щитов на космических кораблях используются массивные металлические или керамические экраны, а для обеспечения мягкой посадки - парашюты. Все это вместе весит очень много и отличается громоздкостью.

В новой системе в качестве теплового щита используются керамические волокна и резина на основе кремния; это сооружение играет также роль парашюта, снижая посадочную скорость до 50 км/ч.

Поиски аппарата, тем временем, продолжаются.


По солнечному диску движется огромное пятно

Космическая обсерватория SOHO постоянно следит за тем, что происходит на Солнце. Как раз сейчас по солнечному диску движется огромное пятно размером в 15 диаметров Земли. Из таких пятен и возникают вспышки на Солнце с коронарным выбросом огромного количества вещества общим весом около 10 млрд тонн. Такая вспышка произошла 15 июля. Правда, выброс произошел не точно в сторону Земли, но выброшенные в космос заряженные частицы, тем не менее, достигли магнитного поля нашей планеты двумя днями позже. Следствием этого было очередное полярное сияние.

Полярные сияния возникают довольно высоко над поверхностью Земли - на высоте от 80 до 500 км. Самолеты на такой высоте не летают, а вот "шаттлы" и МКС могут проходить через светящиеся зоны или в непосредственной близости от них. Астронавты потом рассказывают о незабываемых впечатлениях.


Лэнс Басс, наверное, все же попадет на МКС нынешней осенью

По сообщению Канадского космического агентства, Росавиакосмос разослал своим партнерам по проекту Международной космической станции (то есть космическим организациям 16 стран) список предполагаемых членов экипажа осенней экспедиции на МКС корабля "Союз". В нем фигурируют командир корабля российский космонавт Сергей Залетин, бельгийский астронавт Френк Де-Винн (Frank De Winne) и космический турист номер 3 певец из американской поп-группы 'NSync 23-летний Лэнс Басс (Lance Bass).

Конечно, наличие мистера Басса в этом списке не является неопровержимым свидетельством того, что он в октябре полетит на МКС, но включение его в этот список очень важно, поскольку, все участники проекта должны согласиться с составом экипажа "такси-Союза".

Официальный контракт с Бассом пока, по всей видимости, не подписан (иначе об этом было бы громогласно объявлено). Возможно, он будет подписан после того, как страны-участницы проекта МКС поставят свои разрешающие подписи под предложенным им списком. Во всяком случае, представители Росавиакосмоса и будущего туриста-космонавта намекают на то, что переговоры по финансовой стороне вопроса находятся на финишной прямой. Уже ставшую стандартной сумму в 20 млн дол. за полет заплатят спонсоры Басса и телевизионная сеть, которая намерена вернуть потраченные деньги, показав по телевидению фильм с участием Лэнса Басса, посвященный подготовке и самому полету на МКС.

А пока суд да дело, Басс в начале июля начал курс подготовки космонавта в Звездном городке. Курс этот явно сокращен, так как до запуска 22 октября осталось немногим более трех месяцев, а обычно он занимает не менее полугода.

Ну а сама экспедиция займет 10 дней. Ее основная цель - доставка на МКС свежего корабля "Союз", который будет использоваться в качестве средства аварийной эвакуации экипажа. А на Землю посетители МКС вернутся на старом корабле "Союз", гарантийный срок службы которого в космосе составляет полгода.


На поиск инопланетян нужно 25 лет и телескоп за 26 млн дол.

Астрономы, работающие по проекту поиска сигналов внеземных цивилизаций SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), считают, что в ближайшие 25 лет им все-таки удастся найти признаки разумной жизни во Вселенной.

Вообще-то этими поисками SETI Institute занимается с момента своего основания в 1984 г., исследуя радиосигналы, пытаясь выявить в них какие-то осмысленные последовательности импульсов. В обработке этой информации, получаемой с радиотелескопа в Арекибо (Пуэрто-Рико), участвуют около трех миллионов пользователей Интернет (они загрузили на свои компьютеры специальную программу, которая в то время, когда хозяин не работает на компьютере, загружает со специального Интернет-сайта очередную порцию данных и обрабатывает их). Но ничего похожего на сигналы братьев по разуму найти до сих пор не удалось. NASA прекратило финансировать поиск инопланетного разума еще в 1993 г., но энтузиасты не сдаются.

Правда, их поиск идет довольно медленно. Пока исследовано около 500 из 1000 намеченных звезд, но никаких разумных сигналов из их окрестностей не зафиксировано.

Теперь астрономы SETI Institute очень надеются на новый телескоп, строительство которого обойдется в 26 млн дол. Этот телескоп должен войти в строй в 2005 году, он должен ускорить процедуру поиска сигналов от звезд как минимум в 100 раз.

Этот телескоп, получивший название Allen Telescope Array, представляет собой решетку из более чем 350 спутниковых антенн-тарелок, диаметром 6 м каждая. Такая решетка работает как телескоп с антенной диаметром 100 м. Телескоп Allen Telescope Array будет построен в обсерватории Hat Creek Observatory в 470 км к северо-востоку от Сан-Франциско.

Предполагается, что он будет круглосуточно заниматься только поиском сигналов инопланетян и для этого обследует 100 тысяч или даже миллион окрестных звезд.

В том что такие сигналы будут найдены, ведущий астроном проекта Сет Шостак (Seth Shostak) практически не сомневается. Правда, он не рассчитывает на то, что удастся найти таких трогательных существ, каким был инопланетянин в одноименном фильме Спилберга. Но если, эти существа будут "сделаны" из аналогичных органических веществ, что и человек, то у них по идее должны быть мозг, глаза, рот (один или два), ноги и прочее. Кроме того, м-р Шостак считает, что ближайшие к нам разумные существа живут на расстоянии нескольких (или даже многих) световых лет, так что в ближайшем будущем встреча двух миров нереальна. Придется ограничиться радиосвязью. Но смогут ли и захотят ли они общаться с нами.


NASA выпустит самую подробную трехмерную карту мира

То, что удалось создать специалистам НАСА, до сих пор было только в арсенале героев фантастических фильмов. Новинка в десять раз точнее своих предшественников. В ближайшее время уникальная карта станет доступна ученым всего мира.

Эта карта претендует на звание самой точной современной карты мира. Более того, она еще и самая подробная. В трехмерной графике здесь отмечены города, реки, горы, пустыни и моря. Одним нажатием кнопки можно совершить восхождение на Эверест или побывать в пустыне Сахара. Причем показывается не сразу конечная точка, а весь маршрут движения. Над созданием этой карты НАСА работала почти два года. За это время топографический шаттл снял более триллиона различных отметок земной поверхности, которые затем были введены в компьютер и обработаны.

Эта карта удобна не только для любителей путешествий. НАСА так же планирует использовать эту карту и в других аспектах. Например, для изучения землетрясений, вулканов и движений земной поверхности. Однако пока доступ к этой карте могут получить лишь немногие.

Ученые полагают, что новая карта поверхности земли в десять раз более точная, чем самая лучшая из сегодня существующих карт, будет вести к существенному продвижению в организации безопасности авиаперелетов, а так же сможет прогнозировать природные катастрофы и соответственно сводить их последствия к минимуму. Специалисты НАСА говорят, что в самое ближайшее время эта информация будет доступна всему миру.


В Великобритании будет создана космологическая компьютерная сеть

Знаменитый астрофизик профессор Стивен Хоукинг (Stephen Hawking) представил план создания в Великобритании национальной космологической компьютерной сети CosmoGrid. Предполагается, то эта сеть позволит ученым точно описать всю историю Вселенной.

На проект CosmoGrid выделено 2 млн фунтов стерлингов. Центром сети будет суперкомпьютер Кембриджского университета, с которого она и будет управляться. В сеть войдут компьютеры целого ряда университетов, расположенных на территории Великобритании, в том числе Оксфордского университета и университетов Сассекса, Манчестера и Портсмута. Доступ к информации, распределенной в сети, обеспечит ПО производства SGI и Platform Computing.

В итоге, все ученые, имеющие доступ в сеть CosmoGrid, смогут общими усилиями провести анализ фонового излучения, которое стало распространяться во Вселенной после Большого Взрыва. Возможно, на основе этих данных, удастся воссоздать историю Вселенной.


Российский истребитель шестого поколения будет летать в космосе

На прошедшей во вторник пресс-конференции генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян поделился с журналистами некоторой информацией, касающейся разработок истребителей "Су". Как известно, сейчас идут разработки истребителя "пятого поколения". По словам Погосяна, истребитель "Су-47", который в настоящее время проходит испытания, является "прообразом" машин следующего поколения: отрабатываются двигатели с изменяющимся вектором тяги, проводятся испытания ряда систем авионики, связи, безопасности и других.

Что же касается истребителей шестого поколения, то Погосян заявил, что это вполне может быть уже космический аппарат. Правда, по мнению директора "Сухого", это будут уже не индивидуально функционирующие самолеты, а "аэрокосмические комплексы, "встроенные" в общую глобальную систему авиакосмических средств, куда будут включены базовые станции, другие космические объекты и аппараты". Такие системы будут насыщены всевозможной электроникой. Как заявил Погосян, уже сегодня загрузка пилотов превышает их физические возможности, так что в дальнейшем придется все больше полагаться на "сверхбыструю" электронику и автоматику.



Нас считают