Железная звезда по имени Солнце
Долгое время ученые считали, что солнце состоит из огромной массы водорода. Однако профессор ядерной химии Университета Миссури-Ролла д-р Оливер Мануэль (Oliver Manuel) утверждает, что водород находится только в верхнем слое солнца, а его ядро состоит из железа, и масса железа намного превышает массу водорода. Кроме железа в ядре Солнца находится еще и ксенон. Причем, основное тепло Солнца выделяется именно из ядра, а не в результате термоядерной реакции горения поверхностного водорода.
Профессор Мануэль объясняет это тем, что Солнце сформировалось на основе сколлапсировавшего ядра, оставшегося после взрыва сверхновой. Согласно его теории, внутренние планеты солнечной системы образовались главным образом из внутренней части той бывшей звезды, которая закончила свою жизнь тем самым взрывом сверхновой, а внешние планеты образовались из внешних слоев той звезды.
В пользу этой теории, по его мнению, говорит то, что составе метеоритов, упавших на Землю, обнаружен первобытный гелий и "странный" ксенон, и эти элементы находились в верхнем слое взорвавшейся звезды. Кстати, и гелий, и "странный" ксенон нашли в лунном грунте. Эти элементы также входят в состав атмосферы Юпитера. "Странным" этот ксенон назван потому, что в его составе находятся изотопы, которые образуются при взрыве сверхновой из внешних слоев этой звезды (а "нормальный" ксенон выбрасывается из внутренних частей сверхновой). Гелия во внутренней части взорвавшейся звезды нет, так как он в результате реакции термоядерного синтеза к моменту взрыва уже весь превратился в более тяжелые элементы.
Профессор Мануэль должен представить свою модель строения Солнца сегодня на ежегодной конференции Метеорологического общества в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Он уже не первый раз пытается убедить астрофизиков в правильности своей теории образования Солнца. Впервые он выдвинул гипотезу о том, что солнечная система сформировалась из осколков вращающейся звезды, которая взорвалась как сверхновая, еще в 1975 году. А над теорией "железного" Солнца д-р Мануэль начал работать еще в 1972 г.
Марсианский самолет учат летать в небе Арктики
В районе острова Девон в Канадской Арктике по заказу NASA готовится проведение комплексного междисциплинарного проекта, целью которого является разработка концепции проекта BEES (Bio-inspired Engineering for Exploration Systems) по исследованию Марса с помощью летательных аппаратов. Предполагается, что они будут воспроизводить характерные особенности поведения, свойственные таким живым существам, как пчелы или муравьи.
Для моделирования условий Марса выбрана каменистая полярная пустыня, в которой расположен метеоритный кратер диаметром 12 миль и возрастом 23 млн. лет, по геологическому строению и рельефу сходный с аналогичными кратерами на Марсе.
В рамках проекта планируется проведение многочисленных экспериментов и испытаний техники. Одним из важных ее пунктов станут испытательные полеты беспилотного летательного аппарата, в ходе которых планируется выработать предложения по осуществлению воздушных маневров в небе красной планеты. Самолеты (всего в испытаниях примут участие три аппарата) произведены компанией MicroPilot, подразделением Loewen Aviation of Canada.
Первые полеты должны были состояться в минувшие выходные. Топлива в аппарате хватает только на 20 минут полета, за это время он может совершить полет по замкнутому маршруту, удаляясь от места старта на 5 миль. Цель испытаний - отработка автопилота, интегрированного со спутниковой системой глобального позиционирования GPS. На землю будет передаваться изображение с борта самолета, а также навигационная и бортовая информация, сообщает Cnews.ru.
Марсианскому аппарату воспользоваться сигналами GPS не удастся, поэтому для него разрабатывается система искусственного интеллекта, которая автономно будет принимать решения о том, каким образом проложить маршрут в небе Марса, чтобы получить изображения определенного объекта на поверхности планеты. Ему, в частности, предстоит летать в глубоких каньонах, вдоль стенок кратеров, а также вокруг вулканов.
Жизнь самолета в условиях Марса может оказаться весьма недолгой, поэтому весьма важно, чтобы он имел возможность самостоятельно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию.
Вокалист NSync подписал предварительный контракт с "Росавиакосмосом"
Российское авиационно-космическое агентство заключило предварительный контракт с участником американской поп группы NSync Лансом Бассом (Lance Bass), сообщает Газета.Ру.
Планируется, что Ланс Басс полетит на Международную космическую станцию на российском корабле "Союз ТМ".
Окончательное соглашение будет подписано после того, как фирмы-спонсоры его полета внесут предварительную оплату. Среди них - кинокомпания Destiny Productions.
Кроме Ланса Басса в экспедиции примут участие командир экспедиции Сергей Залетин, бортинженер из Бельгии Франк Де Винн (Frank De Winne). Полет планируется осуществить в октябре 2002 года.
Микрофоны против "случайной" атомной войны
Ученые уже давно предупреждают политиков о том, что третья мировая война может начаться случайно, и спровоцировать ее может метеорит, взорвавшийся в атмосфере Земли. Уже подсчитано, что взрыв метеорита размером около 5 м в поперечнике эквивалентен по мощности взрыву 10 тыс. тонн динамита. Нечто аналогичное произошло недавно, когда пилот израильского самолета сообщил о вспышке в небе, которую он принял за взрыв ракеты земля-воздух. Ученые полагают, что это был именно метеорит. Но может оказаться так, что, увидев или зафиксировав такой взрыв, кто-то нажмет на красную кнопку, и начнется третья мировая войта.
Ученые предлагают исключить подобные ошибки путем постройки глобальной сети микрофонов, которые детектируют низкочастотные взрывы и могут отличить взрывы ракет от взрывов астероидов на расстоянии нескольких сотен километров. Сейчас для этих целей пока установлено только 12 микрофонов, но в ближайшие 5 лет планируется построить еще порядка 60 штук.
Запускам "шаттлов" мешают "Союз" и Леониды?
Сейчас все американские "шаттлы" стоят на приколе - специалисты занимаются исследованием обнаруженных трещин в их топливопроводах. Уже ясно, что запуски будут отложены (во всяком случае, "шаттл" Columbia уже пропустил дату своего старта, который был назначен на 19 июля). Но никаких конкретных сроков пока не объявлено.
Если специалисты и руководство NASA решат, что "шаттлы" преспокойно могут летать с этими трещинами и дальше, то первый "шаттл" (скорее всего, это будет Atlantis) полетит к МКС в конце сентября.
В противном случае начнут действовать другие факторы. Первый - это полет на МКС корабля "Союз", назначенный на 22 октября. NASA исключает возможность пристыковки к МКС "шаттла" в то время, когда там находится российская экспедиция посещения. NASA объясняет это повышенным риском повреждения кораблей при стыковке или отстыковке одного из них.
А в ноябре будет другая объективная причина для того, чтобы "шаттлы" оставались на Земле - метеорный поток Леониды, пик которого придется на 19 ноября. NASA традиционно не назначает полеты "шаттлов" на это время, но, возможно, в этом году эта традиция будет пересмотрена, если ожидаемая интенсивность метеорного потока окажется небольшой.
Что касается "шаттла" Columbia, исследовательская экспедиция которого была отложена первой, то он, скорее всего, полетит не раньше декабря, так как "монтажные" экспедиции на МКС считаются более важными и неотложными.
Нейтрино взвесили на галактических весах
Группа астрономов использовала "галактические весы" для определения массы нейтрино, установив наиболее жесткую на сегодняшний день верхнюю границу массы частицы. Теперь она составляет 2,2 эВ - это примерно четверть миллионной массы электрона.
Изучение свойств нейтрино - весьма непростая задача, поскольку эти частицы не имеют электрического заряда и слабо взаимодействуют с веществом. Однако, так как во Вселенной нейтрино неимоверно много (в настоящее время - примерно 350 штук на кубический сантиметр), даже небольшие изменения в оценке их массы могут самым кардинальным образом изменить космологию.
"Способность вещества во Вселенной концентрироваться, собираясь в скопления, напрямую зависит от совокупной массы нейтрино, - поясняет один из членов группы, сотрудник Кембриджского университета Ойштейн Илагори (Oystein Elagory). - Если мы определим меру концентрации вещества, мы соответственно сможем определить и массу нейтрино, которая напрямую связана со степенью концентрации".
Г-н Илагори и его коллеги выяснили, как распределены в пространстве 160 тыс. ближайших к нам галактик, воспользовавшись для этого данными обзора 2dF Galaxy Redshift Survey. Оказалось, что нейтрино могут составлять максимум одну восьмую от совокупной массы всей скрытой массы, существование которой вытекает из принятых в настоящее время космологических моделей. А, следовательно, основной источник этой самой скрытой массы так и остался пока что неизвестным.
Тем временем результаты, полученные в нейтринной обсерватории Sudbury, позволили установить нижний предел массы нейтрино (только одного определенного типа) равным 50 МэВ. В сочетании с результатами, полученными группой г-на Илагори, эти данные позволили ближе, чем когда-либо, подобраться к разгадке одной из наиболее фундаментальных тайн Вселенной.
В США испытан прототип лазерного противоракетного самолета
На прошлой неделе в США состоялся первый испытательный полет прототипа самолета с лазерной противоракетной установкой. Модифицированный Boeing-747-400 18 июля взлетел с аэродрома испытельного полигона компании-производителя в Вичите (штат Канзас) и два часа провел в воздухе.
Целью первых испытаний была проверка новых аэродинамических характеристик самолета, на носу которого смонтирована турель для мощного химического лазера. Сам лазер на самолет не устанавливался.
Проект Airborne Laser, являющийся частью программы разработки национальной противоракетной обороны США, ведется группой американских компаний с середины 90-х годов. Ему отводится роль первого противоракетного щита: "лазерные самолеты" должны сбивать баллистические ракеты на ранних участках траектории, поражая топливные баки носителей. Для этого предполагается использовать химический кислородно-иодный лазер (COIL) высокой мощности, способный поразить цель на расстоянии свыше 300 километров. В консорциум, занимающийся разработкой проекта входят Boeing, Lockheed Martin и TRW.
Следующим этапом экспериментов станет наземная проверка самолета, после чего еще до конца года на него будут установлены системы сопровождения цели и лазерная установка. Летные испытания снаряженного прототипа будут проводится на авиабазе Edwards в Калифорнии, сообщается на сайте проекта Airborne laser.
|