Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

31 июля 2002 г.

Содержание

Новые снимки одной из самых загадочных областей Марса

"Канадская стрела" из Великобритании претендует на 10 млн дол. в космической гонке

Запасайтесь биноклями, к нам летит астероид

Космические агентства снова обратили взгляды к Луне

Челнок "Атлантис", вероятно, первый получит разрешение на полеты

В будущем информация со спутников будет передаваться с помощью лазеров

Млечный Путь украл старые звездные скопления у соседей



Новые снимки одной из самых загадочных областей Марса

Принадлежащий NASA космический аппарат Mars Odyssey получил новые снимки того региона Марса, в котором находится загадочное образование, напоминающее с орбиты человеческое лицо. Эта область, получившая название Кидония, содержит огромное число весьма интересных геологических образований, но наибольшее внимание всегда привлекало, конечно же, "лицо", считавшееся чуть ли не прямым доказательством существования на Марсе разумной жизни.

Вот фотографии "лица", сделанные в разные годы. Верхняя слева: 1970 г., аппарат "Викинг"; верхняя справа 1998 г., нижняя слева 2001 г., аппарат Mars Global Surveyor.

Однако специалисты из университета штата Аризона, непосредственно работавшие с новыми снимками Кидонии, полагают, что получили еще одно свидетельство естественного происхождения странных горообразований в этой области Марса. Дело в том, что количество выступов в этом районе планеты столь велико, что найти среди них "лицо" чрезвычайно трудно.

Структура ландшафта Кидонии (справа) не содержит никаких признаков искусственного вмешательства: внешний облик всех, без исключения, объектов формировался под действием эрозии и гравитационных сил.

Отметим, что изображение "лица" на Марсе впервые было получено космическим аппаратом "Викинг" в 1970 г. Разрешение снимка было невысоким, и на нем легко можно было найти "глаза", "нос" и "рот". Последующие исследования показали, что странное образование имеет значительно более сложную форму, подтверждающую гипотезу о том, что "лицо" обязано своим появлением естественным факторам.


"Канадская стрела" из Великобритании претендует на 10 млн дол. в космической гонке

В 1996 г. в США был создан фонд X-Prize Foundation, который учредил приз в 10 млн дол. той команде разработчиков, которая построит без государственной помощи первый частный космический корабль, дважды в течение двух недель запустит его с экипажем из трех человек на высоту 100 км и вернет на Землю.

Пока этот приз никто не получил, но над проектами кораблей, которые должны выполнить эту задачу, сейчас работает 21 команда из пяти стран мира. И в некоторых из них работают бывшие сотрудники ведущих аэрокосмических корпораций мира.

Одна из таких команд работает в Великобритании в Лондоне, но аппарат, который она строит, почему-то называется Canadian Arrow ("Канадская стрела"). Как он будет выглядеть, когда полетит (если он вообще когда-нибудь полетит), показано на рисунке ниже.

По сообщению этой команды, на прошлой неделе она провела успешные испытания двигателя для этого космического аппарата. Основной целью этих испытаний была проверка правильности конструкции инжекторной системы, в которой смешиваются компоненты топлива - жидкий кислород и этиловый спирт. Правда, это были только предварительные испытания двигателя, а основные должны состояться в начале августа.

Но когда будут первые летные испытания, руководитель проекта Canadian Arrow Джефф Ширин (Geoff Sheerin) сказать пока не может. Скорее всего, пройдет не год и не два, прежде чем Canadian Arrow или кто-либо из других претендентов на 10 млн дол. оторвется от Земли.


Запасайтесь биноклями, к нам летит астероид

К Земле приближается очередной космический булыжник. Это астероид, который астрономы открыли лишь две недели назад - 14 июля. Он получил название 2002 NY40 (не надо путать с астероидом 2002 NT7, который недавно сначала был объявлен будущим убийцей чуть ли не всего живого на Земле, а потом разжалован в рядовые неопасные астероиды).

Никаких катаклизмов обитателям Земли астероид 2002 NY40 не сулит, но пролетит он достаточно близко, чтобы его можно было видеть в бинокль (невооруженным глазом не получится). По оценкам астрономов, этот астероид имеет около 800 м в поперечнике. 18 августа расстояние от Земли до этого астероида будет минимальным - 1,3 радиуса орбиты Луны.

Сейчас астероид 2002 NY40 выглядит как звезда 17-й величины, то есть как очень тусклая звезда, но к 18 августа он станет поярче и дотянет до 9-й величины. Но и в этом случае он будет в 16 раз тусклым, чем самая тусклая звезда, которую можно увидеть невооруженным глазом. Правда, для астероида он очень яркий.

18 августа этот астероид можно будет найти на небосклоне рядом с Вегой, очень яркой звездой. Увидеть его можно будет в небольшой телескоп или в мощный бинокль. Лучше всего наблюдать 2002 NY40 перед рассветом 18 августа. Он будет перемещаться по небу со скоростью 8 градусов в час.

Большинство астероидов с высоким содержанием углерода отражает всего 3-5% падающего на них света, но бывают еще "металлические" астероиды, которые отражают 10-15% света. Из чего состоит астероид 2002, NY40 астрономы пока не знают, но надеются узнать, когда он подлетит поближе.


Космические агентства снова обратили взгляды к Луне

По прошествии тридцати лет после полета человека к Луне космические агентства снова рассматривают возможности ее исследования.

Европейцы планируют в начале 2003 года отправить зонд "Смарт-1" для составления подробной карты спутника. Американские ученые обращаются к своему космическому агентству NASA с предложениями рассмотреть возможность отправки к спутнику летательных аппаратов, вездеходов и астронавтов. Даже Китай заявляет о подготовке пилотируемой экспедиции к Луне.

Новый интерес к исследованию Луны связан с желанием понять процесс зарождения жизни на Земле. Многие ученые уверены, что пыль на поверхности Луны содержит остатки породы, отделившиеся от Земли около четырех миллиардов лет назад в результате столкновений с кометами и астероидами. Некоторые исследователи полагают, что лунные кратеры могут даже содержать следы древней земной микробиологической жизни.

Реальная возможность вернуться к Луне представится в 2003 году, когда Европейское космическое агентство запустит туда свой зонд. Одной из задач этого полета будет испытание нового типа двигателя, работающего от электроэнергии солнечных батарей. Кроме того, ученые попытаются найти ответы на вопросы о том, как образовалась Луна и какую роль она сыграла в ранней истории Земли.

Модуль "Орион" спущенный кораблем "Апполон-16" 21 апреля 1972 года имел шесть фотокамер для съемки поверхности Луны. В отличие от него зонд "Смарт-1" оборудован современными инфракрасными и рентгеновскими камерами для высокоточной съемки поверхности.

Астронавты с "Аполлона" привезли на Землю 382 кг лунной породы, а три беспилотных советских зонда еще 300 кг. Но эти образцы взяты в определенных местах поверхности и не могут дать представление о спутнике в целом. От проекта "Смарт-1" ожидают большего - получения данных о составе всей Луны.


Челнок "Атлантис", вероятно, первый получит разрешение на полеты

Руководитель программы полетов Американского космического агентства (NASA) Рон Дитмор (Ron Dittemore) заявил во время телеконференции 26 июля, что трещины в топливных системах космических челноков будут устранены с помощью сварки и следующий полет состоится уже в конце сентября или начала октября.

Если план устранения неисправностей будет утвержден, ремонтные работу должны начаться примерно 5 августа.

Ожидается, что первым в космос отправится корабль "Атлантис", в программу полета которого входит доставка к Международной космической станции (МКС) и установка одного из связующих модулей. Примерно 2 ноября с аналогичным заданием к МКС полетит "Индевор", который, кроме того, привезет на станцию новый и заберет старый экипаж. Еще один челнок, "Колумбия", с израильским астронавтом на борту должен отправится в исследовательскую экспедицию в декабре.

Напомним, что полеты всех кораблей NASA были приостановлены после обнаружения крошечных трещин на поверхности металлических направляющих внутри трубок подачи жидкого водорода в двигатели. Направляющие способствуют непрерывной подаче топлива по самим трубкам и сочленениям, которые обеспечивают каналу необходимую гибкость, когда охлажденное топливо вызывает сжатие трубок.

Специалисты опасаются, что трещины могут увеличиться и от направляющих отколются частицы металла. Попав по топливным трубкам внутрь двигателя, такие частицы потенциально могут привести к катастрофическим последствиям.

На прошлой недели инженеры сначала определили три возможных варианта устранения неисправности, а затем в ходе обсуждения выбрали сварку, как наиболее приемлемый. Два других способа предполагали вырезку металлических элементов из направляющих либо высверливание отверстий в определенных местах.

Дитмор сообщил, что отремонтированные компоненты будут тщательно проверяться после каждого полета, а в будущем конструкторы рассмотрят возможность их замены на более совершенные. В то же время специалисты NASA продолжают искать так и не выясненную пока причину возникновения трещин.


В будущем информация со спутников будет передаваться с помощью лазеров

Для предотвращения потери ценной информации, поступающей с орбитальных спутников и удаленных летательных аппаратов, на смену устройствам радиосвязи должны постепенно прийти лазерные системы передачи данных, - считает группа исследователей, опубликовавших статью в журнале Science.

В настоящее время прием информации от всех уделенных американских космических аппаратов и некоторых спутников, находящихся на орбите Земли, осуществляется сетью наземных радиоантенн агентства NASA, объединенных в систему Deep Space Network (DSN). Система, по признанию официальных лиц, уже трещит по швам, и инженеры с трудом удовлетворяют растущие потребности. Очевидно, что в недалеком будущем комплекс DSN не сможет справляться с увеличивающимся потоком данных, поступающих от летательных аппаратов.

Новая среда передачи данных основана на технологиях, уже применяемых в опто-волоконных системах. Сигнал будет передаваться в ближней инфракрасной части спектра (включающий радиоволны и видимый свет), широко используемой астрономами для изучения космических объектов. Преимущество такой схемы в том, что на земле уже построены принимающие станции в виде больших оптических телескопов, способных принимать инфракрасный сигнал.

Скорость передачи данных, как ожидается, должна возрасти в сто раз. Кроме того, лазерная передача будет менее энергоемкой, поскольку лазерный луч генерируется на более высоких частотах и лучше сфокусирован, чем радиосигнал. Таким образом, бортовым передатчикам потребуется гораздо меньше энергии.

Однако с другой стороны для передачи сигнала потребуется более точное оборудование. Оптический передатчик должен иметь качество рабочей поверхности сравнимое с телескопом, а механизм наведения необходимо сделать намного более точным, чем при радиопередаче. Поскольку лазерный луч относительно узок, он должен направляться точно на принимающую станцию, тогда как радиоволны достаточно направить в окрестность приемника.

Идея лазерной передачи сигнал на самом деле не нова. В лаборатории реактивного движения NASA уже изучали возможность разработки подобных систем и пришли к выводу, что их использование будет достаточно эффективным. Однако критики указали на весьма существенный недостаток: лазерный сигнал не может проходить через облака.

"Приемные станции необходимо разместить в высокогорных районах, где практически не бывает пасмурных дней. Это не большой недостаток, если тщательно спланировать расположение наземных станций" - считают авторы статьи.

Для постоянной связи с космическими аппаратами на планете потребуется оборудовать, по крайней мере, три принимающих станции общей стоимость примерно $200 млн. На поддержание их работоспособности потребуются дополнительные затраты. Еще около $200 миллионов необходимо для разработки космических лазерных передатчиков - летательные аппараты нужно оборудовать как минимум 1-метровым телескопом.

Европейское космическое агентство (ESA) уже продемонстрировало возможность обмена информацией с помощью лазера между двумя своими спутниками ARTEMIS и SPOT-4. Исследователи считают, что без совместных усилий NASA и ESA построить систему для лазерной передачи сигнала из космоса на землю вряд ли удастся, и если начать работу сейчас, то до ввода ее в эксплуатацию пройдет не менее 10-15 лет. Однако, как отмечают в заключении авторы статьи, усилия, затраченные на создание оптического передающего комплекса, оправдают себя значительным ростом эффективности пересылки больших объемов данных.


Млечный Путь украл старые звездные скопления у соседей

Южно-корейские астрономы недавно опубликовали в журнале New Scientist статью, в которой они изложили новую версию эволюции нашей галактики Млечный Путь. В нашей галактике сейчас находится около 150 компактных звездных скоплений. Раньше предполагалось, что только около двух десятков из них были "украдены" из других галактик. Однако авторы статьи утверждают, что самые старые звезды в нашей галактике, которые находятся в скоплении бедных металлами звезд Group II-b, то же были в свое время украдены. Причем выяснилось, что звезды в этом скоплении на самом деле моложе, чем считали раньше, и расстояния между ними тогда должны быть больше, что в свою очередь должно повлиять на измерения яркости этих звезд.

Корейские астрономы составили компьютерную модель присоединения звезд из скопления Group II-b к Млечному Пути, исходя из того, что это скопление возникло в какой-то из соседних галактик. Получилось, что скопление Group II-b в свое время находилось в той же плоскости, что и наша соседка галактика Большое Магелланово Облако.



Нас считают