Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

5 августа 2002 г.

Содержание

NASA начинает работы по ракетным ускорителям нового поколения

Компьютерная модель подтвердила теорию слияния черных дыр

MOST - первый канадский космический телескоп

NASA изучает возможность подготовки новой экспедиции к Луне

Главной целью очередного полета к Луне будет испытание нового двигателя

NASA открывает русскую Интернет-службу новостей

Новую комету Hoenig потеряли на 5 дней



NASA начинает работы по ракетным ускорителям нового поколения

Космическое агентство NASA начало работы по проекту создания повторно используемых ускорителей для ракет-носителей второго поколения.

Сейчас твердотопливные ускорители "шаттлов", отработав, падают в Атлантический океан на парашютах, а специальные суда их там подбирают и возвращают обратно на мыс Канаверал. Идея ускорителей нового поколения состоит в том, чтобы они после отделения от "шаттла" не падали в море, а своим ходом возвращались на заданный наземный аэродром.

Предполагается, что такие самостоятельно возвращающиеся ускорители будут оснащены реактивными двигателями, которые будут включаться после отключения ракетных двигателей и отделения от "шаттла". Пока этот проект находится на стадии определения требований к таким двигателям и оценки риска их использования. В качестве кандидатов рассматриваются несколько двигателей для военных и гражданских реактивных самолетов.


Компьютерная модель подтвердила теорию слияния черных дыр

Астрономы ранее высказывали предположения, что при столкновении галактик черные дыры, находящиеся в их центрах, могут сливаться. Новая компьютерная модель подтверждает, что такие колоссальные события действительно происходят с частотой примерно раз в год.

Некоторые галактики выбрасывают потоки энергии в двух противоположных направлениях вдоль оси вращения. Предполагается, что эти потоки возникают под воздействием черных дыр, которые нельзя увидеть непосредственно. Исследуя галактики с помощью радиотелескопа, ученые обнаружили, что у 7% галактик наблюдается внезапный сдвиг в направлении энергетических потоков. Изменение направления потоков свидетельствует о нарушении равновесия в галактической системе.

Новая модель показывает, каким образом перестраиваются энергетические потоки галактик и подтверждает, что взаимное притяжение черных дыр заканчивается их слиянием, а не бесконечным вращением вокруг друг друга.

Моделирование показало, что при слиянии крупных галактик, черные дыры смещаются к центру объединенной галактики. Но, приближаясь к центру, черные дыры будут вытеснять близлежащие звезды, разрушая тем самым механизм их взаимного притяжения.

Ученые пока не могут объяснить, что притягивает черные дыры друг к другу после того, как они лишаются своего окружения. Но когда расстояние между ними уменьшается до размера солнечной системы, черные дыры начинают испускать энергию в виде гравитационных волн. Затем они начинают неуклонно скользить навстречу, все быстрее и быстрее закручиваясь в спираль. Финальное слияние вызывает сильнейший выброс гравитационной энергии.

Исследование галактик, испускающих гравитационные потоки, позволяет предположить, что подобные гигантские столкновения происходят в окружающей нас вселенной примерно раз в год.


MOST - первый канадский космический телескоп

На прошлой неделе в Канаде состоялось официальное представление первого канадского космического телескопа MOST (Microvariability and Oscillations of STars). Этот телескоп будет установлен на микроспутнике размером с чемодан (65х65х30 см). Вес всей конструкции составит около 60 кг.

Над этим проектом работают Канадское космическое агентство, компания Dynacon Enterprises Limited, университеты Торонто и Британской Колумбии. Запуск этого спутника запланирован на апрель 2003 г. Его выведет на орбиту российская ракета "Рокот", которая стартует с космодрома Плесецк. По смете, стоимость этого спутника с телескопом не превысит 10 млн канадских дол. (6 млн дол. США).

Телескоп MOST будет использоваться для проведения сверхточных измерений изменения яркости звезд, что позволит определить их возраст (а вместе с тем и возраст Вселенной) и исследовать атмосферы планет, которые могут вращаться вокруг этих звезд. Несмотря на столь амбициозные задачи, размеры телескопа будут весьма скромными: диаметр его зеркала составит всего 15 см.


NASA изучает возможность подготовки новой экспедиции к Луне

Американские ученые призывают космическое агентство NASA организовать беспилотный полет к обратной стороне Луны для сбора образцов в наиболее старом и глубоком из известных кратеров - бассейне Эйткена (Aitken Basin) у южного полюса Луны. Многие специалисты полагают, что бассейн Эйткена хранит свидетельства, по которым можно судить не только об эволюции самой Луны, но и о раннем периоде формирования Земли.

Однако организовать новую экспедицию к Луне не простая задача для NASA. Хотя космические технологии продвинулись достаточно далеко, для того чтобы посадить на спутник беспилотный зонд, собрать образцы и доставить их на землю потребуется немало усилий.

Очевидно, что автоматический зонд, способный самостоятельно совершать посадку и взлет, должен иметь на борту сложное техническое оборудование. Электроника должна гарантировать плавное снижение и точное приземление аппарата. Для сбора образцов необходимо специальное бурильное оборудование, а также измерительные приборы для определения физических параметров и датчики для анализа химических свойств материалов. Кроме того, для передачи команд и данных зонду на обратную сторону Луны потребуется дополнительный спутник-ретранслятор.

Технология автоматической посадки на луну была несколько десятилетий назад успешно отработана советскими специалистами. В 1970 году советский зонд "Луна 16" собрал первые образцы с поверхности спутника. Он провел на поверхности Луны 26 часов и вернулся к Земле с фрагментом грунта. Затем в 1972 году зонд "Луна 20" совершил посадку в гористой области примерно в 120 км от места приземления "Луны 16". Зонд просверлил скважину в поверхности и собрал образцы породы в специальную капсулу. Последняя советская экспедиция к Луне состоялась в 1976 году - зонд "Луна 24" опустился в районе Моря Кризисов (Mare Crisium) и также забрал с поверхности образцы грунта.

Американские летательные аппараты также исследовали Луну в 1966-68 годах, но они не были предназначены для доставки образцов - эта задача выполнялась людьми, высадившимися на спутник с корабля "Аполлон".

Многие инженеры, среди которых Джим Берк (Jim Burke), бывший сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA, участвовавший в подготовки первых экспедиций к Луне, считают, что полет к бассейну Эйткена - технически осуществимый проект.

Свежие лунные образцы, по мнению ученых, будут способствовать развитию таких направлений науки, как геохимия и космохимия. Все ранее полученные материалы были собраны в девяти точках с поверхностных слоев "лицевой" стороны Луны. Этого явно недостаточно, чтобы сделать выводы о строении и эволюции нашего спутника, поэтому если экспедиция к бассейну Эйткена состоится, ученые, возможно, получат ответ на многие важные вопросы.


Главной целью очередного полета к Луне будет испытание нового двигателя

В апреле следующего года спутник "Смарт-1" Европейского космического агентства (ESA) отправится к Луне. Для смещения летательного аппарата с орбиты Земли будет использован ионный двигатель, работающий на электроэнергии.

Двигатели, работающие на электричестве, уже достаточно давно применяются на низкоорбитальных телекоммуникационных спутниках. Такой же двигатель испытывался на экспериментальном зонде DS-1, принадлежащем американскому агентству NASA.

Спутник "Смарт-1" будет заниматься исследованием Луны, но основная цель этого полета - тестирование нового двигателя. В нем не сжигается топливо, как в химических ракетных двигателях, вместо этого электроэнергия, поступающая от солнечных батарей, используется для ионизации газа.

Большинство современных космических кораблей оснащено реактивными двигателями, работающими на ракетном топливе. Топливные баки имеют большую массу и существенно ограничивают свободное место на борту, которое можно было бы использовать для размещения дополнительной научной аппаратуры. Кроме того, для дальних полетов необходимо использовать гравитацию близлежащих планет, чтобы получить необходимое ускорение, выбирая при этом определенное время старта и траекторию движения.

Электрические ионные двигатели позволяют избежать этих проблем. Они более эффективны, поскольку топливный источник (солнечные батареи) и энергетический элемент (ксенон) в них разделены, в отличие от ракетного топлива, выполняющего обе функции. Вместо сжигания твердого гидразина для создания необходимого импульса, на зонде "Смарт-1" применяются высокоэффективные литиевые солнечные батареи, которые подают энергию в двигатель, принцип функционирования которого основан на эффекте Холла.

Базовый компонент двигателя - 10-сантиметровая керамическая камера, окруженная магнитами. На одном конце камеры установлен катод, испускающий электроны, на другом конце - положительно заряженный анод, притягивающий электроны.

По мере того, как в камеру подается ксенон, электроны ускоряются под действием магнитного поля и выбивают электроны из атомов ксенона. При этом возникают положительно заряженные ионы ксенона и свободные электроны, которые в свою очередь продолжают бомбардировать атомы газа, образуя все новые и новые ионы. Затем катод выталкивает ионы ксенона из камеры в виде яркой голубой струи.

Такой двигатель имеет очень слабую тягу, эквивалентную давлению листа бумаги на ладонь руки. Но поскольку процесс ионизации газа намного эффективнее сжигания топлива в ракетном двигателе, ионный двигатель сможет работать намного дольше. Со временем механический импульс аппарата возрастает, и он наберет необходимую скорость.

Медленный разгон позволяет значительно уменьшить энергетические затраты, а это является важным фактором для осуществления дальних полетов, таких как запланированная ESA экспедиция к Меркурию. Слабая тяга ионного двигателя имеет еще одно преимущество - маневренность. Кратковременные запуски двигателя, повернутого в определенном направлении, позволят точно ориентировать корабль в пространстве.

Ионный двигатель был впервые изобретен еще в 1960 году, но до сих пор не рассматривался как серьезный конкурент реактивному, пока специалисты не стали задумываться над сокращением затрат при полетах на большие расстояния.

Более эффективный принцип движения открывает широкие возможностей для исследования солнечной системы. Конструкторы полагают, что в будущем ионные двигатели можно будет устанавливать на летательные аппараты размером с мыльницу и отправлять их к планетам и спутникам. Однако для межзвездных перелетов, очевидно, понадобятся еще более емкие источники, использующие атомную энергию.


NASA открывает русскую Интернет-службу новостей

NASA начинает распространять свои новости на русском языке. С этой целью создана специальная служба - Ames-novosti, которая будет переводить сообщения и рассылать их подписчикам по электронной почте.

Переводом новостей займется исследовательский центр им. Эймса Ames Research Center, расположенный в штате Калифорния. Подписку на новости смогут оформить все желающие. Новости будут бесплатно рассылаться по электронной почте, для их получения нужно послать запрос на адрес ames-novosti-request@lists.arc.nasa.gov, указав в теме письма: subscribe.

"NASA играет важную роль в распутывании загадок всей Вселенной и нашей общей планеты, - комментирует создание русского новостного сервиса помощник администратора общественных связей штаб-квартиры NASA в Вашингтоне Гленн Махоун (Glenn Mahone). - Наше мировоззрение и миссии простираются далеко за географические границы, и мы считаем, что должны сделать все возможное для преодоления языковых барьеров, чтобы люди из разных стран мира узнали невероятные истории наших достижений".

В пресс-релизе NASA также отмечаются космические достижения России, основного партнера по Международной космической станции. "Русские очень интересуются космическими исследованиями, - отметила Вероника Суховицкая из Ames. - К тому же это отличный способ донести информацию до русских, проживающих в США и интересующихся космическими программами NASA".


Новую комету Hoenig потеряли на 5 дней

Астроном-любитель из Германии Себастьян Хениг (Sebastian Hoenig) 22 июля этого года открыл новую комету. Он обнаружил ее в свой 25-сантиметровый телескоп Meade в районе созвездия Пегаса в том "пустом" месте под названием "Большая Площадь" (Great Square), где обычно видны далекие космические объекты. В тот день он выехал с телескопом на машине в свое любимое место для наблюдений - лес Оденвальд в окрестностях Гейдельберга. У него не было с собой ни звездного атласа, ни даже клочка бумаги, поэтому он записал координаты нового объекта на этикетке пустой бутылки из-под воды. Хениг смотрел на этот объект довольно долго и определил, что он движется на север со скоростью около 3 угловых минут в час.

На следующий день Хениг отправил по электронной почте сообщение с описанием своих наблюдений в Центральное бюро астрономических телеграмм (Central Bureau of Astronomical Telegrams, CBAT), которое располагается в Кембридже (шт. Массачусетс). Однако на следующий день ни сам Хениг, ни кто-либо другой из астрономов не смогли увидеть новый объект из-за яркого света Луны и из-за того, что его местоположение было довольно неопределенным, ведь он довольно быстро перемещался.

В общем, это оказалась комета, которую вновь увидел только 27 июля астроном из Японии Кенити Кадота (Kenichi Kadota). Он обнаружил комету на 8 градусов к северу от того места, где ее видел Хениг, но открытие Хенига было наконец-то подтверждено. Следует отметить, что предыдущая комета, открытая с территории Германии, была обнаружена в 1946 г. С тех пор большую активность в этом деле проявляют японцы. Хотя Хениг не новичок в деле охоты за кометами, он обнаружил 20 комет на снимках, сделанных космическим телескопом SOHO и публикуемых в Internet.

Астрономы уже подсчитали, что комета Хенига достигнет самой ближней к Солнцу точки своей орбиты приблизительно 1 октября. Тогда она будет располагаться между орбитами Венеры и Земли в своем движении по почти параболической орбите, наклоненной под углом в 73 градуса относительно плоскости орбиты Земли.

Сейчас комету Хенига можно легко заметить в небольшой телескоп, если он установлен в северном полушарии Земли. Комета выглядит как немного смазанная звезда 10-й величины, которая медленно движется от Андромеды к Кассиопее. К середине августа она приблизится к Солнцу и станет ярче (как звезда 9-й величины). При этом она переместится к зениту, а потом начнет пересекать Большую Медведицу с севера на юг.



Нас считают