Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

14 августа 2002 г.

Содержание

25 годовщина первого самостоятельного полета "Шаттла"

На фотографии вселенной удалось запечатлеть 100000 галактик

С Земли наблюдают дождь из Персеидов

В космос можно будет путешествовать на лифте

У НАСА проблемы с гусеничным транспортом



25 годовщина первого самостоятельного полета "Шаттла"

12 августа 1977 года в летном-испытательном центре НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардс в южной части Калифорнии состоялся первый свободный полет прототипа многоразового челночного корабля "Энтерпрайз".

В январе 1977 года шаттл был доставлен на авиабазу Эдвардс с предприятия компании Rockwell International, расположенного в г. Палмдейл, в 38 милях от авиабазы. На первом этапе испытаний состоялось восемь полетов корабля, закрепленного на фюзеляже самолета SCA (Shuttle Carrier Aircraft), представляющего собой модифицированный Боинг 747, в том числе пять - без экипажа на борту и три - с экипажем. В ходе этих испытаний была подтверждена аэродинамика и управляемость системы из двух самолетов, проверены бортовые системы корабля. Тем самым была открыта дорога к первому самостоятельному полету "Шаттла".

Первый полет "Энтерпрайза", в ходе которого он отделился от "Боинга" и совершил самостоятельную посадку, состоялся утром 12 августа 1977 года. При этом присутствовали более 65000 зрителей, а также почти 900 репортеров и 2000 специально приглашенных лиц. Пилотировали "Энтерпрайз" астронавты Фред Хейз и Гордон Фуллертон. В 8.00 "Боинг" с шаттлом, закрепленным на фюзеляже, ушел в полет. Несмотря на то, что отделение "Энтерпрайза" планировалось произвести в 8.30, неожиданно высокая температура воздуха замедлила подъем на заданную высоту, и лишь в 8.48 сработали семь пиропатронов, "Боинг" 747 SCA резко "нырнул" вниз, и шаттл продолжил полет уже самостоятельно. Планирование с высоты 7350 метров заняло пять минут и 21 секунду.


На фотографии вселенной удалось запечатлеть 100000 галактик

На новых снимках, сделанных с помощью 2,2-метрового телескопа Европейской южной обсерватории в Чили, астрономы получили поразительное изображение 100000 далеких галактик. Центральным объектом съемки стала галактика NGC 300.

Множество далеких галактик, а также бесчисленное количество звезд просматриваются только при близком рассмотрении фотографии. Галактика NGC 300 удалена от нас на 7 миллионов световых лет, а среднее расстояние до фоновых галактик составляет 8 миллионов световых лет.

"Получить на одном снимке изображения 100 тысяч галактик достаточно непросто - для этого необходима специальная оптика, большое время выдержки при съемке и хорошие атмосферные условия" - прокомментировал Миша Ширмер (Mischa Schirmer), сотрудник университета в Бонне.

Телескоп La Silla, с помощью которого получены изображения, имеет специальную оптическую систему, которая позволяет захватить участок неба примерно равный по угловому размеру Луне. Большинство современных телескопов способны показывать намного более узкие области. Общее время выдержки для получения фотографии составило 30 часов. Необработанное изображение заняло около 150 Гбайт на жестком диске компьютерной системы. В ближайшее время ученые планируют выпустить компакт диск со снимками.

"Судя по фотографии, галактики распределены неравномерно, - рассказал Ширмер, - изучение их строения, возможно, поможет нам узнать, как развивалась вселенная". Он однако добавил, что более общие выводы можно будет сделать только изучив снимки удаленных объектов из разных областей космоса.

На фотографиях можно выделить отдельные группы галактик. Изучая их, астрономы с помощью специальных методов пытаются определить объем так называемой скрытой массы в межгалактическом пространстве. Скрытую массу пока никто не смог обнаружить непосредственно, но ее существование, по мнению ученых, следует из фактов того, что отдельные галактики не распадаются на части и в космосе присутствуют целые конгломераты галактик, связанных гравитационными силами. "Во вселенной примерно в 10 раз больше скрытого вещества, чем обычного, и природа его еще не ясна" - отметил Ширмер.

На фотографию попали три высокоактивных галактики, называемые квазарами. Предполагается, что они связаны со сверхмассивными черными дырами, имеющими массу равную миллионам и даже миллиардам звезд. Черные дыры поглощают огромный объем газа - при движении внутрь материя раскаляется и ускоряется до скорости света. При этом в окружающее пространство излучаются мощные потоки рентгеновской и световой энергии, что делает квазары в тысячи раз более яркими, чем обычные галактики.


С Земли наблюдают дождь из Персеидов

С 13 августа жители Северного полушария и некоторых районов Южного могут наблюдать ежегодный звездный дождь - падение Персеидов. Нынешней ночью многие китайцы уже отправились смотреть, как десятки метеоров из созвездия Персея сгорают, попадая в атмосферу (их скорость при этом достигает 60 км в секунду).

Персеиды возникают в результате ежегодного прохождения Земли через орбиту кометы Свифта-Туттля. Их можно наблюдать в середине августа в ночном небе, в во время пика активности можно увидеть по метеору каждую минуту.


В космос можно будет путешествовать на лифте

По словам одного из руководителей High Lift Systems Билла Эдвардса, возможность реализации такого проекта не столь фантастична, какой она может показаться на первый взгляд. Он считает, что, несмотря на то, что точные методы реализации проекта пока не ясны, через пару лет техника позволит всерьез задуматься о сооружении первого космического лифта.

Концепция новой версии "вавилонской башни" проста, как все гениальное. По утверждению авторов идеи, лифт - это трос огромной длины, одним концом прикрепленный к океанской платформе, а другим - к спутнику на орбите примерно 35 тыс. км над Землей. Грузы, наподобие секций МКС (а в дальнейшем, возможно, и космические туристы), будут механически подняты по этому тросу и запущены на нужную им орбиту.

Предполагается, что такой способ позволит тратить на запуск гораздо меньшие средства, чем сейчас. Хотя само сооружение лифта, по оценкам компании, обойдется примерно в $10 млрд. При этом г-н Эдвардс полагает, что та компания, которой удастся построить этот лифт первой, будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.

"На протяжении следующих 15 лет могут появиться 10 лифтов, могут появиться огромные лифты, может быть даже "заброшен" трос на Марс, - заявляет руководитель High Lift Systems. - Там уже начнутся всякие замечательные капиталистические фокусы со снижением цен чуть ли не до нуля. Но тот, кто будет первым, - будет контролировать космос на протяжении следующего столетия". О том, что эти задумки не воспринимаются обществом в качестве бредовой идеи, говорит и полученный от NASA кредит, и тот факт, что на организованную компанией конференцию съезжаются представители Американского и Европейского космических агентств, а также представители инвестиционных компаний.

По словам представителя NASA Роберта Казановы, при всем потенциале этой идеи, технические и финансовые проблемы все-таки остаются. Г-н Казанова считает, что первый космический лифт сможет появиться никак не ранее, чем еще через пятьдесят лет.


У НАСА проблемы с гусеничным транспортом

В настоящее время специалисты решают, каким образом починить развалившиеся подшипники двух мощных гусеничных тракторов, доставшихся флоту "Шаттлов" в наследство от эпохи исследования Луны с помощью "Аполлонов". Пока неясно, каким образом решить проблему, однако эксперты уже заявляют, что если потребуется проводить широкомасштабные ремонтно-восстановительные работы, то, поскольку примерно в половине подшипников есть признаки наличия трещин, ближайший запуск точно придется отложить.

На каждом из двух транспортеров имеется 16 массивных цилиндров системы поддомкрачивания, выравнивания и стабилизации JAL (jacking, equalization and leveling), каждый полметра в диаметре. Они отвечают за подъем челночного корабля и его массивной платформы общим весом почти 6 тысяч тонн и стабилизацию их во время путешествия вверх, к стартовой площадке по склону крутизной пять градусов.

Во время недавних профилактических работ на двух цилиндрах системы JAL инженеры с удивлением обнаружили жутким образом искореженные подшипники. Тщательный осмотр обнаружил признаки наличия трещин еще у примерно половины подшипников. Все сходятся во мнении, что выход из строя такого подшипника, случись это на полностью загруженном транспортере, восстановить было бы чрезвычайно трудно.

Похоже, что один из подшипников сломался еще год назад, и все это время системы транспортера работали "на честном слове". Для их ремонта запасных частей у НАСА недостаточно, так что весьма вероятен перенос ближайшего старта "Шаттла".

Гусеничные транспортеры были построены в середине 60-х для перемещения ракеты-носителя "Сатурн" из монтажного корпуса на стартовую площадку. Аппарат имеет 40 м в длину и 34,5 м в ширину и при нагрузке в 2,5 тыс. тонн может двигаться на четырех гусеницах со скоростью примерно 2 км/ч. Приводятся транспортеры в действие электромоторами мощностью 16.375 л.с., питаемых четырьмя дизель-генераторами мощностью 1 мегаватт каждый.



Нас считают