27 августа 2002 г.

Марсианские смерчи оставляют следы

Очередной запуск "шаттла" отодвигается на октябрь

Третий кусок зонда Contour?

Российский зонд будет исследовать грунт спутника Марса

Луна - в качестве хранилища ядерных отходов?

NASA собирается построить замену сломавшемуся в космосе аппарату Contour

Гигантским метеоритом по молодой Земле

NASA построит новый гамма-телескоп вместо утопленного

Очередной космический турист приступил к предполетной подготовке в США

Марсианские смерчи оставляют следы

Исследовательская межпланетная станция Mars Global Surveyor (MGS), наблюдающая за изменениями, происходящими на красной планете уже второй год, обнаружила большое количество полос на ее поверхности, которые, как предполагается, представляют собой следы прохождения смерчей. Некоторые из них изменяются со временем. В этом году удалось сделать редкий снимок, на котором виден сам смерч как раз в тот момент, когда он взбирается вверх по стене кратера, расположенного в западной части района Terra Meridiani с координатами 4,1o южной широты и 9,5o западной долготы.

На снимке видно, как смерч перемещается на северо-восток (в направлении верхнего правого угла снимка), оставляя за собой темный след - он образуется вследствие удаления тонкого слоя пыли, покрывающего более темный грунт планеты.

Обычно смерчи на Марсе образуются вскоре после полудня в те дни, когда атмосфера на планете спокойна и нет слабого ветра. В таких условиях более теплая почва может нагреть нижний слой воздуха. При подъеме вверх воздушные массы начинают вращаться вокруг вертикальной оси, образуя вихревую воронку. Эта воронка, превращаясь в смерч, начинает перемещаться по поверхности, поднимая в воздух пыль. Благодаря этой пыли сам смерч становится видимым. На сделанном редком снимке виден сам смерч, а также отбрасываемая им тень (она имеет небольшую длину, поскольку Солнце в момент съемки находилось практически в зените).

Очередной запуск "шаттла" отодвигается на октябрь

Космическое агентство NASA решило отложить первый после длительного перерыва запуск "шаттла" до 2 октября. Это связано с тем, что ремонт двух транспортных платформ, на которых "шаттлы" вывозятся на стартовую площадку, затянулся дольше ранее намеченного времени. В начале августа на этих платформах обнаружили неполадки в опорных конструкциях. Сначала инженеры хотели снять целые детали с одной платформы, чтобы заменить ими поломанные детали на другой. Тогда ремонт можно было бы провести быстрее. Однако NASA решило не заниматься латанием "тришкина кафтана" и изготовить новые конструкции взамен вышедших из строя.

Напомним, что эти транспортные платформы на гусеничном ходу работают на мысе Канаверал с 60-х годов. На них выкатывали на старт еще ракеты с кораблями "Аполлон", отправлявшиеся к Луне.

Третий кусок зонда Contour?

Астрономы, работающие на телескопе, установленном на горе Kitt Peak в Аризоне, обнаружили объект, который, как предполагается, является третьим фрагментом потерпевшего аварию исследовательского зонда Contour. Запуск этого аппарата, постройка которого обошлась NASA в 160 млн дол., состоялся 3 июля. После старта он должен был несколько недель вращаться на околоземной орбите, а потом, включив основной двигатель, начать переход на околосолнечную орбиту, чтобы отправиться к первой своей цели - комете Encke.

Именно этого маневра зонд, по всей видимости, не вынес. Вскоре после завершения работы двигателя астрономы заметили в том месте, где должен был находиться Contour, два тусклых объекта, которые, являются фрагментами потерпевшего аварию аппарата. И вот теперь обнаружен третий обломок неудавшегося исследователя комет.

Первые два фрагмента сейчас находятся на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга, а третий - на расстоянии нескольких тысяч километров от них. И все это происходит на расстоянии 2 млн км от Земли. Обломки летят с постоянной скоростью 6,1 км/сек.

Специалисты, работающие по проекту зонда Contour, в течение ближайших дней постараются вновь связаться с аппаратом, но без большой надежды на успех. В случае неудачи такие попытки будут предприниматься раз в неделю в течение следующих трех месяцев.

Российский зонд будет исследовать грунт спутника Марса

Российская компания объявила о планах запуска автоматического зонда на спутник Марса - Фобос. В соответствии с программой, разрабатываемой НПО имени Лавочкина, аппарат должен будет собрать и доставить на Землю для дальнейшего изучения около 100 граммов грунта спутника Красной Планеты. Несмотря на то, что полет намечен лишь на 2007 год, уже сейчас недалеко от Калуги проводятся первые испытания модели зонда.

Луна - в качестве хранилища ядерных отходов?

Пока одни специалисты спорят о целесообразности захоронения ядерных отходов в горах Юкка штата Невада, другие предлагают использовать для этого более отдаленное место - Луну.

После почти 20-летнего изучения вопроса в июле президент Буш наконец подписал закон, разрешающий захоронение в горах Юкка 77 тыс. т отработанного ядерного топлива. До этого времени $58-млрд. проект горячо обсуждался политиками, учеными, юристами, экологами и простыми гражданами.

Сторонники проекта утверждают, что хранилище является достаточно безопасным. Радиоактивные материалы могут быть надежно спрятаны, по крайней мере на ближайшие 10 тыс. лет. Однако существуют опасения, что транспортировка ядерных отходов по дорогам общего пользования и через населенные пункты может повлиять на здоровье людей. Кроме того, могильник является привлекательной мишенью для террористов.

Проблема утилизации радиоактивных отходов является главным препятствием на пути развития ядерной энергетики. Чтобы найти выход из этой тупиковой ситуации, по мнению ученых, необходим революционный прорыв.

В качестве одного из решений специалисты рассматривают возможность создания хранилища на Луне. Один из проектов, предложенный Шервином Гормли (Sherwin Gormly), инженером компании Tetra Tech EM Incorporated, предполагает использование имеющихся межконтинентальных баллистических ракет и многоразовых суборбитальных летательных аппаратов.

Высоконадежный и недорогой летательный аппарат поднимется на большую высоту и затем выпустит верхнюю ступень баллистической ракеты. На ней будет установлен спускаемый модуль с контейнером для отходов и аппаратурой позиционирования, которая точно выведет модуль на лунную траекторию.

В качестве места складирования предполагается использовать небольшой лунный кратер с крутыми краями. В дальнейшем рядом с кратером может быть установлена автоматическая станция, которая будет сопровождать спускаемые модули и контролировать их правильную и безопасную посадку. Мягкая лунная почва обеспечит надежное захоронение контейнеров. Проблема распространения отходов будет устранена, поскольку на Луне не существует гидросферы.

Помещенные на Луну ядерные материалы приобретут потенциальную ценность. В будущем, по мнению Гормли, доступ к хранилищу будет регулируемым. После разработки необходимых технологий инженеры смогут снова доставать и перерабатывать законсервированные отходы.

Однако некоторые специалисты полагают, что план, предложенный Шервином Гормли, невозможно реализовать при существующем уровне технического развития. Вопрос безопасности запуска ракет с ядерными контейнерами крайне важен - любая авария может иметь катастрофические последствия. Кроме того, нельзя гарантировать, что при столкновении с поверхностью Луны, контейнер не разрушится, а ядерные материалы не разлетятся по всей поверхности спутника. Необходима разработка технологии мягкой посадки спускаемых модулей - это уменьшит опасность, однако сейчас даже одна такая операция потребует значительных финансовых затрат.

NASA собирается построить замену сломавшемуся в космосе аппарату Contour

Ученые из американского космического агентства NASA в понедельник объявили, что вместо вышедшего накануне из строя космического аппарата Contour к 2006 году в космос будет запущен новый аппарат, сообщает CNN.

По словам учёных, стоимость проекта будет на 10 или 20 миллионов дешевле, чем стоимость Contour. Как сообщалось ранее, на проект Contiur было затрачено около 160 миллионов долларов.

Аппарат Contour перестал подавать признаки работоспособности вскоре после запуска. С помощью телескопов специалисты определили, что аппарат был поврежден при отделении от него последней ступени ракеты-носителя.

Согласно заявлению NASA, окончательно о завершении проекта Contour будет объявлено не раньше декабря, после того, как будет предпринята еще одна попытка выйти на связь со спутником.

Как известно, программа Contour (Comet Nucleus Tour) предназначена для изучения нескольких комет: планировалось, что аппарат в 2003 году приблизится к комете Encke, в 2006 - к комете Schwassman-Wachmann 3, а в 2008 году ученые рассчитывали с помощью этого аппарата изучить комету d'Arrest.

Гигантским метеоритом по молодой Земле

Ученые, исследовавшие земные породы в Южной Африке и в Австралии, пришли к выводу, что около 3,5 млрд лет назад на Землю упал гигантский метеорит размером около 20 км в поперечнике, в результате чего произошли глобальные изменения всей экосистемы тогда еще молодой планеты (Земле был всего лишь 1 млрд лет). Размер этого метеорита был примерно вдвое больше, чем у того, который привел к вымиранию динозавров около 65 млн лет назад.

Правда, какие именно произошли изменения в тех формах жизни, которые тогда существовали на Земле, ученые сказать не могут. Они также пока не смогли определить, куда именно упал этот гигантский метеорит. Вызванные этим падением цунами обошли весь земной шар. Они должны были серьезно повлиять на эрозию тогдашних небольших континентов и на формирование океанского дна. После удара в атмосфере Земли образовалось гигантское облако пыли, загородившее Солнце, и средняя температура поверхности Земли снизилась приблизительно на 85 градусов С (кстати, Земля тогда была более горячей и влажной, чем сейчас).

Из живых организмов на Земле тогда существовали только бактерии, поэтому их частичное уничтожение или изменение под действием удара этого метеорита идентифицировать сейчас довольно сложно (это ведь не динозавры). Возможно, эта встряска пошла всему живому на Земле только на пользу.

NASA построит новый гамма-телескоп вместо утопленного

В июне 2000 г. NASA спустило с орбиты и затопило в Тихом океане космический гамма-телескоп CGRO. За полгода до этих событий на телескопе вышел из строя один из трех гироскопов, использовавшихся для его ориентации. Телескоп смог бы работать и на двух гироскопах, но NASA из опасения, что в случае поломки еще одного гироскопа телескоп станет неуправляемым и может упасть куда-нибудь не туда, решило ускорить события и прикончить телескоп CGRO собственными руками. Астрономы, конечно же, протестовали, но руководство NASA настояло на уничтожении телескопа из соображений безопасности.

Теперь готовится проект преемника гамма-телескопа CGRO, который получил название GLAST (Gamma ray Large Area Space Telescope). Выбрана и компания, которая будет строить этот телескоп. Это - компания Spectrum Astro. Телескоп GLAST должен будет регистрировать гамма-излучение, которое является самым мощным излучением во Вселенной. Такое излучение генерируется только в самых экстремальных условиях: в мощнейших гравитационных полях, при очень высоких температурах, в очень плотной плазме и в очень сильных магнитных полях.

Телескоп GLAST будет заниматься исследованием гамма-вспышек, взрывов сверхновых, нейтронных звезд и других источников гамма-излучения. В его создании кроме NASA примут участие также компании и организации Франции, Германии, Японии, Италии и Швеции. Запуск телескопа запланирован на сентябрь 2006 г. Предполагается, что в течение первого года работы он проведет "обзор" гамма-излучения всего неба, по результатам которого будут определены конкретные районы дальнейших исследований, которые могут продлиться порядка 10 лет.

Очередной космический турист приступил к предполетной подготовке в США

26 августа потенциальный "космический турист номер 3", американский гражданин Лэнс Басс, приступил к предполетной подготовке в Центре космических исследований Национального аэрокосмического агентства США (NASA) им. Линдона Джонсона в городе Хьюстоне (штат Техас).

Лэнс Басс проходит курс подготовки вместе с членами совместного российско-американского экипажа Сергеем Залетиным и Франком де Винном. В течение ближайших 5 дней космическому туристу предстоит познакомиться с системами и оборудованием, размещенными в американском сегменте Международной космической станции.

Между тем решение о полете Лэнса Басса на МКС, который должен состояться 28 октября 2002 г., пока не получило одобрения с российской стороны, поскольку американские организаторы этого проекта с начала августа уже несколько раз нарушили установленные двусторонним договором сроки платежей Росавиакосмосу. Сообщается, что полет американского поп-певца на МКС обойдется в $20 млн долларов.