Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

29 августа 2002 г.

Содержание

Неполадки в японской космической ракете H-2A

Первая репетиция запуска новой ракеты Delta 4

Ракета Ariane 5 с опозданием на сутки вывела на орбиту два спутника

На четвертом китайском корабле полетят два манекена

Contour: НАСА проводит разбор полета

Видеоролики помогут космонавтам бороться с депрессией



Неполадки в японской космической ракете H-2A

Японское агентство по развитию космических исследований продолжает подготовку к пуску третьей по счету ракеты H-2A. При этом, согласно заявлениям представителей агентства, обнаруженные на подготовительной стадии неполадки не приведут к задержке запуска ракеты, который намечен на 10 сентября.

Высота ракеты, разработанной в Японии собственными силами, составляет 57 м. Носитель имеет два основных и четыре вспомогательных твердотопливных двигателя, а также ступень, работающую на жидком водороде и жидком кислороде. В настоящее время ракета находится на стартовой площадке космического центра Танегасима.

Среди неполадок, обнаруженных в H-2A, наиболее серьезными являются две: отказ одного из устройств, входящих в систему автоматического управления клапанами топливной системы, и поломка топливного датчика, измеряющего уровень вибрации сжиженного водорода и кислорода в топливных емкостях. Характер еще одной неисправности не уточняется.

По своему устройству ракета, готовящаяся к старту, полностью аналогична ракете H-2A, успешно запущенной 30 августа прошлого года. Однако в отличие от первых двух запусков H-2A, когда в космос отправлялись ракеты без полезного груза, третий экземпляр H-2A выведет на орбиту два спутника: ретранслятор сигналов, поступающих с МКС и других спутников, и USERS - автономную систему восстановления данных проводившихся в космическом пространстве экспериментов.


Первая репетиция запуска новой ракеты Delta 4

Первый старт новой ракеты Delta 4 планируется провести 9 октября этого года. Ее разрабатывает и строит компания Boeing. В первый полет она отправится вместе с коммерческим телекоммуникационным спутником W5, принадлежащим европейской компании Eutelsat. А пока на этой неделе была проведена первая репетиция подготовки ракеты к запуску с обратным отсчетом времени.

Для этого ракету выкатили на стартовую площадку космодрома на мысе Канаверал и заправили топливом. Обратный отсчет времени довели до отметки в -5 минут, после чего он был остановлен из-за проблем с наземной компьютерной системой. Потом испортилась погода, и вокруг ракеты для ее защиты установили мобильную башню. В принципе репетиция обратного отсчета была признана успешной, но последние 5 минут решено было "доиграть" в пятницу 30 августа. Ну а окончательную третью репетицию запуска планируется провести в течение ближайших 2-3 недель. Во время этой последней репетиции должны будут даже дать команду на включение главного двигателя.


Ракета Ariane 5 с опозданием на сутки вывела на орбиту два спутника

Запуск ракеты Ariane 5 с космодрома Куру во Французской Гвиане должен был состояться вечером во вторник 27 августа, однако из-за неполадок в системе связи между наземным и бортовым оборудованием обратный отсчет времени был остановлен, а старт перенесен на сутки. Вчера вечером, хоть и не без проблем, но запуск состоялся (как сообщается, он был задержан на 15 минут из-за какого-то неназванного сбоя). В 20:45 по местному времени (29 августа 2:45 мск) ракета взлетела. На ее борту находились два спутника: телекоммуникационный Atlantic Bird 1 весом 2695 кг и метеорологический MSG-1 весом 2030 кг. Две ступени ракеты и ее твердотопливные ускорители отработали нормально и оба спутника были выведены на переходную сильно вытянутую эллиптическую геостационарную орбиту с параметрами 580 на 35930 км с наклонением 5,5 градусов к экватору.

Первым от ракеты отделился Atlantic Bird 1, а несколько минут спустя - метеоспутник MSG-1. В течение ближайших двух-трех недель Atlantic Bird 1 должен самостоятельно выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км с координатой 12,5 градусов западной долготы и зависнуть над экватором. Затем должно начаться тестирование и калибровка его оборудования с тем, чтобы в начале октября можно было начать его эксплуатацию.

На метеоспутник MSG-1 Европа возлагает особые надежды. Это спутник нового поколения, который позволит получать более точные изображения Земли и облаков и к тому же с более высокой частотой. Его планируется использовать не только для прогнозов погоды, но и для прогнозирования и мониторинга природных катастроф типа нынешнего наводнения в Европе. Он будет вести съемку в 12 спектральный каналах, в том числе в инфракрасном диапазоне длин волн. Он расположится на геостационарной орбите высотой 36 тыс. км над точкой с нулевыми координатами. Отсюда он будет вести наблюдение за территорией Европы, Африки, Атлантического и Индийского океана. Для стабилизации своего положения он будет вращаться вокруг своей оси со скоростью 100 об/мин. Предполагается, что работать на орбите он будет в течение 7 лет.


На четвертом китайском корабле полетят два манекена

По сообщению китайских СМИ предстоящий четвертый полет китайского космического корабля Shenzhou будет последним, который проводится в беспилотном режиме. По одним источникам, его планируется провести до конца этого года, а по другим - не позднее 10 января будущего года, а по третьим - никакой крайней даты запуска еще не установлено. Скорее всего, прав именно третий источник, так как предыдущие запуски без всяких объявлений неоднократно откладывались на довольно продолжительные сроки даже после того, как ракета уже стояла на стартовом столе.

Кроме того сообщается, что на борту Shenzhou-4 будут два манекена, на которых будут проведены несколько экспериментов.

Если полет Shenzhou-4 будет успешным, то запуска первых китайских космонавтов следует ожидать месяцев через 10 после него.


Contour: НАСА проводит разбор полета

Руководитель НАСА Шон О'Кифи (Sean O'Keefe) назначил главного инженера Терона Брэдли (Theron M. Bradley) руководителем специальной группы, которая призвана расследовать обстоятельства потери кометного зонда Contour. Ей предстоит провести независимое расследование всех аспектов программы полета исследовательской автоматической станции, которая замолчала сразу после планового включения двигателя 15 августа.

Терон Брэдли, опытный флотский инженер, принимавший активное участие в проектировании ядерных силовых установок для авианосцев класса "Нимиц" и подводных лодок класса "Лос-Анджелес", пришел в агентство в мае этого года в качестве главного инженера для проведения независимой технической экспертизы программ и проектов НАСА. Г-н Брэдли работал также на различных технических и ответственных должностях в министерствах энергетики и обороны США.

В группу войдут как собственные специалисты НАСА в области аэрокосмических исследований, так и сторонние специалисты, имеющие большой опыт в расследовании чрезвычайных происшествий. Ожидается, что группа должна представить в штаб-квартиру НАСА свои предложения по первоначальному финансированию своей деятельности в срок от 6 до 8 недель.

Среди уже назначенных членов комиссии - адмиралы в отставке Дж. Пол Ризон (J. Paul Reason) и Джозеф Лопес (Joseph Lopes).

Бывший "четырехзвездный" командующий Атлантическим флотом ВМС США адмирал Ризон является членом комитета советников НАСА по вопросам аэрокосмической безопасности ASAP (Aerospace Safety Advisory Panel). ASAP был образован в 1967 году после пожара на борту командного модуля Apollo; в его функции входит изучение, оценка и выдача рекомендаций в отношении всех аспектов деятельности агентства, сопряженных с риском.

Адмирал Лопес является одним из двух "четырехзвездных" адмиралов ВМС США, начавших службу простыми матросами. Отставной адмирал занимал должность командующего силами НАТО в Южной Европе и руководил расследованием целого ряда катастроф.

О катастрофе пока известно следующее. 15 августа твердотопливный двигатель STAR 30 зонда Contour должен был включиться в 4 часа 49 минут по восточному поясному времени, сообщив зонду импульс, необходимый для того, чтобы покинуть околоземную орбиту. В это время зонд находился над Индийским океаном на высоте 140 миль, вне зоны связи с центром управления полетом. В 5 часов 35 минут, уже по завершении маневра, он должен был сообщить об успешном его завершении. До сегодняшнего дня от зонда нет никаких вестей, несмотря на то, что его программа предусматривала различные варианты восстановления связи с Землей при всевозможных нештатных ситуациях. Астрономы с помощью мощных оптических телескопов обнаружили на орбите, близкой к запланированной орбите зонда, два быстро удаляющихся от Земли объекта, которые, возможно, являются фрагментами развалившегося на части аппарата Contour.


Видеоролики помогут космонавтам бороться с депрессией

Во время длительных полетов астронавты иногда испытывают раздражение или подавленность. Будучи изолированными на космическом корабле, они мало что могут сделать.

При содействии Национального исследовательского института биомедицинских космических исследований (National Space Biomedical Research Institute, NSBRI) – консорциума институтов, занимающихся проблемами риска для здоровья в условиях длительного полета в космос – группа исследователей работает над созданием медицинской системы, предназначенной помочь космонавтам в решении психологических проблем. Эта разработка также может применяться исследователями, работающими в полярных условиях, под водой или в переполненных лабораториях, что, как правило, связано со стрессом.

«Все мы сталкиваемся с конфликтами и нуждаемся в решении проблем, … однако в условиях долгих космических полетов возможности сильно ограничены: нельзя уйти от проблемы или взять отпуск», – говорит бывший астронавт и ведущий исследователь Джей К. Баки мл. (Jay C. Buckey Jr), профессор медицины Медицинской школы Дартмута (Dartmouth Medical School).

«Стресс может привести ухудшению настроения, нарушению сна, конфликтам, проблемам с работой и подавленности», – говорит Джим Картер (Jim Carter), член группы исследователей по вопросам нейроповеденческих и психологических факторов в NSBRI.

Новая система будет индивидуально настраиваться на каждого пользователя, учитывая все особенности личности. В разработке не будет использован искусственный интеллект.

Баки и Картер сейчас работают над созданием опытного образца системы. Они консультируются с астронавтами, сотрудниками земной службы и медицинскими специалистами NASA.

Разработчики сконцентрировались на решении конфликтных ситуаций и борьбе с депрессией. По их мнению, эти проблемы можно будет решать самостоятельно с помощью специальных роликов, которые будут представлять собой модель возможной ситуации. Они будут сняты на космическом корабле с участием профессиональных актеров.

Ролики, направленные на борьбу с депрессией, помогут астронавту побороть подавленность с помощью специальной терапии, разработанной в Великобритании.



Нас считают