|
|||||||
Мировые космические новости 2 сентября 2002 г. |
Африка - рай для гамма-телескопов 3 сентября в Намибии (юго-западная часть Африканского континента) пройдет церемония сдачи в эксплуатацию самого чувствительного в мире телескопа, регистрирующего гамма-излучение. Высокоэнергетичная стереоскопическая система (High Energy Stereoscopic System, H.E.S.S.) позволит исследовать гамма-излучение, продуцируемое наиболее энергетичными микрочастицами во Вселенной. Телескоп создан в рамках совместного афро-европейского проекта, одним из участников которого является Великобритания. Намибия в научном смысле - чрезвычайно многообещающая страна. Благодаря исключительно хорошим атмосферным условиям это одно из лучших мест в мире для размещения наземных оптических телескопов. Первоначально комплекс H.E.S.S. будет состоять из четырех телескопов (в перспективе планируется увеличить число инструментов до 12 или 16); первый из них войдет в строй на следующей неделе. Даже этот один телескоп по чувствительности превзойдет все другие наземные телескопы, работающие в этой области спектра. С вводом же в строй всех четырех инструментов в конце 2003 года ученые из университета Дурхэм в Англии получат возможность изучить ряд экстремальных космических объектов, таких, как остатки сверхновых, что позволит выяснить, они ли являются источником космических лучей - потоков заряженных частиц, бомбардирующих нашу планету. Их источник трудно идентифицировать, поскольку на распространение заряженных частиц оказывает искажающее влияние магнитное поле Галактики. Однако гамма-излучение, продуцируемое заряженными частицами, с электромагнитными полями не взаимодействует, распространяется по прямой, и его наблюдение поможет определить источник космических лучей. Также H.E.S.S. позволит исследовать строение пульсаров и ядер активных галактик. Источником гамма-излучения обычно являются частицы, движущиеся с большой скоростью. Изучение космических лучей позволит астрономам больше узнать о механизмах ускорения таких частиц, как сверхмассивные черные дыры в ядрах активных галактик, выбрасывающие "струи" частиц в противоположных направлениях с околосветовой скоростью. Источником космических лучей могут являться также аннигилирующие массивные частицы, в которых, возможно, сосредоточена "скрытая масса" во Вселенной. При попадании в атмосферу Земли гамма-излучение приводит к образованию так называемых электрон-позитронных пар, которые, в свою очередь, продуцируют черенковское излучение - слабые вспышки света. Именно эти вспышки и будет регистрировать H.E.S.S. Поскольку в данном случае сама атмосфера Земли является элементом детектора, его чувствительность существенно возрастает, что дает возможность наблюдать намного более слабые источники гамма-излучения, чем прежде. Специалисты университета Дархэм в рамках сотрудничества с H.E.S.S. отвечают за калибровку камеры, регистрирующей черенковское излучение, а также за разработку системы, позволяющей контролировать состояние атмосферы. Ее важность трудно переоценить, поскольку такие атмосферные образования, как облака, могут кардинально ослабить поток этого излучения. Командир третьего экипажа МКС уходит из астронавтов На прошлой неделе подал в отставку и покинул отряд астронавтов NASA Френк Калбертсон (Frank L. Culbertson). Он летал в космос три раза, и налетал в общей сложности 144 дня. Самым длинным был последний четырехмесячный полет в качестве командира третьего долговременного экипажа МКС. На МКС он находился с августа до декабря 2001 г. Под началом у Френка Калбертсона были два российских космонавта Владимир Дежуров и Михаил Тюрин. Первые два космических полета Калбертсон совершил в 1990 и 1993 г. Потом был большой перерыв, во время которого Френк Калбертсон успел побывать менеджером NASA по совместной программе "шаттл"-"Мир" и выучить за это время русский язык. До своего прихода в отряд астронавтов Калбертсон был пилотом и летчиком-испытателем ВМФ США, и налетал более 6500 часов на более чем 50 типах самолетов. Теперь он осуществил свою детскую мечту слетать в космос и можно на покой, а точнее в одну из частных фирм, где он теперь будет использовать в работе свои опыт и многочисленные таланты. Старая загадка солнца В последнем номере журнала Journal of Solar Physics специалисты в области физики Солнца, работающие в лаборатории космических наук Mullard Space Science Laboratory Университетского колледжа в Лондоне, опубликовали статью, где они попытались объяснить одну старую загадку Солнца: почему Солнце выбрасывает огромные пузыри электрически заряженного газа, окруженные магнитным полем. Это явление называется коронарным выбросом вещества. Выброшенные из Солнца заряженные частицы с высокой скоростью устремляются в космос и через 2-3 дня достигают магнитосферы Земли. В зависимости от мощности этого потока последствия могут быть разными: от полярных сияний до выхода из строя линий электропередач (в 1989 г. из-за этого произошел массовый выход из строя систем электроснабжения Канады). Авторы статьи полагают, что коронарные выбросы вещества могут происходить из-за вихревых магнитных полей, зарождающихся глубоко в недрах Солнца. Сами коронарные выбросы содержат множество вихревых структур. Если проследить их путь в обратную сторону, то выясняется, что аналогичную структуру магнитное поле имеет и на поверхности Солнца. Эти магнитные вихри действуют как растянутая пружина: их потенциальная энергия рано или поздно переходит в кинетическую, и огромная масса вещества устремляется в космос в виде коронарного выброса. Раньше считалось, что эти вихревые магнитные поля создаются на поверхности Солнца, однако авторы статьи на основе данных спутников SoHO и Yohkoh пришли к другому выводу: вихри образуются глубоко под поверхностью Солнца. Здесь газ периодически поднимается и опускается. Его разогревает реакция ядерного синтеза, которая происходит в ядре Солнца. Все это похоже на "солнечную" динамо-машину, и образование вихревого магнитного поля тоже может быть связано с этим процессом. Первый после перерыва "шаттл" повезет на МКС очередную ферму каркаса В июне во всех "шаттлах", в одном за другим, в одном и том же месте в топливопроводе основного двигателя, были обнаружены небольшие трещины. Все запуски были отложены до выяснения обстоятельств. Специалистам, обслуживающим "шаттлы", так и не удалось выяснить, когда появились эти трещины (возможно, это произошло еще во время первого полета), но решено было заварить эти трещины, а потом заполировать сварные швы. Первый "шаттл", который отправится в полет после этого ремонта, будет "шаттл" Atlantis миссии STS-112. Командиром экспедиции будет Джефф Эшби, это будет 15-й полет "шаттла" для строительства МКС. Старт запланирован на 2 октября, точнее, он состоится не раньше этой даты. Atlantis должен доставить на МКС очередной сегмент каркаса станции весом около 14 тонн. Эта ферма называется S1, ее предстоит присоединить к ферме S0, которую тоже доставил на МКС "шаттл" Atlantis. Для монтажа фермы S1 запланировано три выхода в открытый космос. Их выполнят два члена экипажа Atlantis'а Дэйв Вулф (Dave Wolf) и Пирс Селлерс (Piers Sellers). Им будут помогать сразу два робота-манипулятора - "шаттловский" и Canadarm2 с МКС. Отметим еще, что в составе экипажа будет российский космонавт Федор Юрчихин. Boeing разработает новую серию реконфигурируемых спутников Представители Boeing сообщили, что компания начинает разработку нового поколения спутников, которые должны стать более гибкими, легкими и дешевыми, чем существующие сейчас лучшие модели аппаратов такого класса. Новая линия спутников будет готова через два года и, как ожидается, должна исправить слабые финансовые показатели компании. В основу нового аппарата будет положен телекоммуникационный спутник модели 601. Однако в нем будет использоваться более мощный двигатель и электронная система старшей модели 702. Наиболее важная особенность нового спутника - способность реконфигурации в космическом пространстве. Существующие спутники предназначены для выполнения определенной задачи, например, пересылки данных или телевизионного сигнала в заданный регион. Обычно такой аппарат работает на орбите до 15 лет. Новый спутник сможет работать с различным типом сигналов - данные, радио, телевидение, телефонная связь - и устанавливать соединения между различными регионами планеты. Разработкой уже заинтересовалась компания SES Americom, крупнейший орбитальный оператор. Представители SES говорят, что в 2004-2005 году Boeing может получить заказы на сотни миллионов долларов. Лэнс Басс вернулся в Россию с надеждой продолжить подготовку к космическому полету Солист американской поп-группы N'Sync Лэнс Басс, желающий полететь на Международную космическую станцию туристом, в воскресенье прибыл в подмосковный Звездный городок после недельной тренировки на американском сегменте МКС в Центре подготовки космонавтов им. Джонсона в американском городе Хьюстон. Об этом сообщили в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина, передает "Интерфакс". Он возвратился из Хьюстона вместе с дублером бортинженера экспедиции посещения Александром Лазуткиным. Командир будущего экипажа Сергей Залетин, его дублер Юрий Лончаков и бортинженер основного экипажа астронавт Европейского космического агентства бельгиец Франк Деуин остались на тренировки в Хьюстоне до 7 сентября. Это связано с тем, что Деуин будет привлекаться для научных исследований с аппаратурой американского сегмента МКС. Вместе с тем в пресс-службе Росавиакосмоса высказали большие сомнения в возможности полета Басса. Как отметил пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов, спонсоры полета американского певца на российском корабле "Союз-ТМА" до сих пор не внесли оговоренные контрактом финансовые взносы. Как сообщили в ЦПК им. Гагарина, в настоящее время Басс включен в расписание тренировок в составе экипажа в ЦПК им. Гагарина. Однако, как пояснили в ЦПК, в случае неуплаты американской стороной в ближайшие дни оговоренной суммы его тренировки в российском космическом центре прекратятся. "От спонсоров Басса российская сторона до сих пор не получила ни цента", - констатировал в понедельник пресс-секретарь генерального директора Росавиакосмоса Сергей Горбунов. "До середины недели судьба Басса как космического туриста будет решена окончательно, и, видимо, не в его пользу", - сообщил он. Пока же, по словам Горбунова, Лэнс Басс, скорее всего, продолжит тренировки в российском центре подготовки космонавтов. "Волноваться ему осталось недолго, если спонсоры не переведут деньги в ближайшие два-три дня, с надеждой на полет Бассу придется расстаться", - отметил пресс-секретарь главы Росавиакосмоса. Планируемая дата старта очередной экспедиции посещения МКС - 28 октября нынешнего года. Как сообщили в Росавиакосмосе, если не будет внесен соответствующий взнос за полет Басса на российском корабле, его место займет специальный контейнер с аппаратурой для дооборудования российского сегмента МКС. "Царь-подушка" безопасности спасет Землю? В один прекрасный момент спасти нашу планету от летящего на нее астероида сможет исполинская подушка безопасности - наподобие автомобильной, полагают американские ученые. Проблема защиты нашей планеты от небесных тел - астероидов и комет - особенно крепко засела в умы ученых после того, как они стали свидетелями падения кометы Шумейкера-Леви на поверхность Юпитера в июле 1994 года. Среди методов уничтожения опасных космических объектов, в качестве одного из вариантов, рассматривался взрыв ядерной бомбы на ее поверхности; однако у такого способа борьбы есть существенный изъян. Многие астероиды представляют собой скорее россыпь булыжников, чем цельное твердое тело, и могут просто поглотить энергию ядерного взрыва. Специалист в области компьютерного моделирования Эрик Асфог (Eric Asphaug) из Калифорнийского университета (г. Санта-Круз) предположил, что рыхлая структура астероида может поглотить настолько большую долю энергии ядерного взрыва, что орбита астероида как целого останется практически неизменной. Надежным и эффективным средством изменения орбиты угрожающего Земле астероида, по мнению Германа Бурхарда (Hermann Burchard) из университета штата Оклахома, стало бы развертывание у его поверхности с борта космического аппарата, исполняющего роль буксира, исполинской газовой подушки размером несколько километров. Такая подушка, газ для наполнения которой можно было бы получить химическим путем, позволила бы распределить давление по значительной части поверхности объекта, медленно сводя его с опасного курса с помощью двигателей космического корабля. По его расчетам, это эффективный, безопасный, простой и реалистичный способ борьбы с небесными телами размером до 10 километров - хотя многие вопросы нуждаются в проработке. Неясно, например, из какого материала ее "сшить"; пока предполагается использовать майлар (mylar). Г-н Асфог, тем не менее, считает, что есть способ попроще - например, установить прямо на астероиде ракетный двигатель с небольшой, но развиваемой в течение длительного периода времени тягой - например, электрический (ионный) или даже паровой. |
|
|