|
|||||||
Мировые космические новости 5 сентября 2002 г. |
Содержание |
|
Cassini не теряет времени на пути к Сатурну Копии человека уже летали на китайских кораблях и еще полетят |
Cassini не теряет времени на пути к Сатурну Американско-европейский исследовательский корабль Cassini вместе с минизондом Huygens отправился в космос в 1997 г. Цель его экспедиции - Сатурн. На его орбиту он должен выйти в июле 2004 г., а через год он сбросит на парашюте в атмосферу Титана (самый большой спутник Сатурна) зонд Huygens. Cassini пролетел уже больше половины пути. По дороге он не терял зря времени. В конце 2000 г. он совершил маневр в гравитационном поле Юпитера. Тогда в течение нескольких месяцев Cassini вел исследования магнитосферы Юпитера совместно с зондом Galileo. Это были уникальные исследования магнитосферы сразу изнутри и снаружи. Тогда же на Юпитере удалось обнаружить полярные сияния. На своем пути к Сатурну Cassini пролетал еще мимо Венеры и Земли, и о каждой из этих планет была собрана масса научной информации. В частности, ученые узнали, что на Венере не бывает молний (скорее всего, из-за того, что облака там располагаются очень высоко - более 40 км от поверхности). Ну а пролет мимо Земли был использован для измерения хорошо изученного магнитного поля нашей планеты. Это было сделано для калибровки магнетометра и проверки точности его измерений. Теперь есть гарантия, что будущие измерения магнитного поля Сатурна дадут достоверные результаты. Инженеры также периодически проводят проверки оборудования и приборов, установленных на минизонде Huygens. Уже выявлены потенциальные проблемы со связью, которые могут возникнуть между зондами Huygens и Cassini на разных этапах их совместного полета, и инженеры теперь знают, как преодолевать эти трудности. Самым критическим моментом во всей этой миссии будет переход на орбиту Сатурна. Для этого потребуется очень точно рассчитать время включения двигателя, продолжительность его работы и мощность. Подготовка к этому идет уже сейчас, чтобы потом все прошло гладко. Ведь нельзя допустить, чтобы Cassini был потерян, как в 1999 г. NASA потеряло два зонда, отправившиеся к Марсу. Копии человека уже летали на китайских кораблях и еще полетят В конце этого года или в начале следующего Китай запустит свой очередной четвертый по счету космический корабль. Если все пройдет нормально, то это будет последний испытательный полет беспилотного корабля перед запуском человека. На Shenzhou-4 будет проведен очередной этап проверки систем безопасности и жизнеобеспечения корабля. Проверять будут на манекенах. Их будет два. На животных китайцы не экспериментируют. Не из любви к ним, а просто потому, что все эти эксперименты в свое время уже провели в США и Советском Союзе и их результаты известны. Интересно отметить, что уже после полета корабля Shenzhou-3 в мае этого года в гонконгской газете Wen Wei Po со ссылкой на зам. главного конструктора Shenzhou появилось сообщение о том, что на нем летало 3 манекена, имитирующих человека, а внутри корабля была создана среда, пригодная для нахождения там людей, работали системы жизнеобеспечения и контроля атмосферного давления и содержания кислорода в воздухе. Причем в манекенах были установлены приборы, имитирующие процессы метаболизма, происходящие в организме человека. В частности имитировался процесс дыхания, то есть манекен "вдыхал" кислород и "выдыхал" углекислый газ, у него была температура тела, как у человека, "билось" сердце, текла "кровь" по венам и артериям. В общем, все как у людей. Кстати, по подсчетам медиков человек в космическом корабле потребляет в день около 600 литров кислорода и выделяет 12 МДж тепла. Для полной имитации присутствия человека в кабине также повышалась температура и влажность (а она повышается, когда человек не только дышит, но также ест и пьет), а системы контроля должны были со всем этим справляться. Спутник с посланиями потомкам на 50 тысяч лет вперед Есть категория людей, которые непременно хотят, чтобы потомки узнали об их существовании. К таковым, по всей видимости, относится французский геофизик Жан-Марк Филиппе (Jean-Marc Philippe), который по совместительству еще и художник. Он стал инициатором проекта отправки в космос "капсулы времени" с этими самыми посланиями потомкам. Предполагается, что спутник с этой капсулой будет вращаться на околоземной орбите 50 тысяч лет и только по прошествии этого времени войдет в плотные слои атмосферы, а капсула с письмами упадет прямо в руки обалдевшим от такого счастья потомкам. Проект этот некоммерческий. Он получил название KEO. Его стоимость составляет порядка 50 млн дол. О его финансовой поддержке уже заявили несколько довольно солидных компаний и организаций (главным образом европейских), которые тем или иным образом связаны с авиакосмической отраслью. В их числе Французское космическое агентство, компании Air France, AeroSpatiale Matra, Sokatel, Arianespace и Starsem (последняя собирается запустить спутник KEO в качестве дополнительной полезной нагрузки во время запуска какого-то основного коммерческого спутника). Этот проект поддержало также ЮНЕСКО, он был отобран на конкурсе "Проектов 21 века". Как написано на Web-сайте проекта KEO, послать письмо потомкам может любой житель Земли. Каждому участнику разрешается написать сообщение длиной не более 6 тысяч знаков (довольно солидный объем). Каждое письмо запишут на пластиковый диск без всякой цензуры (этим займется компания Plasmon). Эти диски погрузят на спутник, который в конце 2003 г. отправится наматывать витки вокруг нашей планеты. Следует отметить, что этот спутник должен был отправиться на орбиту еще в конце 2001 г., но денег вовремя, судя по всему, не нашли. Зато теперь на сайте KEO утверждается, что старт состоится до конца 2003 г. Все желающие могут писать письма. Пустое место Вокалисту американской группы NSync Лэнсу Бассу, видимо, не суждено стать третьим космическим туристом. Вчера официальные представители Российского авиационно-космического агентства заявили о том, что разрывают все договоренности с музыкантом "в связи с грубыми нарушениями условий контракта", заключенного в июле. Как пояснили корреспонденту газеты "Время новостей" в пресс-службе "Росавиакосмоса", спонсоры г-на Басса не только не перевели в Россию деньги за предстоящий полет, но и не оплатили участие поп-звезды в уже завершающихся тренировках в Центре подготовки космонавтов. Поэтому музыканту предложили немедленно покинуть Звездный городок, где подготовку к октябрьскому полету на Международную космическую станцию продолжит "секвестрированный" экипаж - россиянин Сергей Залетин и представляющий Европейское космическое агентство бельгиец Фрэнк де Винне. Как утверждают представители компании Mir.Corp., выступавшей посредником в переговорах между туристом с "Росавиакосмосом" и РКК "Энергия", Лэнс Басс уехал из ЦПК в Москву, но "обещал вернуться". Глава Mir.Corp. Джеффри Мэнбер, известный в том числе и по ряду широко рекламировавшихся, но так и не реализованных проектов, связанных со станцией "Мир", и сейчас призывает журналистов не драматизировать ситуацию. Г-н Мэнбер все еще надеется урегулировать проблему с платежами, дипломатично заявляя, что с пониманием относится к болезненной и резкой реакции "Росавиакосмоса". Однако в космическом агентстве считают принятое решение окончательным, хотя и понимают, что ситуация складывается довольно щекотливая. И дело не только в упущенных миллионах долларов, которые должен был заплатить космический турист. Подготовить за оставшееся до старта время замену Лэнсу Бассу, заказать новый скафандр, ложемент и т.д. физически невозможно. Следовательно, впервые в отечественной истории космический корабль отправится на орбиту с неполным экипажем. Оценить финансовые последствия провалившегося проекта с Лэнсом Бассом довольно сложно, поскольку все договоренности между сторонами являются коммерческой тайной. Но порядок сумм, которые платят за услуги российских космических фирм орбитальные туристы, в принципе известен - речь идет о 15-20 млн долларов. Однако к этому надо прибавить еще и ущерб, нанесенный авторитету "Росавиакосмоса", руководители которого уже договорились о полете музыканта с партнерами по МКС, как известно, весьма прохладно относящимися к коммерческим инициативам своих российских коллег. Исторически сложилось так, что третий ложемент в наших "Союзах" был не просто пассажирским местом, но имел еще и явный идеологический подтекст. В 80-е советским космонавтам составляли компанию исследователи из стран победившего социализма - от Венгрии до Вьетнама и Монголии. "Парад суверенитетов" в 1991-м заставил даже во внеочередном порядке уступить третье место в корабле представителю независимого Казахстана, из-за чего россиянину Сергею Крикалеву пришлось провести на орбите "сверхнормативные" месяцы. После объединения России, США, Канады, Японии и ЕС в проект международной станции третье кресло было надолго зарезервировано за астронавтами НАСА и ЕКА. В последние годы российские космические корпорации преуспели в коммерциализации пилотируемой космонавтики и стараются именно с помощью третьего ложемента в "Союзе ТМ-1" закрепить за собой приоритет в совершенно новой отрасли бизнеса. Но в конце октября это место будет пустовать. Точнее, на орбиту вместо космонавта отправится полезный, но идеологически абсолютно нейтральный груз. |
|
|